Есн из чего складывается. Что такое единый социальный налог и кто его платит? Кто признается плательщиками данного налога

Предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь, взимаемый в соответствии с главой 24 НК (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2001 г. № 198 ФЗ). Налогоплательщиками налога признаются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам (работодатели):

а) организации;

б) индивидуальные предприниматели;

в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты. Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, он исчисляет и уплачивает налог по каждому основанию (ст. 235 НК). Объектом налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско- правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. Объектом налогообложения для физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско- правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц. Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско- правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества или имущественных прав (п. 1 ст. 236 НК). Объектом налогообложения для индивидуальных предпринимателей и адвокатов признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения является валовая выручка, определяемая в соответствии с Федеральным законом «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (п. 2 ст. 236 НК). Выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если:

а) у налогоплательщиков организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде;

б) у налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей или физических лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном (налоговом) периоде (п. 3 ст. 236 НК). Налоговая база организаций и индивидуальных предпринимателей определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками за в пользу физических лиц. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, не подлежащих налогообложению ЕСН, и сумм налоговых льгот по ЕСН), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей). Налоговая база физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, определяется как сумма выплат и вознаграждений за налоговый период в пользу физических лиц (п. 1 ст. 237 НК).

Налогоплательщики работодатели определяют налоговую базу отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом (п. 2 ст. 237 НК). Налоговая база индивидуальных предпринимателей, адвокатов определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской деятельности либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль организаций. Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, определяется как произведение валовой выручки и коэффициента 0,1 (п. 2 ст. 237 НК). При расчете налоговой базы выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их рыночных цен (тарифов), а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен. При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма НДС, а для подакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов (п. 4 ст. 237 НК).

Сумма вознаграждения, учитываемая при определении налоговой базы в части, касающейся авторского договора, определяется в соответствии с нормами НК по определению налоговой базы по налогу на доходы физических лиц (ст. 210 и п. 3 части первой ст. 221 НК). Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (ст. 240 НК). Для налогоплательщиков работодателей за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых, семейных общин малочисленных народов В случае, если на момент уплаты авансовых платежей по налогу налогоплательщиками работодателями накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно , деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, составляет сумму менее 2500 рублей, налог уплачивается по максимальной ставке, независимо от фактической величины налоговой базы на каждое физическое . Налогоплательщики, у которых налоговая база удовлетворяет указанному критерию, не вправе до конца налогового периода использовать регрессивную шкалу ставки налога. При расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника у налогоплательщиков с численностью работников свыше 30 человек не учитываются выплаты в пользу 10% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а у налогоплательщиков с численностью работников до 30 человек (включительно) - выплаты в пользу 30% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы. При расчете налоговой базы в среднем на одного работника учитывается средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом Государственным комитетом РФ по статистике. При определении указанных условий принимается средняя численность работников, учитываемых при расчете суммы налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет (п. 2 ст. 241 НК). Дата осуществления выплат и иных вознаграждений или получения доходов определяется как:

День начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты) - для выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками работодателями;

День выплаты вознаграждения физическому лицу, в пользу которого осуществляются выплаты, - для физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями;

День фактического получения соответствующего дохода - для доходов от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, а также связанных с этой деятельностью иных доходов (ст. 242 НК). В НК установлены:

а) порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога налогоплательщиками работодателями (ст. 243 НК);

б) порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога налогоплательщиками, не являющимися работодателями (ст. 244 НК);

в) особенности исчисления и уплаты налога отдельными категориями налогоплательщиков (ст. 245 НК);

г) перечень федеральных ведомств, учреждений и организаций РФ, освобождаемых от уплаты налога (п. 2-4 ст. 245 НК). Индивидуальные предприниматели, адвокаты не исчисляют и не уплачивают налог в части суммы налога, зачисляемой в Фонд социального страхования РФ.

Энциклопедия российского и международного налогообложения. - М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .

Смотреть что такое "ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ" в других словарях:

    Единый социальный налог - Налог федеральный. Регулируется главой 24 НК РФ. Льготы предусмотрены ст. 238 НК РФ. Региональные и местные органы власти льготы не устанавливают. Налоговая база исчисляется исходя из суммы выплачиваемых работникам доходов. Словарь бизнес… … Словарь бизнес-терминов

    единый социальный налог - Налог, объединяющий отчисления в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования. Введен 1 января 2001 г. [ОАО РАО "ЕЭС России" СТО 17330282.27.010.001 2008] Тематики экономика EN social tax … Справочник технического переводчика

    Единый социальный налог - (англ single social tax) в РФ налог (взнос), зачисляемый в гос ные внебюджетные фонды Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды … Энциклопедия права

    Единый социальный налог - Страховые взносы на обязательное страхование 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2009 2010 ИП ООО … Бухгалтерская энциклопедия

    Единый социальный налог - Эта статья о налоге, отменённом с 1 января 2010 года. О системе социального страхования см. статью Обязательное социальное страхование в России. Единый социальный налог (ЕСН) предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на… … Википедия

    ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ - (ВЗНОС) объединяет с 1 янв. 2001 отчисления в государственные внебюджетные фонды социального назначения (см. Налоги социальные). Установлен (гл. 24 НК РФ) единый подход к определению плательщиков, налоговой базы и сроков уплаты. С введением Е.с.н … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    Единый социальный налог - (англ single social tax) в РФ налог (взнос), зачисляемый в гос ные внебюджетные фонды Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ и предназначенный для мобилизации средств для реализации… … Большой юридический словарь

    Единый социальный налог - 1. Налог федеральный. Регулируется главой 24 НК РФ. Льготы предусмотрены ст. 238 НК РФ. Региональные и местные органы власти льготы не устанавливают. Налоговая база исчисляется исходя из суммы выплачиваемых работникам доходов. 2.… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

    Единый социальный налог - целевой федеральный налог, уплачиваемый организациями и физическими лицами, зачисляемый в федеральный бюджет и два государственных внебюджетных фонда (Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ) и… … Большой юридический словарь

ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ

Единый социальный налог введен с 1 января 2001 года в соответствии с главой 24 части II Налогового кодекса Российской Федерации .

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога, возложен на налоговые органы.

Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в состав единого социального налога не включаются и уплачиваются в Фонд социального страхования Российской Федерации в прежнем порядке. Контроль за уплатой этих взносов осуществляют органы Фонда социального страхования Российской Федерации.

Плательщики налога

Плательщики единого социального налога делятся на две категории (см. ):
- к первой категории относятся юридические и физические лица, являющиеся работодателями, которые производят выплаты наемным работникам;
- ко второй категории относятся лица, получающие доходы в результате собственной деятельности.

В случае если налогоплательщик одновременно относится к обеим категориям, то он признается отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.

Не являются плательщиками единого социального налога организации и индивидуальные предприниматели, которые пере?ли на специальные налоговые режимы. Они не исчисляют единый социальный налог в части доходов, получаемых от этих видов деятельности.

Лица, получающие доходы в результате собственной деятельности (к ним отнесены индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, главы крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокаты) не уплачивают единый социальный налог в части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения для исчисления налога (ст. 236 НК РФ) признаются:

для налогоплательщиков, относящихся к первой категории (см. Плательщики налога):
- выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу своих работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, (выполнение работ, оказание услуг), по авторским и лицензионным договорам;
- выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, на связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, либо авторским или лицензионным договором.
Выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превы?ающих 1000 рублей в расчете на одного работника за календарный месяц.
Не признаются объектом налогообложения выплаты, которые производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организации, или средств, остающихся в распоряжении индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц.

для налогоплательщиков, относящихся ко второй категории (см. Плательщики налога):
доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением;
для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.

Для всех случаев уплаты единого социального налога устанавливается перечень сумм, не подлежащих налогообложению () и льготы по уплате единого социального налога ().

В части суммы единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд социального страхования Российской Федерации, в налоговую базу не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.

Налоговая база по единому социальному налогу () определяется для налогоплательщиков, относящихся к первой категории, (см. Плательщики налога) как сумма выплат и иных вознаграждений, являющихся объектом налогообложения и начисленных работодателями за налоговый период, а для налогоплательщиков, относящихся ко второй категории, (см. Плательщики налога) как сумма доходов, являющихся объектом налогообложения и полученных этими налогоплательщиками за налоговый период.

Налогоплательщики, относящиеся к первой категории, (см. Плательщики налога) определяют налоговую базу отдельно по каждому работнику с начала года нарастающим итогом

Ставки единого социального налога

Базовая ставка единого социального налога составляет 26 %, в том числе:

в Пенсионный фонд РФ 20 %;

в Фонд социального страхования РФ 3,2 %;

в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 0,8 %;

в территориальные фонды обязательного медицинского страхования 2 %.

Регрессивная?кала налогообложения

Главой 24 части II НК РФ установлена регрессивная?кала налогообложения и определены условия ее применения ( , ).

1. Для налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие налоговые ставки:

ставки:

Федеральный бюджет

Того

До 280000 рублей

20, 0 процента

3 , 2 процента

0, 8 процента

2, 0 процента

26, 0 процента

56000 рублей + 7,9 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

8960 рублей + 1,1 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

5600 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

72800 рублей + 10,0 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

81280 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

12480 рублей

3840 рублей

7200 рублей

104800 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

Для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие налоговые ставки:

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Федеральный бюджет

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонды обязательного медицинского страхования

Того

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Террито-риальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

15,8 процента

2, 2 процента

0, 8 процента

1,2 процента

20, 0 процента

От 280001 рубля до 600000 рублей

44240 рублей + 7,9 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

6160 рублей + 1,1 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,4 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

3360 рублей + 0,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

56000 рублей + 10,0 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

69520 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

9680 рублей

3520 рублей

5280 рублей

88000 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

3. Для налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи, применяются следующие налоговые ставки:

Федеральный бюджет

Фонды обязательного медицинского страхования

Того

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

7,3 процента

0,8 процента

1,9 процента

10,0 процента

От 280001 рубля до 600000 рублей

20440 рублей + 2,7 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

28000 рублей + 3,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

29080 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

3840 рублей

6600 рублей

39520 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

4. Адвокаты уплачивают налог по следующим налоговым ставкам:

Налоговая база нарастающим итогом

Федеральный бюджет

Фонды обязательного медицинского страхования

Того

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

территориальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

5,3 процента

0,8 процента

1,9 процента

8,0 процента

От 280001 рубля до 600000 рублей

14840 рублей + 2,7 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

5320 рублей + 0,4 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

22400 рублей + 3,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

23480 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

3840 рублей

6600 рублей

33920 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

Порядок исчисления и уплаты

Главой 24 части II НК РФ устанавливается порядок исчисления и уплаты единого социального налога налогоплательщиками, выступающими в качестве работодателей, () и налогоплательщиками, не являющимися работодателями, (). Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года ().

Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в отно?ении каждого фонда и определяется как соответствующая доля налоговой базы. Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Налогоплательщики-работодатели умень?ают сумму налога, уплачиваемую в Фонд социального страхования Российской Федерации, на сумму произведенных ими расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством Российской Федерации. При этом расходы на оплату первых двух дней временной нетрудоспособности не умень?ают сумму налога, уплачиваемую в Фонд социального страхования Российской Федерации, в связи с тем, что указанные расходы оплачиваются за счет средств работодателей в соответствии с федеральным законом от 29.12.2004 г. 202-ФЗ О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год.

По итогам отчетного периода (календарного месяца) налогоплательщики-работодатели производят исчисление авансовых платежей по налогу, исходя из налоговой базы, исчисленной с начала календарного года, включая последний отчетный период, и соответствующей ставки налога. Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

Уплата авансовых платежей налогоплательщиками-работодателями производится ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на уплату труда за истек?ий месяц, или в день перечисления средств на оплату труда со счетов налогоплательщиков на счета работников, или по поручению работников на счета третьих лиц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Данные о суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Федеральной налоговой службой.

Ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за истек?им кварталом, налогоплательщики-работодатели обязаны представить в региональные отделения фонда социального страхования Российской Федерации сведения (отчеты) по форме, утвержденной Фондом социального страхования Российской Федерации, о суммах:
1)начисленного налога в Фонд социального страхования Российской Федерации;
2)использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированнного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;
3)направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
4)расходов, подлежащих зачету;
5)уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с приказом Минфина России от 15.01.01 3н с 16 января 2001 года для перечисления средств по платежам в государственные социальные фонды по каждому из фондов открывается свой лицевой счет в органах федерального казначейства. Платежные поручения на перечисление средств в уплату ЕСН, а также недоимок, пеней и?трафов, образовав?ихся на 1 января 2001 года по платежам в фонды, представляются в банк отдельно по каждому из них.

Единый социальный налог является федеральным налогом РФ. Он начисляется в федеральный бюджет, а также различные внебюджетные фонды общегосударственного уровня. Эти фонды представлены Фондом социального страхования, медицинского обязательного страхования. Данный налог предназначен для сбора целевых средств, необходимых государству для осуществления пенсионного и социального обеспечения и медобслуживания населения. Через ЕСН проявляется социальная

Законом № 212- ФЗ от 24 июля 2009 года было определено, что с 1 января 2010 года утрачивает силу 24 глава ЕСН. Это означает, что выплата ЕСН была заменена уплатой плательщиками обязательных взносов в фонд соцстрахования и фонд Пенсионный, а также в ТФОМС и ФФОМС.

По данному закону ставки отчислений , оставались неизменными с 1 января 2010 года, в то время как начиная уже с 1 января 2011 года возросли на 34%, из них 26% составляют отчисления по пенсионному обязательному страхованию. Взносы по страхованию выплачиваются с общего годового заработка, который не превышает 415 тысяч рублей. Такая система страховых отчислений обязательного характера позволяет существенно повысить уровень пенсий. При этом пенсии после тридцати лет уплаты обязательных взносов составляет не меньше, чем 40% от уровня зарплаты.

Уплачивают единый те плательщики, которым нужно производить оплату труда физических лиц, а также плательщики, которые уплачивают ЕСН с собственного дохода. К первой группе относят юридических лиц, физлиц, зарегистрированных как и производящих выплаты зарплат другим физическим лицам, а также обычных физлиц (граждан). Плательщики в этом случае выступают в качестве работодателей.

Единый социальный налог , согласно 235 и 236 статьям Налогового Кодекса РФ должен уплачиваться организациями, которые выплачивают вознаграждения физлицам по гражданско-правовому, трудовому и авторскому договорам, за исключением случаев выплат вознаграждений индивидуальным предпринимателям.

Единый социальный налог должен быть уплачен после предоставления налоговой декларации до 30 марта года, наступающего за истекшим периодом отчетности. Копию декларации нужно предоставлять в орган ПФР территориального масштаба в срок до 1 июля того года, который следует за отчетным периодом по уплате ЕСН.

Единый социальный налог имеет объектомдля работодателей вознаграждения, выплаченные физическим лицам по различного рода договорам и, кроме того, выплаты, которые производились по трудовым договорам.

Налоговые льготы соц налог предусматривает в следующих случаях. От его уплаты освобождаются не облагаемые налогом на доходы физлиц пособия и компенсации в случае неиспользованного отпуска, страховые взносы по договору медицинского страхования. Кроме того, не облагаются ЕСН те выплаты, которые не относятся к уменьшающим базу в случае доходы и расходы инвалидов всех трех групп (I, II и III).

Ставки ЕСН и его распределение определяются статьей 241 НК. Суммы, которые не подлежат обложению, указаны в статье 238, а льготы - в 239 статье НК. Сам порядок исчисления и установленные сроки уплаты прописаны в НК. Суммы выплачиваются отдельно в федеральный бюджет и отдельные фонды по соответствующей процентной доле налоговой базы.

Сумма, подлежащая уплате в соцстах, плательщиком уменьшается самостоятельно на сумму расходов на цели соцстрахования. Сумма, подлежащая выплате в федеральный бюджет, может уменьшаться плательщиками на сумму страховых взносов за этот же период на пенсионное страхование, исходя из тарифов, предусмотренных законом № 167-ФЗ от даты 15 декабря 2001 года «О пенсионном обязательном страховании».

По итогам месяца плательщики должны исчислять авансовые платежи по ЕСН по величине выплат, начисленных с начала соответствующего до завершения данного месяца.

Знакомы всем владельцам дачных участков и автомобилей. Подоходный налог платят все работающие граждане, но они могут и не знать, что такое ЕСН.

Что такое единый социальный налог

В самом названии ЕСН зашифрована его суть - это налог социального назначения. Аббревиатура ЕСН обозначает единый социальный налог. Это отчисления, направленные на мобилизацию средств, предназначенных для пенсионного и социального обеспечения на государственном уровне.

Эти налоговые сборы не подлежали вычету у работающего населения, оплата ЕСН производилась за счет средств и организаций. Ставка налога была единой - 26% от фонда оплаты труда. Эти суммы не высчитывались из заработной платы, сами работники платили другой налог.

Новые налоги вместо ЕСН

Единый социальный налог был упразднен с 01.01.2010 года. Теперь выплаты того же назначения полагается делать в три государственных организации. Это 3 разных структуры:

  1. Пенсионный фонд РФ (ПФР).
  2. Фонд социального страхования РФ (ФСС).
  3. Фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС).

Сначала суммированная ставка по этим 3 фондам была идентичной ЕСН, но в январе 2011 произошло повышение выплат сразу в 2 фонда. Позже проценты выплат немного снизили, но они не стали равняться прежним 26%, после уменьшения совокупная ставка социальных налогов - 30 процентов.

Это видео расскажет, что за отчисления входят в единый социальный налог:

Нормативное регулирование

Нормативно-правовое регулирование ЕСН было оформлено на разных уровнях.

  • Обязательность налогов социального назначения предусмотрена в Конституции РФ. Именно это документ является главным, занимая первый уровень правовых актов.
  • Также в первом уровне расположены Трудовой (ТК), Налоговый (НК) и Гражданский кодексы (ГК) РФ.
  • Федеральные законы тоже относятся к нормативному регулированию первого уровня. Единый социальный налог был введен с 01.01.2001 года согласно ФЗ №118 от 5 августа 2000 г. В таком виде налоговые выплаты социального назначения просуществовали 9 лет. Согласно ФЗ №212 от 24.07.2009 г. ЕСН был заменен на другие выплаты, начиная с 1 января 2010 года.

Объекты налогообложения

  • Под объектами единого социального налога первой группы понимались доходы по трудовым договорам различного характера и выплаты по единовременным контрактам. Также ЕСН взимался с вознаграждений по гражданско-правовым договорам, подразумевающим оплату услуг или выполнение каких-либо работ с определенным доходом. Договора по или собственность не являлись объектами налогообложения ЕСН.
  • Вторая группа объектов ЕСН также подразумевает доходы, но они касаются частной практики. Это оставшиеся средства после вычета расходов при ведении частной предпринимательской или профессиональной деятельности иного характера.

Существовали и налоговые льготы, от оплаты ЕСН освобождалась целая категория доходов:

  • Выплаты по договорам личного добровольного страхования
  • Необлагаемые налогом государственные компенсации и пособия
  • Компенсация при увольнении за отпуск, неиспользованный во время работы
  • Страховые взносы по договорам на добровольное медстрахование за своих работников.

Объекты ЕСН

Определение сумм объектов налогообложения происходило по периодам.

  • Выделялся классический налоговый период, сроком 1 календарный год.
  • Также выделялись 3 отчетных периода - 1 квартал, полугодие и первые 3 квартала года.

Консультация юриста по вопросу возвращения ЕСН даны в этом видео:

Субъекты

Плательщики единого социального налога были разделены на 2 группы.

  • Первой являлись субъекты, имеющие сотрудников, получающих заработную плату, вне зависимости от того, или деятельность ведет индивидуальный предприниматель.
  • Ко второй группе относились лица, занимающиеся частной практикой. К ним относятся адвокаты, нотариусы, и другие налогоплательщики на самозанятости. Часто такие субъекты параллельно являлись плательщиками и первой категории - они облагались налогом за частную практику и за выплаты заработных плат нанятым сотрудникам. Примером может служить администратор в кабинете врача или секретарь у нотариуса.

Субъекты ЕСН

Важные нюансы

В 2017 году в очередной раз заговорили о возвращение ЕСН. Изначально он был введен для упрощения расчетов по налогам, позволяющим подать документы и перечислить средства в одну организацию. В 2010 году было решено, что это невыгодно с точки зрения собираемости сумм налогов, поэтому ЕСН разделили на 3 фонда. Сейчас вопрос с возвратом к модели налогообложения в формате ЕСН по-прежнему открыт. Активное обсуждение по возврату этой системы началось еще в 2016 году, хотя в 2015 было решено не прибегать к выплате социальных налогов в формате ЕСН.

Понятие единого социального налога уже несколько лет является устаревшим, но даже бухгалтеры по-прежнему называют ЕСН выплаты в 3 государственных органа. Неважно, как называются выплаты социальных налогов - они идут на обеспечение пенсий и других государственных пособий.

Теоретически возврат к ЕСН вполне возможен, эту меру сейчас рассматривают в правительстве в качестве антикризисной. Это будет ясно к середине 2017 года, но если ЕСН вернут, то уже предусмотрено увеличение ставки для лиц с большой заработной платой. Пока озвучена сумма, превышающая 796 тысяч рублей заработка за год.

Остается только дождаться и узнать, вернут ли на самом деле ЕСН.

Единым социальным налогом (сокращенно ЕСН ) до 2010 года называлась выплата от фонда заработной платы , при этом сумма отчислений дробилась на несколько частей для последующего зачисления в различные фонды. ЕСН в 2009-2010 годах был упразднен, хотя фактически он был просто разделен, и вместо него появились самостоятельные графы обязательных выплат: ФСС , ФОМС , ПФ.

Значение единого социального налога

По сути своей, единый социальный налог – это четверть вашей зарплаты, которую работодатель перечисляет в различные фонды для обеспечения государственных гарантий на бесплатную медицину, социальную защиту и формирование пенсионных накоплений.

Все налогоплательщики данного налога признаются, что теперь, с дроблением выплат, стало сложнее и тяжелее, увеличилась нагрузка на бухгалтерию и происходит снижение зарплаты.

Кто должен платить единый социальный налог?

Плательщиком единого налога всегда является работодатель, а в случаях, когда предприниматель работает сам на себя, то платежи он осуществляет и на себя тоже, но от имени организации (официального ее названия и реквизитов). Плательщиком ЕСН не может быть физическое лицо, а исключение распространяется только на работников правовой отрасли – нотариусов и адвокатов.

Что является объектом обложения?

Объектом обложения ЕСН являются деньги, которые работник получил за выполненную работу или ее часть, при этом был составлен трудовой договор или соглашение на авторство по интеллектуальной собственности.

В общем понятии — это либо ваша официальная заработная плата, либо вознаграждения. Под вознаграждениями подразумеваются:

  • премии;
  • отпускные.

Как рассчитать размер единого социального налога в 2018

Размер начислений по расчетом ЕСН составлял 26% фонда заработной платы, а теперь та же сумма разбрасывается по отдельным графам в зависимости от суммы доходов и категории работающих граждан.

Например, инвалиды не платят ЕСН.

По действующему законодательству дробление ЕСН выглядит следующим образом:

  • отчисления в пенсионный фонд – 14%;
  • выплаты по соцстраху – 2,9%;
  • медицинское страхование – 1,1%;
  • к прочим выплатам отнесем ТФОМС – 2% и ФБ – 6%.

Для предпринимателей

Предприниматель, как и любой другой работодатель, обязан оплачивать ЕСН (или его современные аналоги) в полном объеме за всех официально устроенных сотрудников, кроме случаев, когда используется труд инвалидов и детей в неполный рабочий день (в пределах законности), а также лиц, имеющих льготы по данному сбору.

Для индивидуальных предпринимателей

Для индивидуальных предпринимателей, если у них есть нанятые официально работники, схема выглядит точно также, как и для остальных работодателей. Если же человек работает сам на себя, то от лица своей организации он вносит платежи на собственное имя. платежи вносятся с той суммы заработной платы, которую сам себе установит.

Поделиться