Презентация на тему рыночная экономика в географии. Рыночная экономическая система. Рыночная система, в экономике способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в частной. Актуализация опорных знаний

Введение

  1. Рыночная экономика, понятие и ее сущность. Теория свободных рынков
  2. Понятие и разновидности рынка
  3. Сегментация и емкость рынка
  4. Рыночная экономика в России

Заключение

Используемая литература

Введение

В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Рыночная экономика включает в себя несколько различных по содержанию моделей экономики. Они отличаются в зависимости от степени воздействия государства на экономику и от приоритетных задач.

Однако современная модель рыночного хозяйствования, которая сложилась в странах с высоко- и среднеразвитой рыночной экономикой, характеризуется рядом общих закономерностей: открытость рынка; высоким уровнем развития экономики страны в целом и инфраструктуры рынка; развитой системой методов регулирования национальной экономики; экономическим ростом.

Таким образом, тема курсовой работы имеет большую актуальность в наши дни, так как сегодня Россия имеет место в процессе перехода к рыночным отношениям. Она находится в зоне неустойчивости, потому что не определен конкретный вариант дальнейшего развития. Это связано с проблемой выбора модели экономики. Пока еще относительно легко направить развитие по тому или иному пути. Но в дальнейшем изменение выбранного направления развития становится весьма трудным.

У нас есть несколько вариантов формирования экономики. Теоретически возможен выбор между уже показавшими себя на практике национальными моделями организации хозяйства. Но успешное использование мирового опыта в отечественной экономике должно происходить с учетом различий в нынешнем уровне производительной базы, национального колорита. Необходимость дальнейших рыночных реформ, традиционно высокая роль государства, усиление социальных начал в современной экономике, невозможность и нежелательность возврата к тотальному доминированию государства в экономике сужают теоретически широкий выбор до модели социального рыночного хозяйства. Поэтому судьбоносное значение переживаемого Россией исторического момента не громкие слова, а суть современной ситуации.

1. Рыночная экономика, понятие и ее сущность. Теория свободных рынков

Рыночная экономика - экономическая система, в которой роль основного регулятора экономических отношений играет рынок. В этой системе распределение ресурсов и формирование пропорций, удовлетворяющих общественные потребности, осуществляется с помощью рыночных механизмов. Они улавливают движение спроса и предложения через систему цен и прибылей. Рыночное движение потребительских благ и услуг и соответствующий ему перелив ресурсов образуют в целом экономический оборот любой рыночной экономики.

Неотъемлемыми предпосылками рыночной экономики являются общественное разделение труда, рыночный обмен продуктами труда, частная собственность, экономическая свобода хозяйствующих субъектов, их экономическая и юридическая самостоятельность и ответственность, правовая система, законодательно закрепляющая «правила игры» на рынке.

Будучи общей экономической системой, рыночная экономика развивается по единым для всех стран законам. Их универсальность обусловливает общую природу рыночной экономики, проявляющуюся в общности не только предпосылок, но и ее функций и механизмов на всех этапах развития. Вместе с тем в зависимости от конкретных исторических условий каждой страны эти общие закономерности реализуются в разнообразных страновых моделях рыночной экономики.

Совокупность регулирующих функций, осуществляемых рынком, делают рыночную экономику саморегулирующейся, самонастраивающейся системой. Данной системе присуща способность автоматически увязывать частные и общественные интересы. Это придает ей необходимую гибкость и динамизм.

Развитие рыночной экономики сталкивается с рядом противоречий. К основным из них относится неспособность рыночных механизмов удовлетворять Многие потенциальные общественные потребности, возникающие в ходе развития общества, циклический характер экономического развития, усиление социально-экономической дифференциации, рост монополистических тенденций и др. Рыночная экономическая система не способна полностью учитывать и удовлетворять общественные или коллективные потребности в социальных благах: в услугах здравоохранения, образования, культуры, связи, охране окружающей среды и др. На индивидуально-частных рыночных началах не могут быть созданы и функционировать многие элементы производственной и социальной инфраструктуры: автомобильные и железнодорожные магистрали, различные общественные сооружения и др. Разрешению или, по крайней мере, смягчению таких противоречий служит государственное экономическое и социальное регулирование. На это в индустриально развитых странах направлена государственная социальная, инновационная, антимонопольная и другие формы политики.

Современная рыночная экономика - социально ориентированная экономика. Государство не только дополняет и корректирует действие рынка, но и является важнейшим механизмом, обеспечивающим социальную направленность развития рыночной экономики.

С позиции истории бизнеса: Рыночная экономика экономическая система, направляемая и регулируемая механизмом стихийных рыночных транзакций в адекватной институциональной среде и господстве соответствующих институтов.

Рыночная экономикаосновывается на принципах:

  1. предпринимательства;
  2. многообразия форм собственности на средства производства;
  3. рыночного ценообразования *
  4. договорных отношений между хозяйствующими субъектами (людьми, предприятиями и т.д.);
  5. ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность.

Одним из достижений рыночной экономики принято называть равенство, равные возможности.

В сегодняшней реальной жизни уже нет примеров чисто рыночной, полностью свободной от государства экономики. Передовые страны (особенно Германия, Франция) ищут наиболее рациональные, гуманные и социально справедливые пути хозяйствования, стремятся органически и гибко сочетать рыночную эффективность с государственным регулированием. Подобные попытки соединить все лучшее и образуют смешанную экономику.

Форма государственного вмешательства варьируется от увеличения масштабов гос. собственности и зависимости субъектов рынка от бюджетных средств до защиты лишь эк. свободы. Монетаризм адекватно характеризует поведение экономики, когда спрос повышает предложение, а темпы роста высоки. Естественно, что государству в этом случае нет надобности вмешиваться до тех пор, пока экономика этого не потребует. Такая позиция возможна, если абстрагироваться от социальной составляющей, что и свойственно монетаристам. Они считают, что источник соц. выплат (высокие налоги) сокращают инвестиции и тормозят развитие экономики и под натиском монополии государства зачастую сокращают соц. программы.

Согласно монетаризму эк. свобода абсолютная ценность и предлагается в качестве блага всем, кто ищет пути более эффективного развития, в т.ч. эти постулаты были предложены и России. В период 1992-1997 Правительство России консультировала группа сотрудников из Гарварда по вопросам внедрения либеральной модели в соответствии с концепцией МВФ.

Международные исследовательские центры разработали 17 показателей эк. свободы, которые можно объединить в 4 группы:

  • -Государственное регулирование рынков (защита частного сектора от чрезмерного регулирования)
  • -Государственное финансовое изъятие (защита от тяжести налогов)
  • -Инфляция (защита денег, как средство обмена и сбережения)
  • - Международные отношения (свобода контактов с зарубежными странами)

С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Появившиеся идеи экономического либерализма, которые впервые наиболее полно обосновал А. Смит в своем “Исследовании о природе и причинах богатства народов”, нашли большое число поклонников.

Согласно А. Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из идей учения А. Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством. А. Смит считал, что, поскольку главным регулятором выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.

При этом последователи А Смита, которых относят к так называемой классической школе, исходили из тезиса о необходимости выполнения государством традиционных функций, понимая, что есть сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это прежде всего касается так называемых общественных товаров т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно (национальная оборона, образование, транспортная система, здравоохранение и т.д.) Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданами этой продукции.

К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные эффекты. Механизм рынка часто не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать опираясь на прямой контроль государства, т.е. государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.

Экономическая практика подтвердила, что существуют ситуации, так называемое фиаско рынка. Авторы классической экономической школы, сформулировав принципы свободно

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Презентацию на тему "Рыночная экономика" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Экономика. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 27 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Слайд 2

Цель – изучить понятия деньги, функции денег, виды денег, денежная масса, разделение труда, специализация, основы рыночной экономики, спрос, предложение для: освоения системы знаний об экономической деятельности и об экономике России; овладения умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства; формирования опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

Слайд 3

Деньги – особый товар, выступающий в роли всеобщего эквивалента (позволяет единообразно соизмерить все товары для обмена). Деньги –это товар, в котором выражается стоимость других товаров(принимается всеми в обмен на любые товары). Деньги - дают возможность сохранить и накопить часть текущих доходов в форме сбережений.

Слайд 4

Функции денег:

1. Средство обмена (на деньги можно обменять любые товары). 2. Мера стоимости (с помощью денег можно оценивать все остальные товары). 3. Средства сбережения (свои функции может выполнять и в будущем). В качестве денег в древности использовали: скот, зерно, шкурки зверей, золото, серебро.

Слайд 5

Деньги предпосылка специализации

Денежная масса

Слайд 6

Разделение труда и специализация

Разделение труда – разделение процесса производства на ряд отдельных операций, этапов, выполняемых разными работниками Специализация (specialization) – это сосредоточение деятельности на относительно узких направлениях (в руках человека или хозяйственной организации, которые справляются с нею лучше других).

Слайд 7

Разделение труда

Недостатки специализации: Монотонность и нудность Специализация и кооперация связаны друг с другом, чем меньше мы производим для себя, тем больше мы зависим от других.

Слайд 8

II. Основы рыночной экономики

Частная собственность Свобода предпринимательства и выбора Конкуренция Личный интерес и частная хозяйственная инициатива Свободное ценообразование Ограниченная роль правительства

Слайд 9

Частная собственность (private property)

В условиях рыночной экономики в основном материальные ресурсы являются собственностью частных лиц и частных институтов. Частная собственность позволяет по своему усмотрению приобретать, контролировать применять и реализовывать материальные ресурсы. Институт частной собственности поддерживается правом завещания. В рыночной экономике важную роль играет и государственная собственность, которая владеет некоторыми «Естественными монополиями»

Слайд 10

Свобода предпринимательства и свобода выбора

Свобода предпринимательства (freedom of enterprise) – означает, частные предприятия вправе приобретать экономические ресурсы, организовывать процесс производства товаров и услуг и продавать на рынке. Свобода выбора (freedom of choice) –означает: Владельцы материальных ресурсов и денежного каптала могут эти ресурсы использовать по своему усмотрению. Потребители свободны в пределах своих финансовых возможностей. Потребитель в рыночной экономике занимает особое место и определяет какие товары и услуги покупать. Потребительский выбор определяет что будет производить производитель. Они не «свободны» производить товары, которых потребители не желают.

Слайд 11

Конкуренция (competition)

Ограниченный ресурс

КОНКУРЕНЦИЯ (competition)- борьба за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров.

Слайд 12

Свобода выбора, реализуется в форме стремления каждого получать для себя лично денежный доход, это служит основой для конкуренции, или экономического состязания. Конкуренция означает: 1.Наличие на рынке большого числа независимо действующих покупателей (consumer) и продавцов(seller) любого конкретного товара или ресурса. 2. Свободу выступать на тех или иных рынках и покупать их.

Слайд 13

Конкуренция (competition)

Экономическая конкуренция выгодна: Конкуренция обеспечивает те товары и услуги, которые нужны потребителям и там где они необходимы. Производители знают, что если они не удовлетворят запросы потребителей то это сделают конкуренты. Производители стремятся работать более эффективно. Это экономит ресурсы, повышает суммарный выпуск, улучшает жизненные стандарты через понижения цен.

Слайд 14

Личный интерес (personal interest)

Главная движущая сила в рыночной экономике личный интерес. Каждая экономическая единица делает то, что в его интересах. Предприниматель – МАХ-т прибыль, владелец ресурсов продает их по более высокой цене, рабочий пытается получить высокую заработную плату и т.д.

Слайд 15

Рынки и цены (market and price)

Решения принимаемые продавцами и покупателями реализуется через систему рынков. Рынок это механизм осуществляющий контакт между покупателями и продавцами. Макдональдс, автозаправочная станция, аукцион «Сотби» это примеры рынка. Рыночная система многосложная система связей, через эти системы связей решаются глобальные экономические вопросы: что производить, как производить и для кого.

Слайд 16

Как система ценообразования отвечает на вопросы: ЧТО? Высокий спрос ведет к повышению цен. Это привлекает производителей. Расширяется производство товаров. И наоборот. КАК? Система ценообразования помогает производить товары т.о., чтобы производитель мог min – ть свои затраты и мах- ть прибыль. КТО? У кого доходы выше, тот ест копченную колбасу, у кого ниже, тот ест сосиски.

Слайд 17

Спрос и предложение (demand and supply)

Спрос – желание и возможность приобрести товар или услугу по определенной ценой, в определенном количестве, в определенное время, в определенном месте Предложение – желание и возможность продать товар или услугу по определенной ценой, в определенном количестве в определенное время, в определенном месте

Слайд 18

Слайд 19

Рыночное равновесие

Ситуация на рынке

Продавец хочет и может продать товары и услуги по определенной цене

Покупатель хочет и может купить товары и услуги по определенной цене

Равновесная цена

Слайд 20

Законы спроса и предложения (law of demand and law of supply)

Закон спроса – повышение цен ведет к понижению объема спроса, а снижение цен к увеличению объема спроса (существует обратная связь между ценой товара и величиной покупательского спроса); Закон предложения – повышение цен ведет к росту объема предложения, а снижение цен к уменьшению объема предложения (существует прямая связь между ценой товара и величиной предложения);

Слайд 21

Эквивалент - равнозначащий, равносильный продукт. Эквивалентность особенно важна при сравнении товаров и их обмене друг на друга. С этой целью используются товарные эквиваленты, то есть товары, равноценные другим, используются как эталоны сравнения ценности. Всеобщим товарным эквивалентом, с которым сравниваются все товары, являются деньги. Банк - финансовое учреждение, которое продает и покупает деньги Кредит- предоставление денег в долг, с уплатой процента Облигация – ценная бумага на предъявителя, долговое обязательство государства или других учреждений, по которым владелец получает ежегодный фиксированный доход в виде определенного процента к их стоимости. Проценты по вкладам – плата, получаемая от банка за использование вклада. Процент по кредиту – плата, получаемая за пользование кредитом.

Слайд 22

Срочный вклад – вклад денежных средств в банк под проценты на определенный срок Бартер – прямой обмен одних товаров или услуг на другие без использования денег. Активы – все ценное что человеку, фирме или государству принадлежит на правах собственности Ликвидность - степень легкости, с которой какие-либо активы могут быть превращены в деньги Денежная масса – сумма денег, которыми владеют граждане, фирмы, государство для использования в расчетах и сбережения.

Слайд 23

Отрасль экономики – совокупность предприятий и организаций, производящих однородную продукцию или услуги Цена – денежное выражение стоимости Себестоимость – совокупность затрат на производство и реализацию товара Монополия – 1. Исключительное право на производство, продажу чего-либо 2. деятельность в какой-либо сфере при отсутствии свободной конкуренции

Слайд 24

Слайд 25

Задание для учащихся

Найти в литературе цитаты, высказывания мыслителей на тему: «Роль денег в жизни людей»; Нарисовать «крест Маршалла», объяснить какие закономерности можно охарактеризовать с его помощью; Построить график спроса и предложения, найти и заштриховать области дефицита и избыточного предложения;

Слайд 26

Используемая литература

Обществознание – под редакцией Л.Н. Боголюбова и Н.И. Городецкой – для учащихся 8 класса, Москва, «Просвещение», 2010 г. Обществознание под редакцией Никитина А.Ф. – для учащихся 8-9 классов, Москва, «Просвещение», 2009 г. 3. Экономика, Липсиц И.В., Москва, Вита Пресс, 2007 г.

Слайд 27

Вопросы для обсуждения

1. Вспомните произведения мировой и отечественной литературы, в которых изображалась бы власть денег. Прокомментируйте их с психологической и экономической точек зрения.

  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.



  • Главные функции рынка: информационная, т. е. распространение различной информации, необходимой человеку в условиях рынка; посредническая (в условиях развитого разделения труда экономически обособленные производители могут обмениваться результатами своего труда); стимулирование эффективного хозяйствования, рационального использования органических ресурсов человеком и обществом;


    Главные функции рынка: распределения и обмена (обеспечивается распределение и обмен между группами общества); пропорциональности (рынок способствует установлению соответствия между производством и потребителем); санирования (через механизм конкурентной борьбы происходит «очищение» рынка от неконкурентных предприятий).




    Характерные черты рыночной экономики Свобода хозяйственной деятельности, когда предприниматели могут заниматься любым делом, которое не запрещено законом, выпускать продукцию в таком количестве, которое они сочтут нужным, и продавать там, где захотят, и любому, кто захочет и сможет её купить. Личная материальная ответственность производителей и покупателей за принимаемые решения: и те, и другие затрачивают собственные средства и рискуют ими. В условиях рыночной экономики равноправны любые формы собственности при наибольшем распространении частной. Производители действуют в условиях конкуренции. Цены на рынке формируются свободно с учётом соотношения спроса и предложения.






    Спрос Под спросом понимается потребность в представленных на рынке товарах и услугах, подтвержденная платежеспособностью покупателей. Величина спроса это количество товара, которое покупается в зависимости от его цены за определенный промежуток времени. Согласно закону спроса с увеличением цены падает величина спроса и наоборот.


    Факторы спроса 1. Ценовые 2. Неценовые: вкусы потребителей; число потребителей на рынке; доходы потребителей; потребительские ожидания изменения цен и доходов; цены на взаимосвязанные товары (автомобиль бензин); цены на взаимозаменяемые товары (кофе чай); культурные традиции, обычаи.



    Предложение Предложение это количество товаров, которое продавцы (производители) готовы поставить на рынок по определённым ценам. Объем, величина предложения это количество продукта (товара, услуг), которое продавец (производитель) желает, может и способен в соответствии с наличием или производительными возможностями предложить для продажи на рынке в течение некоторого периода времени при определенной цене. Согласно закону предложения с повышением цены возрастает величина предложения и наоборот.




    • Цель урока: создать условия для формирования представления о рыночном механизме регулирования экономики
    • Задачи:
    • А) образовательные : научить определять условие функционирования рынка, подвести к понятию конкуренция-двигатель рынка, рыночный механизм-механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка
    • б) развивающие : развить способность формирования собственного мнения и позиции: развивать способность развивать логическую цепочку рассуждений
    • В) воспитательная : развивать познавательный интерес

    • 1. рынок и условия его функционирования
    • 2. конкуренция
    • 3. спрос и предложение на рынке
    • 4. рыночное равновесие
    • 5. невидимая рука «рынка»

    Рынок и условия его

    Функционирования

    Рынок- это особый способ организации общественного производства, основанный на свободе предпринимательства и самостоятельном принятии решений об объемах, ценах продаж; это механизм согласования интересов потребителей и производителей на основе взаимодействия спроса, цены и предложения.



    Свободный обмен частная собст. материальн. между продавцами на экономич. ответсвенн. и покупателями ресурсы за результаты принятых решений


    Условия функционирования

    1. свободное ценообразование

    2. конкуренция

    3.свобода предпринимательской деятельности


    Конкуренция

    Конкуренция- это соперничество, борьба -она позволяет обойтись без общественного контроля производства -обеспечивает свободное ценообразование -стимулирует выпуск более дешевых и качественных товаров -государство заинтересовано в поддержке и развитии конкуренции


    Спрос и предложение

    Спрос - это потребность или желание потребителя купить конкретный товар или получить услугу в конкретное время и в конкретном месте

    Факторы, влияющие на спрос:

    1.денежный доход

    2. рост населения

    3. размер рынка

    4.вкусы потребителей, мода, сезонность

    5 . Цена –это денежное выражение экономической ценности благ, определяемой затратами на их производство и полезностью.


    Закон спроса

    • Р-цена
    • Q-кол-во товара
    • D-спрос

    Чем выше цена, тем ниже спрос, т.е. объем спроса на товары и уровень цен на них находятся в обратно- пропорциональной зависимости.


    Предложение - возможность и желание продавца (производителя ) предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам.


    Факторы, влияющие на предложение: 1. Наличие товаров-заменителей. 2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих). 3. Уровень технологий. 4. Объём и доступность ресурсов. 5. Налоги и дотации. 6. Природные условия 7. Ожидания (инфляционные, социально-политические) 8. Размеры рынка


    Закон предложения

    • Р- цена
    • Q-кол-во товара
    • S-предложение

    Закон предложения можно сформулировать так: чем выше на рынке цены на какой-либо товар, тем большее количество данного товара готовы поставить на рынок производители и продавцы .


    • Когда количество товаров, которые хотят купить покупатели соответствует количеству товаров, которые продавцы хотят продать

    НЕВИДИМАЯ РУКА» РЫНКА Каждый участник рыночной экономики, заинтересованный в своей личной выгоде, в итоге увеличивает богатство своей страны и служит интересом всего общества. Английский ученый экономист Адам Смит этот принцип назвал «невидимой рукой » рынка , т.е. только лучший результат производства будет приносить планируемый доход . ВЫВОД: рынок выполняет важные функции в экономике и является одним из эффективных способов регулирования экономической жизни.



    Использованный материал: 1.Обществознание учебник 8 класс под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, изд. Просвещение 2014г. 2.Методическое пособие «Обществознание 8 класс поурочные планы по учебнику Л.Н.Боголюбова, изд. Волгоград 3. Интернет-ресурсы nsportal, учительский портал

    Поделиться