Бакалавр экономики (хрестоматия) т.2: экономическая мысль древней греции. Экономическая мысль древней греции и рима Основные экономические идеи Древних греков

Ключевые слова

БАНК / ТАБЛИЧКИ / ДЕНЬГИ / ДЕНЕЖНЫЙ ЭКВИВАЛЕНТ / КАЗНА / КУПЕЦ / СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ / ТОРГОВЛЯ / УЧЕТ / ИНВЕНТАРНАЯ ОПИСЬ / РАБ / РАБОВЛАДЕЛЕЦ / BANK / TABLETS / MONEY / MONEY"S WORTH / TREASURY / A MERCHANT / NOTATION / TRADE / THE ACCOUNTING / THE INVENTORY / SLAVE / SLAVEHOLDER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы - Муравьева Людмила Александровна

Статья рассматривает основные направления и особенности экономического развития классической греко-римской цивилизации. Аграрное общество базировалось на развитом земледелии и скотоводстве. Мягкий средиземноморский климат позволял возделывать зерновые культуры, виноград и оливки. Часть населения занималась только ремеслом. Общественное разделение труда способствовало развитию обмена внутри государств и за пределами. В экспорте доминировало вино, оливковое масло, керамика. Развитие денежного обращения придало натуральному хозяйству черты товарного. В отличие от восточных слитков и весовых единиц в античности появились и широко использовались серебряные, медные, а позднее и золотые монеты. Греки и римляне внесли заметный вклад в теорию и практику учета . О нем писали выдающиеся философы Платон и Аристотель. Античное общество не было социально однородным. Оно делилось на бедных и богатых сначала по происхождению, а затем по имущественному цензу. Борьба демоса за права была длительной, в целом достаточно успешной. Неотъемлемой частью социального бытия античного мира было рабство. Система классического рабовладения, сложившаяся в Древней Греции и Риме, просуществовала несколько столетий. За этот период она заметно эволюционировала в направлении превращения раба в крепостного со своим имуществом и семьей. Подобные изменения привели сначала к кризису, а затем к краху античной цивилизации и смене способа производства.

Похожие темы научных работ по истории и археологии, автор научной работы - Муравьева Людмила Александровна

  • Античное общество первый опыт экономической и политической демократии

    2011 / Нуреев Р. М.
  • Финансово-экономическое развитие Древней Греции

    2013 / Муравьева Л.А.
  • Финансово-экономическое развитие Древнего Рима

    2013 / Муравьева Л.А.
  • К вопросу о типологии древних цивилизаций

    1997 / Жестоканов Сергей Михайлович
  • Феномен кризиса в социально-политической и духовной жизни античного мира (к постановке проблемы)

    2010 / Фролов Эдуард Давидович
  • Моральный идеал свободы: рабство и наемный труд в античности

    2019 / Ларионов Игорь Юрьевич, Перов Вадим Юрьевич, Семенов Владислав Валерьевич
  • Денежная эмиссия в античном мире

    2004 / С.Р. Моисеев
  • Был ли греческий полис государством?

    2006 / Медведев Александр Павлович
  • Хозяйственная система античности

    2010 / Румянцев Михаил Алексеевич
  • Греческая архаика как историческая эпоха: современный взгляд. Вторая половина (VII-VI вв. До Н. Э.)

    2014 / Суриков И. Е.

The article considers the main directions and features of economic development of the classical Greek-Roman civilization. Agrarian society was based on the developed agriculture and cattle breeding. The soft Mediterranean climate allowed cultivating grain crops, grapes and olives. One part of the population was involved in the main occupation craft. Public division of labor promoted the development of an exchange within the states and beyond their borders. Wine, olive oil and ceramics dominated in export. The development of monetary circulation made a subsistence economy morph he slowly into the commodity economy. Unlike east ingots and weight units the antiquity saw a wide spread of the use of silver, copper and, later, gold coins. Greeks and Romans made a noticeable contribution to the theory and practice of the accounting . Outstanding philosophers like Plato and Aristotle wrote about it. The antique society wasn’t socially uniform. It was divided into the poor and the rich, first by origin, and then according to a property qualification. The fight of the people for their rights was long and rather successful in general. The slavery was an integral part of social life of the classical antiquity. The system of classical slaveholding which developed in Ancient Greece and Rome existed for some centuries. During this period it considerably evolved in the direction of the transformation of a slave into a serf who had the right to have property and a family. These changes led at first to a crisis, and then to the crash of the antique civilization and change of a way of production.

Текст научной работы на тему «Экономика и финансы античного мира»

УДК 336(045)(38)(37)

Экономика и финансы античного мира

МУРАВЬЕВА ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА,

кандидат исторических наук, доцент кафедры «Экономическая история и история экономических учений» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия E-mail: [email protected]

АННОТАЦИЯ

Статья рассматривает основные направления и особенности экономического развития классической греко-римской цивилизации. Аграрное общество базировалось на развитом земледелии и скотоводстве. Мягкий средиземноморский климат позволял возделывать зерновые культуры, виноград и оливки. Часть населения занималась только ремеслом. Общественное разделение труда способствовало развитию обмена внутри государств и за пределами. В экспорте доминировало вино, оливковое масло, керамика. Развитие денежного обращения придало натуральному хозяйству черты товарного. В отличие от восточных слитков и весовых единиц в античности появились и широко использовались серебряные, медные, а позднее и золотые монеты. Греки и римляне внесли заметный вклад в теорию и практику учета. О нем писали выдающиеся философы Платон и Аристотель.

Античное общество не было социально однородным. Оно делилось на бедных и богатых сначала по происхождению, а затем - по имущественному цензу. Борьба демоса за права была длительной, в целом достаточно успешной. Неотъемлемой частью социального бытия античного мира было рабство. Система классического рабовладения, сложившаяся в Древней Греции и Риме, просуществовала несколько столетий. За этот период она заметно эволюционировала в направлении превращения раба в крепостного со своим имуществом и семьей. Подобные изменения привели сначала к кризису а затем к краху античной цивилизации и смене способа производства.

Ключевые слова: банк, таблички, деньги, денежный эквивалент, казна, купец, система счисления, торговля, учет, инвентарная опись, раб, рабовладелец.

Economy and Finance of the Classical Antiquity

LUDMILA A. MURAVYEVA,

PhD in History, Associate Professor of the chair «Economic history and the history of economic doctrines», Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia E-mail: [email protected]

The article considers the main directions and features of economic development of the classical Greek-Roman civilization. Agrarian society was based on the developed agriculture and cattle breeding. The soft Mediterranean climate allowed cultivating grain crops, grapes and olives. One part of the population was involved in the main occupation - craft. Public division of labor promoted the development of an exchange within the states and beyond their borders. Wine, olive oil and ceramics dominated in export. The development of monetary circulation made a subsistence economy morph he slowly into the commodity economy. Unlike east ingots and weight units the antiquity saw a wide spread of the use of silver, copper and, later, gold coins. Greeks and Romans made a noticeable contribution to the theory and practice of the accounting. Outstanding philosophers like Plato and Aristotle wrote about it. The antique society wasn"t socially uniform. It was divided into the poor and the rich, first by origin, and then - according to a property qualification. The fight of the people for their rights was long and

rather successful in general. The slavery was an integral part of social life of the classical antiquity. The system of classical slaveholding which developed in Ancient Greece and Rome existed for some centuries. During this period it considerably evolved in the direction of the transformation of a slave into a serf who had the right to have property and a family. These changes led at first to a crisis, and then to the crash of the antique civilization and change of a way of production.

Keywords: bank, tablets, money, money"s worth, treasury, a merchant, notation, trade, the accounting, the inventory, slave, slaveholder.

Социально-политическое устройство античного мира

Античный период (древний, старинный) охватывает историю Древней Греции и Древнего Рима. Хронологические рамки античности простираются от разложения родовых отношений древнегреческого общества в III тысячелетии до н.э. и до падения Римской империи в V в. н.э. На протяжении этого времени в истории классических народов происходили такие эпохальные события, как утверждение демократии в греческих Афинах, расцвет эллинской истории и культуры, переход Рима к республиканскому строю и классическому рабовладению, македонское владычество в Греции и завоевание Римом Италии, упадок Древней Греции, с которого началась деятельная роль Рима во всем Средиземноморье и, наконец, общий кризис и распад рабовладельческой системы. Изучение мира двух народов, распространивших свою власть и культуру на большую часть ойкумены, представляет живейший интерес, так как мы имеем дело с замкнутым циклом и законченным процессом от зарождения до полного разложения, своеобразной цивилизацией, главные элементы которой стали неотъемлемой частью жизни многих ныне существующих народов и наций.

Греция и Рим занимали центральную часть Средиземноморья. В целом в бассейне Средиземного моря выделились две части - восточная и западная. С образованным Востоком соседствовала Греция. Взаимному обмену культурными и научными достижениями способствовало то обстоятельство, что именно восточное побережье греческого полуострова отличалось изрезанной береговой линией с удобными гаванями и заливами. Развитие мореплавания сближало Грецию с развитыми Египтом, Палестиной, Финикией и другими странами юго-западной Азии. Удобная береговая линия способствовала

осуществлению проекта Великой греческой колонизации, этапы и развитие которой описаны в стихах поэтов Архилоха и Алкея. В книгах поэтов Гомера и Гесиода можно встретить упоминания о климатических катастрофах вплоть до морозных зим в период ХП-УШ вв. до н.э. Очередное локальное похолодание переживала Греция в VII-VI вв. до н.э. Гражданской войны за перераспределение биоресурсов Греции удалось избежать путем освоения новых земель, которых греки достигали на кораблях. Греческие поселения появились на юге современных Франции и Италии, Сицилии, Фракии, на берегах Геллеспонта и Боспорского пролива (Византий). С разрешения фараона греки основали поселения в Египте и активно колонизовали плодородное побережье Черного моря. Первые колонии были не торговые, а земледельческие. Всего греки основали около 250 колоний с населением до 2 млн человек . Очередное потепление климата в VI в. до н.э. положило конец греческой колонизации. Италия же была обращена к западной части с малокультурными странами, за исключением Карфагена, и обрывистому побережью бурного Адриатического моря.

Оба полуострова щедро одарила природа. Греция имела более разнообразную и ярко выраженную почвенно-климатическую структуру. Мягкий и теплый климат наделил греков и римлян прекрасным воздухом, радующей глаз природой и животным миром, а также избавил от чрезмерной заботы о жилище, одежде и пище. Схожие условия существования и развития все же определили разные роли этих народов. Греки достигли невиданных высот в художественном творчестве и поэзии, науке и философии. Римляне преуспели в законодательной сфере, государственном строительстве и власти над другими народами. Неслучайно отечественный историк и социолог XIX в. Н.И. Кареев

подметил, что греки олицетворяли теоретический ум, а римляне - практическую волю, они антитезы идеализма и реализма . Эллинизация Востока проходила методом подчинения грекам других народов на основе превосходства достижений их цивилизации. Рим сумел утвердить свое господство над народами силой оружия и законов, умением связать в одно интересы побежденных и победителей.

Оба народа одинаково враждебно отнеслись к христианству как новой религии. Однако враждебность имела разные гносеологические корни. В наступлении новой веры греки видели угрозу образованности, поэтому борьбу с христианством у них вели ученые и ораторы. Римляне в утверждении христианства видели угрозу государству и законодательству, поэтому главными борцами с новой верой выступали императоры и жрецы. Указанные различия и особенности проявились в христианстве при превращении его в мировую религию. Христианство восточного толка в продолжении эллинской парадигмы главное внимание уделяло философическому подходу, Божественной ипостаси, соотношению Божеского и человеческого. Романизированный Запад преимущественно сосредоточился на вопросах морали и дисциплины, отношениях церкви и государства, разработке церковных законов.

Пристрастие греков к отвлеченным знаниям и выработке систем миросозерцания сказалось и на государственном строительстве. Естественные укрепления в виде горных цепей делили Грецию на множество мелких и самостоятельных городов-государств - полисов, включавших территорию городов с окрестностями. Территория полиса могла быть обширной, как в Спарте (8 400 км2), и небольшой, как Аттика (2 550 км2) или Аргос (1 400 км2) . По форме правления полисы делились на демократические и олигархические. Полисы оставались разъединенными. Греки в отличие от римлян не сумели подчинить единому центру массу разрозненных земель и создать прочное государство. Образование с числом жителей более 20 тыс. грекам представлялось бесформенным стадом. Поэтому Афины господствовали в Аттике и не поднялись выше создания Афинского морского союза, а Спарта довольствовалась преобладанием над

Пелопоннесом. Если в гомеровские времена на территории Греции насчитывалось до 30 государств, то позднее вместе с колониями их число увеличилось до нескольких сот . Полисы постоянно враждовали между собой даже перед лицом внешней опасности. Граждане города-государства совместно решали общественные вопросы, сходясь на городской площади. Устройство жизни не отличалось сложностью, поэтому для управления не требовалось специального образования. Любой гражданин мог попробовать себя на руководящем поприще в разных сферах. Этим объясняется интенсивность греческой политической жизни.

В эпоху этрусской гегемонии и царский период (УШ-У1 вв. до н.э.) Италия, подобно Греции, формировалась как союз самостоятельных городов. Рим долгое время оставался городовым государством, постепенно подчиняя своей власти другие территории и города. Но если у греков так и не возникло потребности и черт характера для подчинения большому единству, то римляне завоевали сначала Апеннинский полуостров, образовав Римско-Италийского союз, а затем все Средиземноморье, превратив Рим из города-государства в столицу республики, а позднее империи.

Государство составляли различные слои населения, не все из которых относились к гражданам. Признаком гражданина в Греции считалось участие в суде и управлении. В Риме появилось понятие «гражданские права». Социальное неравенство проявлялось не только в делении на богатых и бедных, но и в исключении значительной части свободного населения из состава гражданского общества. Эта черта сближала ранний период античности со странами азиатского способа производства. Но если Восток сохранил понятие исключительности, то греко-римские учреждения на определенном этапе начали ломать социальные перегородки и постепенно превратили свободных жителей в равноправных граждан. Очень медленно античность отказывалась от всепоглощающей власти государства над личностью. Поначалу государственная служба (военная или гражданская) была обязательной и практически пожизненной. Имуществом частного лица также распоряжалось государство. Оно могло в любой момент конфисковать

в свою пользу драгоценности женщин и ссуды кредиторов.

Постепенно сначала в Афинах, а затем и в Риме личность становилась свободнее от власти государства, происходило усиление индивидуализма и личной независимости. Стремление к политической свободе и самоуправлению гражданских общин привело к развитию демократических принципов. Античная демократия заметно отличалась от современных демократических представлений и практик, так как не ставила задачу искоренения рабского состояния. Начальную стадию гражданских общин античного мира характеризует разделение на аристократию и народ. В Афинском полисе по мере распада родовых связей формируются эв-патриды (привилегированная часть общества) и феты, в Риме - патриции и плебеи. Тирания евпатридов привела к народным бунтам, что положило начало законотворчеству. С 621 г. до н.э. начинается запись законов, регулирующих социальную и экономическую сферы жизни. В результате законодательной деятельности архонтов Драконта, Солона, Клисфена были утверждены приоритет частной собственности и ее охрана, отменено долговое рабство, введен размер ссудного процента, необходимость отвечать перед властями за источники существования. Свободные граждане получили возможность заниматься земледельческим трудом . К V в. до н.э. различия между аристократией и демосом (народом) были устранены. Демократические преобразования в Афинах продолжил государственный деятель Перикл (495-429 гг. до н.э.). Междоусобный конфликт между Афинами и Спартой - Пелопонесская война 431-404 гг. до н.э. - также был борьбой аристократии с демократией. В Риме юридически свободные, но лишенные гражданских прав плебеи более 2 веков вели упорную борьбу за равенство с патрициями. Плебеи требовали решения аграрного вопроса, отмены долговой кабалы и ограничения долгового процента, политического равноправия. «Закон XII таблиц» 449 г. до н.э. зафиксировал право плебеев на частную собственность, ограничение ссудного процента, запрет ростовщичества, выбор народных трибунов .

Однако неравенство в обществе продолжало оставаться. Оно лишь поменяло свою основу.

Первоначально неравенство античных общинников базировалось на происхождении. Развитие демократических институтов привело к неравенству на основе имущественного ценза. Архонт Солон разделил всех граждан Афин на четыре группы в зависимости от получаемого дохода. Принадлежность к определенной группе гарантировала политические права. Так, высшие должности получали члены первой группы. Принцип имущественного неравенства лежал в основе римской конституции Сервия Туллия. По размеру имущества патриции и плебеи делились на пять групп с центуриями. Каждая центурия имела один голос в комициях. В последних преобладали богатые. Бедность не только ограничивала политические права гражданина, но и лишала возможности сделать военную курьеру. Бедные вели упорную борьбу за обладание правами и добивались успеха. В Афинах времен Перикла бедным гражданам для участия в народном собрании выдавали деньги из казны в размере от 1 до 3 оболов (обол - 0,7 г серебра), что составляло размер среднего заработка афинского ремесленника . На усиление роли бедных граждан во властных институтах были направлены политические преобразования братьев Т. и Г. Гракхов.

Свободный гражданин античного мира обязан был заниматься делами государства, общественной работой, войной, религиозными праздниками, играми, гимнастическими упражнениями. Понятно, что такое активное служение государству не оставляло времени на другие занятия. К тому же физический труд считался унизительным для свободного человека. Трудиться физически пришлось несвободным, т.е. рабам. Рабство стало неотъемлемой частью социального бытия античного мира. В Греции после отмены долгового рабства рабов начали приобретать в соседних царствах. Варвары (иноземцы) порабощались в ходе успешных войн греков. Греко-персидские войны ускорили переход к системе классического рабовладения.

Прирост дешевой рабочей силы в Риме также обеспечивали войны. Другими источниками рабства служили долговая кабала в провинциях и морское пиратство. Наступила эра классического рабства. Рабы находились в полном распоряжении владельца и приравнивались к вещи

или животному, которого можно было безнаказанно убить. Рабы составили самый многочисленный слой античного общества. Ученые расходятся в определении численности рабов. В любом случае в Афинах и Риме количество рабов в некоторые периоды было не меньше числа свободных жителей .

Античные философы много рассуждали о доблестях и способностях человеческой души, но эти умозаключения касались только свободных людей. Раб либо не признавался человеком, либо относился к людской породе низшего рода. Раб, лишенный имущества и прав, превратился в основную производительную силу общества. На протяжении многовекового существования институт рабства эволюционировал. По мере того, как войны теряли потенциал рентабельности и переставали поставлять требующееся количество рабов, отношение к ним начало меняться. Уменьшение численности повышало цену рабочей силы. Удорожание рабского труда потребовало от помещика расчетов оптимального количества рабов, более рационального и бережного отношения к использованию подневольной рабочей силы. Подобные советы можно было почерпнуть в агрономической энциклопедии Колумеллы и трудах Катона . Отпущенные на волю рабы (вольноотпущенники) встречались уже в Афинах. Такой раб уплачивал владельцу взнос («апофор») и самостоятельно занимался ремеслом, торговлей или финансовой деятельностью. При этом вольноотпущенник не мог стать гражданином, поэтому он сам и его семья, имущество оставались собственностью рабовладельца, не имевшей юридической защиты. Тем не менее появление рабов на апофоре было свидетельством наметившегося кризиса рабовладельческого общества.

В Риме периода империи отношения рабов и господ регламентировались законодательно, а отпущенные на свободу рабы уже получали ограниченные гражданские права. Этот процесс нельзя назвать системным. Он скорее зависел от воли и предпочтений владельца. Рост цен и несоответствие спроса и предложения на рабский труд заставили господ заниматься внутренним воспроизводством рабочей силы, превращая раба, по сути, в крепостного (колона). Рабам выделяли имущество (пекулий) в виде земли

или мастерской, разрешали создавать подобие семьи и заводить потомство. Античность не покончила с рабством, но законодательная защита раба стала несомненным прогрессом в эволюции социальных отношений.

Экономика Древней Греции и Рима

Ведущей хозяйственной отраслью большинства населения Греции и Рима было земледелие. Мягкий климат и плодородные почвы позволяли культивировать разнообразные злаковые и овощные культуры, отдавая предпочтение виноградарству, садоводству и оливководству. Горные склоны и долины, богатые кормовыми травами, позволяли развивать животноводство и птицеводство. Крестьянская жизнь и организация сельского хозяйства архаической Греции нашли отражение в поэме Гесиода «Труды и дни». В этой же книге описан процесс социального расслоения земледельческой общины и полиса в целом. Собственность постепенно разделилась на коллективную (государственную) и частную. Правом владеть землей и совершением операций купли-продажи в Греции обладали только граждане. В сельском хозяйстве преобладал свободный труд крестьян и сохранялся его натуральный характер. В крестьянском хозяйстве мог использоваться труд одного-двух рабов. Правда, разбогатевшие греки предпочитали вкладывать деньги в покупку земли, спекулировать ею или создавать крупные хозяйства с более широким использованием рабского труда, но такие хозяйства составляли исключение.

Патриархальное земледелие Древнего Рима было малодоходным. Превратить сельское хозяйство в прибыльную отрасль помогла новая экономическая стратегия и тактика, которая состояла в добывании необходимых ресурсов - дешевой рабочей силы и денег. Три тяжелые, но результативные Пунических войны (264-461 гг. до н.э.) с Карфагеном обеспечили Риму обширные владения в Европе и Африке, рабов, 500 кораблей и 3 200 талантов серебра (84 т) . В отличие от Греции сельское хозяйство Рима основывалось на широком применении рабского труда. Во II-I в. до н.э. аграрная отрасль переживала подъем. Во II в. до н.э., в I в. н.э. начали выходить первые сельскохозяйственные книги агрономов Катона, Варрона, Колумеллы.

Земельная собственность была представлена двумя видами поместий: виллами (хозяйство средних размеров) и латифундиями (обширные имения).

В период экономического подъема структурообразующим поместьем выступала вилла площадью в 200-250 югеров, т.е. 50-62,5 га (югер составлял 0,25 га). Такой размер был самым оптимальным для хозяйства, основанного на рабском труде и ориентированного на рынок. Поместья делились на многоотраслевые и моноотраслевые со специализацией на определенной продукции, наиболее доходной в данном регионе. Рентабельность хозяйства поддерживалась с помощью достижений современной агрокультуры: применением новой техники, сменой зерновых и бобовых культур, травосеянием, применением трехполья и разумной организацией труда рабов. Рациональное использование рабочей силы состояло в умении заставить эффективно трудиться подневольных работников в условиях внеэкономического принуждения при отсутствии мотивации. Это достигалось сочетанием высокого уровня эксплуатации на основе строгого контроля с созданием сносных условий питания, отдыха и поощрения за хорошую работу. Вилла объединяла труд людей различных зависимых категорий и в этом отношении представляла собой срез римского общества на микроуровне.

Вступление Рима в эпоху нерентабельных войн и стратегической обороны затрудняло процесс обновления рабочей силы, на чем основывался главный показатель прибыльности виллы-поместья. Снижение экономического потенциала развития виллы привело к росту роли и распространению обширных поместий - латифундий. Подобная форма хозяйств получила распространение в провинциях в I в. до н.э. - I в. н.э. Однако обширные рабские земледельческие хозяйства не отличались высокой производительностью и доходностью. Многие латифундисты меняли специализацию и переходили на занятие скотоводством либо превращались в арендаторов земли. Пахотную землю делили на мелкие участки и сдавали в прекарное владение (мелкая аренда) колонам.

В колонов обращались рабы, крестьяне, вольноотпущенники, городские плебеи, пленные варвары. Арендная плата выплачивалась

натурой из доли урожая или деньгами. Император Константин законодательно прикрепил колонов к земле, что способствовало становлению института патроната - переходу под покровительство магнатов. Разорившиеся свободные мелкие собственники города и деревни также переходили на положение арендаторов, батраков и наемников крупных хозяйств. Развитие колоната обеспечило переход античного общества к новой модели производства.

Недра территорий Древней Греции и Рима были богаты полезными ископаемыми от разнообразных видов металла до глины, мрамора и строительного камня. Такое обстоятельство давало возможность населению заниматься ремеслом как самостоятельным видом занятия. Ремесленники составляли значительную часть городского населения. В Римской империи ремесленные мастерские существовали в некоторых латифундиях. В греческих мастерских - эрга-стериях наблюдалось сочетание использования труда свободных и рабов, хотя рабский труд превалировал в рудниках и каменоломнях. В ремесленных мастерских Рима преобладали свободные труженики. В Греции были распространены небольшие мастерские, а в Риме уже нередко встречались крупные мастерские с сотней и более работников. Ремесло в античности достигло высокого уровня развития и дифференциации. Самыми распространенными видами ремесла было производство разнообразных тканей, обработка металла и изготовление оружия, орудий труда, ювелирных изделий. Наиболее развитой отраслью длительное время оставалось производство керамических изделий - посуды, тары, водопроводных труб, строительных материалов и архитектурных деталей. Из дешевой глины изготавливали бытовую утварь: большие бочки (пифос), бочонки с двумя ручками (амфора), кувшины (ойнохоя), черпаки (киаф), смесители (кратер), чаши без ручки (фиал), чаши с ручкой (скиф), кубки (канфар, ритон), блюдца (килик), флаконы (лекиф). Особой славой пользовались черно- и краснофигурные глиняные вазы. Все предметы расписывались художниками. Темами росписей служили мифологические сюжеты, сцены из комедий, шествия и праздники. Вместе с фигурами на предметы помещали имена и целые реплики.

До наших дней сохранилась слава античных строителей и созданных ими сооружений. В источниках упоминаются такие институциональные формы, как ремесленные коллегии и их союзы, которые создавались с целью защиты интересов мастеров. Покровительницей ремесла в Риме считалась богиня Минерва.

Развитые земледелие и ремесло стимулировали внутреннюю торговлю Греции и Рима. Сеть удобных каменных и плиточных дорог в Риме облегчала не только передвижение войск, но и налаживание обмена. Пересеченный рельеф местности способствовал развитию водных путей наряду с сухопутными. Город и деревня обменивались продуктами и ремесленными изделиями. На городских рынках торговали товарами повседневного спроса, предметами роскоши и рабами. Купцы, подобно ремесленникам, создавали объединения - фиасы в Греции, коллегии - в Риме, располагавшие транспортными и денежными средствами, сетью торговых агентов, поддерживавших коммерсантов ссудами и информацией.

Узость внутреннего рынка и растущие потребности населения привели к интенсификации внешнеторговых связей. Греки и римляне были хорошими мореплавателями и совершали многодневные плавания к берегам Африки и Черного моря. Их торговый флот состоял из весельных и парусных судов. С привозимого товара купцы платили 2%-ную пошлину, которая давала солидный доход торговым городам и портам. Доходность внешней торговле обеспечивала разница в цене на один и тот же товар в разных странах. Наибольший оборот купцам давала торговля оптом. Государство старалось следить за торговыми операциями, разрабатывая правила торговли, вводя единую систему мер и весов, ведя борьбу со спекуляцией. Главным объектом контроля в Греции были поставки хлеба, ввозимого из колоний. Предметами экспорта служили оливковое масло, виноградное вино, гончарные изделия, текстиль, шерстяная одежда. В восточном Средиземноморье особенно ценилась греческая керамика. Тому есть объяснение: во-первых, было удобно перевозить и держать в глиняной таре масло и вино; во-вторых, доступная цена для широких масс населения; в-третьих,

высокое художественное качество ширпотреба давало владельцу возможность приобщиться к искусству, настоящие произведения которого были дороги . Сами римляне предпочитали использовать самосскую керамику, так как глиняная посуда дольше сохраняет пищу теплой, а на слишком большое количество серебряной и золотой столовой посуды правительство периодически вводило запрет. Ввозили шелк, хлопок, специи, слоновую кость, жемчуг, янтарь.

Главными центрами работорговли в Эгейском море были острова Родос и Делос. Конституция Родосской республики защищала права как местных жителей, так и иноземных торговцев. Это обстоятельство привлекало инвестиции, шедшие на оборудование трех современных портов, строительство и содержание флота. Политические интриги в пику Риму стоили Родосу экономического процветания. Рим объявил Делос - конкурента Родоса зоной порто-франко. Беспошлинный ввоз и вывоз привлекал на остров торговцев со всего мира. Ежедневно на острове продавалось до 10 тыс. рабов по цене от 4 до 500 денариев .

Черты товарного натуральному хозяйству придало развитие денежного обращения. Появившиеся в Лидии первые монеты получили широкое распространение благодаря городам греческих колоний. Дошли они и до материковой Греции. Позже всего монетное обращение получило распространение в Спарте, которая продолжала использовать в качестве денег железные прутья. Каждый греческий полис чеканил свою монету. Возвышение Афин способствовало широкому распространению серебряных монет этого полиса. В комедии Аристофана «Птицы» афинские монеты называются «совами», так как на реверсе изображалась голова совы, символ Лаврионских (Лаврийских) серебряных рудников . Греческая пословица «Не носи сов в Афины» означала, что там и так много денег. За 3 столетия греки извлекли 100 млн т горной породы, добыли 2 млн т свинца и 8,5 тыс. т серебра .

Главная денежная единица Греции - драхма (горсть - 27 г) - делилась на 6 оболов (прут - 4,4 г). Более мелкие фракции (халки, лепты), чеканившиеся из бронзы и меди, использовались

в розничной торговле. 2 драхмы составляли греческий статер (весы), чеканившийся из электра, смеси серебра и золота. Пока денег было мало, их покупательная способность была высокой. За драхму можно было купить барана. Бык стоил 5 драхм. Через 150 лет цена барана достигла 10, а быка - 50 драхм. Деньги дешевели, а товары дорожали, поэтому начали чеканить тетрадрахмы - монеты достоинством в 4 драхмы .

Наряду с монетами имелись весовые денежные единицы - талант и мина, дошедшие из Вавилона и обслуживающие крупные денежные сделки. При реформаторе Салоне вес таланта снизился с 33 до 26 кг серебра, что повысило имущественный статус афинских граждан. Талант содержал 60 мин и 6 000 драхм .

В Риме первые монеты изготавливали методом литья из меди. Под влиянием Греции с конца III в. до н.э. Рим перешел к чеканке монет из серебра. К основным римским монетам относились бронзовый асс, медный дупондий, равный 2 ассам, медный и серебряный сестерций, серебряный денарий, равный 4 сестерциям и использующийся как счетная денежная единица. В начале II в. до н.э. римские серебряные монеты начали главенствовать в Средиземноморье. При Цезаре на монете стали помещать профиль правителя. Многочисленные войны обеспечили Риму приток золота из покоренных стран, что укрепило благосостояние вечного города. На смену золотым слиткам пришла золотая монета - ауреус, которая выпускалась редко и использовалась как награда. Мелкая торговля обеспечивалась медными деньгами. Финансовый кризис в III в. заставил власть прибегать к «порчи» денег, т.е. выпуску монет с меньшим содержанием золота и серебра при сохранении старого номинала. При императоре Константине I Великом экономическое положение Рима и денежное обращение упрочилось. В 309 г. выпустили новую золотую монету - солид и его фракции, повысили пробу серебряной чеканки. В обращении появилась серебряная монета ме-лиарисий (тысячный). Новая монета была тяжелой (5,5 г) и легкой (4,5 г). В 312 г. появилась силиква, составлявшая половину милиарисия и ставшая основной серебряной монетой позднего Рима .

Разнообразие монет способствовало развитию меняльного дела. Менялы, называемые в Греции трапезитами по наименованию рабочего стола, а в Риме нуммуляриями, следили за денежным курсом, проверяли достоинство монет и проводили их обмен. Менялы занимались ростовщичеством, ссужая деньги под проценты.

Значительные денежные суммы нуждались в сохранности. Самым надежным местом для сбережения денег служили храмы. Деятельность менял положила начало появлению частных банков в Греции. Крестьяне пользовались более дешевым государственным кредитом. В Риме банки также выросли из меняльных контор. Банкиры (аргентарии) формировались из сословия всадников. В специальных погребальных коллегиях римляне сберегали деньги на похороны. Покойнику в рот клали монетку для уплаты Хи-рону - перевозчику умерших душ в подземное царство .

Финансовая сфера не считалась престижной, поэтому ею в Греции занимались рабы и чужестранцы-метеки. Рабы со временем получали свободу, а метеки - гражданство. В Риме банкиры могли стать влиятельными людьми, но это не прибавляло им уважения, как следует из речей Цицерона.

О финансовых операциях в Греции мы судим по косвенным данным. Из речей афинских ораторов можно узнать о составлении договора при открытии вклада в банке, о стоимости залога и величине ссудного процента. Обычный кредитный процент доходил до 12%. «Морские проценты», учитывавшие страховые риски потери капитала при занятии морской торговлей, поднимались до 20-30%. Доход банка составлял в среднем от 20 до 40% основного капитала. Ссудный процент в Риме в разные времена составлял 6, 12, 24, 48 и 60% . Кредитор мог посадить должника только в частную тюрьму.

Материалы судебных процессов позволяют получить представление о прохождении процедуры банкротства. В Риме принудительное понижение властями процентной ставки приводило к потере залогов и банкротству. В Восточной Римской империи банковская сфера полностью попала под контроль государства. Объединенные в коллегии банкиры за небольшие субсидии

от государства вынуждены были совершать обменные операции по принудительному курсу.

Развитие учетной и финансовой мысли

Первые учетные документы появились в эгейскую и крито-микенскую эпохи. Греция классического периода перешла на алфавитное письмо с буквенным обозначением чисел. Совершать подсчеты облегчала десятичная система счисления и использование счетного инструмента - абака. Обучение счетоводов проходило наглядно в ходе практической деятельности. Становление традиций и стиля учета материальных ценностей и рабов пришлось на IV в. до н.э., от которого дошли инвентарные описи . Материальный учет дополнялся текущим учетом, составленным в хронологической последовательности без систематизации. Рекапитуляция - разноска записей по признакам привела к появлению счета. Синтез инвен-тарей и учета расчетов дал бухгалтерский счет.

Существенное влияние на развитие учета оказало денежное обращение. Разнообразные монеты превратились в отдельный объект учета. Их группировали по металлу и весу, затем - по виду и символике, позднее - по покупательной стоимости. По мере расширения рыночных начал в экономике счета начали отражать проведенные операции в стоимостном выражении через денежные расчеты. С этого момента весь инвентарь измерялся в денежном выражении.

С появлением государственных и частных банков учет распространился и на совершение банковских операций. Расчетные книги частных банкиров описываемого времени не дошли до наших дней. Об их содержании современные исследователи могут судить по косвенным данным. Активно шел процесс разработки терминологии. Использовались такие понятия, как «вклад», «вкладчик», «получатель». В обиход вошли документы-таблицы, практиковался перенос средств со счетов. Пока не существовало общего вида документа и единых учетных регистров, но имелись таблицы с указанием внесенных денежных сумм и сроками платежей по возврату долга. Входили в практику ревизорские проверки.

До настоящего времени дошли документы об уплате государственных займов и инвентари

учета храмовых сокровищ. За растрату должностные лица подвергались суду, конфискации имущества и возмещению причиненного ущерба в 10-кратном размере. Строгость наказания не останавливала от составления недостоверной отчетности и подкупа ответственных чиновников. Чтобы не наносить ущерб казне неправомерными действиями исполнителей, материально ответственными лицами назначались люди, владевшие собственностью, способные внести залог и представить поручителей. Обнаруженная недостача покрывалась из их имуще -ства. Счета текущего учета составлялись либо в хронологическом порядке, либо по признакам. Существовали точные сроки представления отчетов. Проверка отчетной документации в Афинах проводилась гласно выборными контролерами, а в Спарте - методом сверки .

В эллинистический период древнегреческая бухгалтерия достигла пика развития на основе применения более разнообразных учетных методов. Обнаруженные в 1915 г. папирусные тексты Тебтюниса и архив Зенона (III в. до н.э.) дают достаточно полное представление о бухгалтерии эллинизма. Описи и инвентари содержат мельчайшие подробности о земельной собственности, урожае, труде работников. Банки регистрировали свою деятельность в специальных книгах, в которых обороты банка и операции по приему и выдаче вкладов фиксировались отдельно. По-новому выглядят текущие счета, практикуются безналичные и клиринговые расчеты.

Древний Рим активно заимствовал достижения предшественников, но придавал им больший рационализм. В основе римского учета лежали имущественные различия и широкое распространение кредитных отношений. Проблема задолженности платежей решалась с помощью законодательства. Территориальная обширность требовала налаженного учета в центре и в провинциях. Счета периода империи многие исследователи классифицируют как первые государственные балансы . Любые словесные заявления требовали документального подтверждения в соответствии с принципом «ничего со слов».

Сбор податей составлял главную доходную статью бюджета. Подати собирались натурой

и/или деньгами, что отражали счета, составленные с применением натуральных величин или стоимостных единиц. Бесплатные выдачи фиксировали отдельные учетные списки, проверяемые методом сверки. Расходные статьи бюджета составлялись с особой тщательностью. Обширная империя содержала многочисленную армию. Военное хозяйство требовало налаженного учета и строгой отчетности. Не пригодные к воинской службе юноши исполняли военную повинность, занимаясь счетоводством. Они вели учет воинских рационов и денежных подарков. Часть солдатских денег задерживалась в сберегательной кассе легиона, которую хранил знаменосец. Общевойсковые кассы позволяли поощрять солдат, удерживать их от неразумных трат, снижать дезертирство и экономить деньги, так как при гибели солдата деньги с его лицевого счета шли легиону или администраторам .

За государственные средства несли ответственность казначеи (квесторы), министр финансов и наблюдатель за финансами - куратор. Совершенные злоупотребления расследовала специальная канцелярия. Переход от республики к империи привел к созданию мощного бюрократического аппарата. Ключевую роль в нем выполнял финансовый департамент, в котором трудились счетоводы, писцы, кассиры. Квалифицированных чиновников готовили в специально созданных школах, а бухгалтерию нередко преподавали в обычных школах. Бухгалтеры состояли на государственной службе, получали жалование от 100 до 600 сестерциев и чины, что повышало престиж этой профессии .

Римские бухгалтеры впервые создали профессиональную корпорацию - декурии и начали практиковать ведение лицевых счетов клиентов, собранных в книгу. В них отмечались все финансовые операции, обороты и остатки, по которым выводилось сальдо. Учетные книги римских банков подводят к выводу о зарождении латинской двойной бухгалтерии, близкой к современной форме.

Прикладная экономика развивала теоретическую мысль, которая достигла заметных высот в науке о домашнем (частном) хозяйстве Древней Греции. Философ и историк, ученик Сократа

Ксенофонт (430-356 гг. до н.э.) заложил начала макро- и микроэкономики. В научном трактате «О доходах» мыслитель дал рекомендации по наполнению афинской казны. По мнению Ксе-нофонта, для успешного экономического развития полиса необходимы определенные условия, к которым он относил отсутствие войны, рациональное использование пашни, земных недр и всех природных богатств, установление экономических связей с другими государствами. Увеличивать доходы следует, привлекая в город богатых людей, наделяя гражданскими правами чужестранцев, внедряя правильную систему взимания налогов, развивая арендные отношения. Большие надежды в возрастании доходов Ксенофонт возлагал на повышение эффективности эксплуатации рабов, прежде всего в рудниках. Он даже привел расчеты количества рабов в Афинах, необходимого для успешного экономического развития полиса . В труде «Ойкономия» («Домострой» от слов «ойкос» - домохозяйство и «номия» - закон) философ давал рекомендации по управлению домашним хозяйством. Автор считал необходимым для рабовладельческого хозяйства развитие торговли и денежного обращения, но понятия стоимости и денег у него получили специфическую трактовку. В бухгалтерских счетах Ксенофонт рекомендовал группировать однородные предметы при осмотре ценностей.

Современник Ксенофонта философ Платон (427-347 гг. до н.э.) в своих сочинениях «Государство», «Законы» и «Диалоги», рассматривая вопросы общественного устройства на основе справедливости, большое внимание уделял хозяйственному развитию государства. Он рекомендовал видеть центр жизни в деревне, а не городе, больше развивать земледелие, а не промышленность и сохранять натуральный характер хозяйства, вводя государственные ограничения на экспорт товаров, частное владение драгоценными металлами, выдачу кредитов и выезд за границу.

Финансовые проблемы в научных трудах рассматривал выдающийся и многогранный философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Касаясь проблем стоимости и денежного обращения в сочинении «Никомахова этика», он создал целое учение об экономии. В трактате «Риторика»

мыслитель рассмотрел вопросы формирования и расходов бюджетных средств и четыре типа хозяйств от государственных до частных. Подобно Платону, Аристотель идеализировал натуральное хозяйство, видя в товарном производстве угрозу традиционным устоям рабовладельческого производства. Знаменитый философ писал и об учете. В труде «Политика» Аристотель разграничивал учетные и контрольные функции. Ученый понимал ревизию как часть контроля, в котором ревизор независим от бухгалтера.

От эпохи Древнего Рима не осталось ярких и заметных научных сочинений, затрагивающих вопросы экономики и финансов. Рим был силен своей государственной и законотворческой деятельностью, в которых и воплотились основные финансово-экономические стороны жизни. Главным стержнем древнеримской экономики стала податная система, зародившаяся в царский период и развивающаяся во времена республики. Венцом ее формирования стала «Теория податей» Римской империи, наиболее полную и разностороннюю разработку получившая в работах Плиния Младшего. Именно научно проработанная податная система стала на многие века фундаментом проведения ключевых реформ в области земельно-производственных и финансовых структур римского общества.

Важным звеном в развитии финансовой мысли стали разработки принципов управления частными поместьями в результате проведения земельного межевания. Трактаты трех авторов (Катон, Сазерн, Варрон) сформировали теорию и обобщенную практику коммерческой и учетной деятельности в поместьях. Авторы не ввели универсального учетно-планового объекта, а каждый из них предлагал свой измеритель, к которому относилась либо рабочая сила, либо временные затраты или урожайность.

Кризис рабовладельческого способа производства, в который античная цивилизация вступила в III в., сделал первостепенной проблему колоната. Императоры Рима признали эту форму более перспективной, чем рабство. Переход к колонату обогатил финансово-экономическую мысль многими новыми терминами, типичными для феодального способа производства.

Итак, Греция и Рим с древнейших времен были тесно связаны между собой. Наибольшее сходство наблюдалось между языком, одеждой, домом и очагом, началами общественной жизни и учреждениями, особенно на раннем этапе развития. В силу этого обстоятельства все греческие наработки и достижения достаточно легко перенимались римлянами и прививались на их жизненные условия. Тесное взаимодействие двух народов и породило известную всему миру классическую греко-римскую цивилизацию, демонстрирующую две стороны одного процесса. Развивая разные стороны национальных характеров и играя различные роли в Средиземноморском бассейне, они дополняли друг друга. При этом эллинизм заметнее влиял на Восток, а романизация успешнее проходила на Западе. Древние греки внесли заметный вклад в теорию учетной мысли, наполнив ее анализом и синтезом, и в практику, создав новые варианты счетов. Частная инициатива и римское право оказали еще более мощное влияние на развитие бухгалтерии. Книги банковских счетов, разработанная терминология стали провозвестниками средневековых достижений создания стройной системы счетов и двойной записи.

Полисная государственная структура не способствовала объединению Эллады. К покоренным варварам - жителям других государств эллины относились жестоко и видели в них своих рабов. Разъединенная Эллада была захвачена Македонией. Положительным последствием этой акции стало успешное распространение эллинизма на страны Востока. В 146 г. до н.э. Греция окончательно потеряла независимость и превратилась в римскую провинцию. Республиканский Рим разорил Македонию, из которой вывез 250 телег статуй и картин, 750 и 77 бочек серебряной и золотой монеты, оружие, 120 жертвенных быков с позолоченными рогами и 300 золотых венков . Колоссальная добыча позволила Риму не собирать налоги с римских граждан. Однако греки по отношению к своим победителям-римлянам также выступили в роли цивилизаторов. Лишь в имперский период римские владыки начали распространять права граждан на свободное население провинций.

Пройдя ряд стадий в экономическом и политическом развитии, эволюционировав от

республики к империи, античный мир пал, вступив в полосу общего кризиса всех сфер жизни. Можно обозначить немало причин краха античного мира. Остановимся, по нашему мнению, на главных. Несомненно, это близость варварских племен и великое переселение народов, принесшее грандиозное передвижение азиатских кочевников. Не менее важно отметить тот факт, что античная цивилизация продолжала оставаться достижением меньшинства. Образованное меньшинство поддерживало прогресс и развитие цивилизации, но само основывалось на труде масс, косневших в невежестве. Широкое

использование рабского труда развращало свободных граждан, приучало его к праздности и гедонизму, а интеллигенцию лишало духовного лидерства. Наконец, распространение колоната, шедшего на смену рабского труда, подорвало экономические основы античной цивилизации и обеспечило переход к новой общественно-экономической формации - феодализму. Поздне-античный кризис был не просто системным, наступившим вследствие неправильных действий управлявшей верхушки, но и общецивили-зационным, приведшим к краху всей античной цивилизации.

Литература

1. Зубец А.Н. Истоки и история экономического роста. М.: Экономика, 2014. 463 с.

2. КареевН.И. Введение в курс истории Древнего мира. М.: Ленанд, 2016. 106 с.

3. История Древней Греции. М.: Высшая школа, 1972. 424 с.

4. ЧернякВ.З. История предпринимательства. М.: Юнити-Дана, 2010. 607 с.

5. История Древнего Рима. М.: Высшая школа, 1981. 336 с.

6. Муравьева Л.А. Роль институциональных факторов в развитии экономики и финансов Древнего Рима // Экономическая история: взгляд из XXI века. М.: Инфра-М, 2015. С. 226-244.

7. Панина Е.В. Взлеты и падения. Избранные главы экономической истории. М.: Российская газета, 2011. 623 с.

8. Аристофан. Комедии. Т. 2. М.: Искусство, 1983. 520 с.

9. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М.: Новое литературное обозрение, 2013. 416 с.

10. РомановскийВ.Б. С метром по векам. Л.: Детская литература, 1985. 142 с.

11. Муравьева Л.А. Милиарисий // Монеты и банкноты от античности до наших дней: происхождение и эволюция. М.: Инфра-М, 2014. С. 111-114.

12. Матышак Ф. Древний Рим за пять денариев в день. М.: Вече, 2014. 192 с.

13. Малькова Т.Н. Древняя бухгалтерия: какой она была? М.: Финансы и статистика, 1995. 304 с.

14. Соколов Я.В., Соколов В.Я. История бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика, 2003. 272 с.

15. СоколовЯ.В. Бухгалтерский учет - веселая наука. М.: ООО «1С-Паблишинг», 2011. 638 с.

16. Яруллин Р.Р. История финансовой мысли. Ч. 1. Формирование финансовой мысли древнего мира. М.: Финансы и статистика, 2014. 148 с.

1. Zubets A.N. Istoki i istoriia ekonomicheskogo rosta . Moscow, Ekonomika - Economics, 2014, 463 p. (in Russ.).

2. KareevN.I. Vvedenie v kurs istorii Drevnego mira . Moscow, Lenand - Lenand, 2016, 106 p. (in Russ.).

3. Istoriia Drevnei Gretsii . Moscow, Vysshaia shkola - Higher school, 1972, 424 p. (in Russ.).

4. Cherniak V.Z. Istoriia predprinimatel"stva. . Moscow, Iuniti-Dana - Unity-Dana, 2010, 607 p. (in Russ.).

5. Istoriia Drevnego Rima . Moscow, Vysshaia shkola - Higher school, 1981, 336 p. (in Russ.).

6. Murav"eva L.A. Rol" institutsional"nykh faktorov v razvitii ekonomiki i finansov Drevnego Rima . Ekonomicheskaia istoriia: vzgliad iz XXI veka - Economic history: the view from the XXI century. Moscow, Infra-M - INFRA-M, 2015, pp. 226-244 (in Russ.).

7. Panina E.V. Vzlety i padeniia. Izbrannye glavy ekonomicheskoi istorii . Moscow, Rossiiskaia gazeta - Russian Gazette, 2011, 623 p. (in Russ.).

8. Aristofan. Komedii. T. 2 . Moscow, Iskusstvo - Art, 1983, 520 p. (in Russ.).

9. Gasparov M.L. Zanimatel"naia Gretsiia . Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie - New literary review, 2013, 416 p. (in Russ.).

10. Romanovskii V.B. S metrom po vekam . Leningrad, Detskaia literatura - Literature for children, 1985, 142 p. (in Russ.).

11. Murav"eva L.A. Miliarisii . Monety i banknoty ot antichnosti do nashikh dnei: proiskhozhdenie i evoliutsiia - Coins and banknotes from antiquity up to now: origins and evolution. Moscow, Infra-M - Infra-M, 2014, pp. 111-114 (in Russ.).

12. MatyshakF. Drevnii Rim za piat" denariev v den" . Moscow, Veche - Veche, 2014, 192 p. (in Russ.).

13. Mal"kova T.N. Drevniaia bukhgalteriia: kakoi ona byla? . Moscow, Finansy i statistika - Finance and statistics, 1995, 304 p. (in Russ.).

14. Sokolov Ia.V., Sokolov V.Ia. Istoriia bukhgalterskogo ucheta . Moscow, Finansy i statistika - Finance and statistics, 2003, 272 p. (in Russ.).

15. Sokolov Ia.V. Bukhgalterskii uchet - veselaia nauka . Moscow, OOO «1S-Pablishing» - JSC 1C-Publishing, 2011, 638 p. (in Russ.).

16. Iarullin R.R. Istoriia finansovoi mysli. Ch. 1. Formirovanie finansovoi mysli drevnego mira . Moscow, Finansy i statistika - Finance and statistics, 2014, 148 p. (in Russ.).

Законодателями и реформаторами Древней Греции являлись Солон, Писистрат, Перикл. Солон (ок. 559 до н.э.) провел реформы, способствовавшие ускорению ликвидации пережитков родового строя: отмена поземельной задолженности, запрещение долгового рабства, введение земельного максимума и др. Все граждане были разделены на четыре разряда в соответствии с имущественным цензом. Античные предания причисляли Солона к семи греческим мудрецам. Реформы афинского правителя Писистрата (ок. 560 до н.э.) служили интересам земледельцев и торгово-ремесленных слоев (раздача сельской бедноте конфискованных земель, чеканка государственной монеты и др.). Перикл (ок. 490 до н.э.) - афинский стратег. Его законодательные меры (отмена имущественного ценза, замена голосования жеребьевкой при предоставлении должностей, введение оплаты должностным лицам и др.) способствовали расцвету афинской рабовладельческой демократии.

В сочинениях древнегреческих мыслителей Ксенофонта, Платона и особенно Аристотеля были сделаны первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества.

Для характеристики их экономических воззрений наибольший интерес представляет сочинение Ксенофонта (430-354 до н.э.) «Экономия», получившее широкое распространение не только в Древней Греции, но и в Древнем Риме, а позднее - и в феодальной Западной Европе.

Экономия, но определению Ксенофонта, - эго наука обогащения своего хозяйства, которая должна учить рабовладельца умело обогатить свое хозяйство, что позволит увеличить производство полезных вещей. Торговля как профессия считалась достойной для грека. Ксенофонт одобрял лишь хлебную торговлю земельной аристократии и мелкую торговлю, обслуживающую сельское хозяйство. Он относился отрицательно к крупной купеческой торговле и ростовщичеству, вместе с тем дал высокую оценку деньгам как концентрированному богатству и средству обогащения.

Понятие о ценности у Ксенофонта связанно с потребительной стоимостью, он считал, что ценность есть лишь то, от чего можно получить пользу. Ксенофонт обосновал разделение труда, вплотную подошел к пониманию степени зависимости разделения груда от размера рынка. В деревне, указывал он, разделение труда менее развито, в городе - больше, так как здесь более распространены торговля и производство товаров.

Ярким представителем древнегреческой философии является идеолог афинской аристократии Платон (427-347 до н.э.). «Диалоги», «Государство», «Законы» - известные произведения Платона. В них он так же, как и Ксенофонт, придерживался натурально-хозяйственной концепции. Платон видел в разделении груда основу расслоения общества на сословия. Государство у Платона состоит из трех сословий: правители (философы); воины, ремесленники, земледельцы, мелкие торговцы, принадлежащие к свободным; несвободные, т.е. рабы (говорящее орудие труда, не принадлежащее ни к какому сословию). Считая частную собственность источником противоречий и разногласий в государстве, он предложил лишить философов и воинов собственности и семьи, чтобы они заботились только о государстве. Платон отражал интересы рабовладельческой аристократии, стремившейся к созданию прочного государства, в котором ее господство было бы соединено с дальнейшим развитием хозяйства на основе общественного разделения труда. Подобные идеи имели прообраз в устройстве египетского государства, где разделение труда в рамках кастового строя достигло в свое время высокого уровня.

Одним из первых в истории античной экономической мысли Платон поставил вопрос об основе и уровне цен. Он понимал, что деньги играют не только роль средств обращения и накопления богатства, но и выполняют функцию меры стоимости. По Платону, цены должны регулироваться государственной властью, причем за основу должна браться такая цена, которая обеспечивала бы получение умеренной прибыли.

Значительным шагом и развитии экономической мысли Древней Греции явилось учение выдающегося мыслителя древности Аристотеля (384-322 до н.э.). В работах «Никомахова этика», «Политика», «Большая этика», «Метафизика», «О душе» и других произведениях Аристотель подверг всесторонней критике философский идеализм Платона, однако не перешел на позиции материализма. Для него характерны постоянные колебания между материализмом и идеализмом.

Аристотель считал, что экономия занимается домашним хозяйством, имением рабовладельца, а политика - государственным устройством, тогда как у Платона политика включает и экономию. Аристотель выдвинул проект идеального государства, которое сгладило бы противоречия между классами и имело бы своей социальной основой среднее сословие. Население такого государства должно состоять из землевладельцев, скотоводов, ремесленников, торговцев, наемных рабочих и рабов. Земледелие признавалось важной и прочной сферой деятельности. Презирая физический груд, Аристотель пренебрежительно относился к ремеслу. Свободные горожане должны выполнять лишь функции управления, надзора и контроля, а тяжелый труд в сельском хозяйстве оставался уделом рабов. Рабство представлялось ему естественным и закономерным, а раба он считал говорящим орудием.

Заслуга Аристотеля-экономиста состоит в том, что он первым установил некоторые категории политической экономии и в известной мере показывал их взаимосвязь. Если сравнить фрагменты «экономической системы» Адама Смита с начальными разделами первого тома «Капитала» К. Маркса, то можно обнаружить поразительную преемственность мысли. Аристотель устанавливает две стороны товара - потребительную и меновую стоимость - и анализирует процесс обмена. Он ставит тот самый вопрос, который будет волновать политическую экономию, а именно: чем определяется соотношение обмена, или меновые стоимости (или, наконец, цена - их денежное выражение). Ответа на этот вопрос Аристотель не находит, но в общем правильно высказывает разумные соображения о происхождении и функциях денег; по-своему выражает мысль об их превращении в капитал (в деньги, порождающие новые деньги).

Аристотель не создал полной теории стоимости. Он видел в обмене уравнение товарных стоимостей и упорно искал какую-то общую основу уравнения. Уже это было проявлением исключительной глубины мысли и послужило исходным пунктом для дальнейшего анализа спустя многие века после Аристотеля.

Аристотель делает самую первую в истории экономической науки попытку анализа капитала, противопоставляя экономику и хрематистику. Он считал, что экономика - это естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством продуктов, потребительных стоимостей. Она включает и обмен, однако, опять-таки, лишь в рамках, необходимых для удовлетворения личных потребностей. Пределы этой деятельности тоже естественны: эго разумное личное потребление человека. Хрематистика же - это «искусство наживать состояние», т.е. деятельность, направленная на извлечение прибыли, на накопление богатства, особенно в форме денег. Иначе говоря, хрематистика - это «искусство» вложения и накопления капитала. Аристотель считал все это противоестественным, но он был достаточно реалистичен, чтобы видеть невозможность чистой «экономики»: к сожалению, из экономики непрерывно вырастает хрематистика. Относя использование денег для получения прибыли к области хрематистики, Аристотель осуждал такого рода деятельность. Доказывая, что сами но себе деньги не могут приносить деньги, занятие ростовщичеством он считал противоестественным. Этот взгляд утвердился через несколько веков и в европейской средневековой религиозной идеологии.

Древний Рим характеризуется более развитыми, чем в Древней Греции, рабовладельческими производственными отношениями. Территориальная экспансия Рима привела к созданию огромной империи, порабощению многих племен и народов. В отличие от Древней Греции, в которой рабов в основном эксплуатировали в сфере ремесла и торговли, в Древнем Риме главной сферой применения рабского труда было сельское хозяйство. Все это наложило отпечаток па характер экономической мысли Древнего Рима, которая прежде всего решала аграрные проблемы, в том числе проблемы рациональной организации рабовладельческих вилл и латифундий.

В книге экономического мыслителя Древнего Рима Катона Старшего (234-149 до н.э.) «О земледелии» отражен более длительный опыт ведения рабовладельческого хозяйства, поэтому в ней гораздо детальнее разработаны вопросы, поставленные в «Экономии» Ксенофонта. Катон давал советы рабовладельцам, как можно извлечь больше дохода из сельского имения, руководствуясь правилом: «хозяину любо продавать, а не покупать». Подробно определялись обязанности управления имением.

В сочинениях другого римского мыслителя - Варрона (116- 127 до и.э.), его книгах «О сельском хозяйстве» уже сквозит тревога за судьбу рабовладельческих порядков. Варрон осуждал переселение римлян в «городские стены», где они предпочитают «работать руками в театре и цирке, а не на ниве и не в винограднике», всецело возложив заботу об имениях па управляющих. Он показывает все достоинства сельского хозяйства и рекомендует сочетать развитие земледелия вкупе с животноводством, отмечая, что «фундамент всякому состоянию - домашний скот». Подъем сельского хозяйства Варрон видит не только в усилении эксплуатации рабского груда. Перечисляя сельскохозяйственные орудия, он делит их на три вида: орудия говорящие (рабы); орудия, подающие нечеловеческие звуки (волы); орудия немые (серпы, плуги и др.).

Варрон считал возможными восстания рабов, поэтому рекомендовал покупать рабов разной национальности.

Сочинение древнеримского мыслителя Колумеллы «О сельском хозяйстве» (I в. до н.э.) свидетельствует о начавшемся упадке сельского хозяйства Древнего Рима и возникновении перехода к новому, феодальному способу производства, хотя они писались задолго до гибели Римской Империи. Колумелла стремился восстановить прежнее положение сельского хозяйства в Риме. Он рекомендовал покупать имения по соседству с городами, чтобы хозяин мог непосредственно наблюдать за ведением хозяйства. Колумелла поставил вопрос об отказе от рабского труда и передаче ведения хозяйства свободным клонам, признавая большую выгодность их труда, нежели труда рабов.

Юридическое и экономическое оправдание рабства в I-II вв. н.э. становилось все более сложным. В эго время формировалось представление о том, что рабами люди становятся не по своему происхождению, как учил Аристотель, а в силу обстоятельств. К такому выводу пришел представитель стоической школы философии Луций Анней Сенека (3 до н.э. - 65 н.э.), который понимал политическую опасность рабства и призывал римлян обращаться с рабами более мягко, почти так, как со свободными людьми.

Интересы разорившихся мелких землевладельцев защищали братья Тиберий (126-133 до н.э.) и Гай (153-121 до н.э.) Гракхи, которые пытались провести аграрную реформу. Тиберий Гракх предложил принять закон, по которому римским гражданам разрешалось арендовать не более 500 югеров (125 га) государственной пахотной земли, причем одна семья не могла занимать более 1000 югеров. Все излишки подлежали возвращению государству и распределению среди нуждающихся но 30 югеров на условиях наследственного владения и уплаты небольшого налога.

Данный проект был частично осуществлен. Несколько десятков тысяч крестьян получили землю. Дополнительно был принят закон о продаже городским беднякам хлеба из государственных хранилищ но низким ценам. Результаты аграрной реформы оказались достаточно прочными, и даже после смерти Тиберия и Гая консерваторы не смогли отменить законы о наделении нуждающихся землей.

Экономические требования рабов получили наибольшее выражение в период их восстания под предводительством Спартака (74- 71 до н.э.). Основными требованиями восставших были уничтожение рабовладельцев и их латифундий, освобождение от рабства, предоставление земли крестьянам. Восстание было жестоко подавлено, однако оно способствовало подрыву былого могущества Рима.

Нерешенные экономические проблемы Древнего Рима стали причиной ожесточенной политической борьбы. После подавления восстания Спартака возник заговор Катилины (63-62 до н.э.), носивший антиростовщический характер, связанный с отменой долгов и экспроприацией богачей, который также потерпел поражение.

В борьбе с заговором Катилины важную роль сыграл идеолог господствующего класса Марк Туллий Цицерон (106-44 до н.э.). Земледелие ои считал благородным занятием, был сторонником частной собственности, крупного землевладения, усиления эксплуатации колоний, одобрял крупную торговлю, выступал за справедливое отношение к ростовщикам.

Протест против господствующего класса рабовладельцев отразило христианство - новая религия, складывавшаяся в Риме в I в. н.э. Первые христиане принадлежали к низшим слоям народа. Ранее христианство выступало как религия рабов, бедняков, покоренных и рассеянных Римом народов. Наиболее яркое представление об экономических взглядах идеологов раннего христианства дают труды Августина Блаженного (353-430). Августин считал земледелие почетным занятием; осуждал торговлю; физический труд признавал таким же почетным, как и умственный; не настаивал на освобождении рабов, главной задачей церкви определял содействие их нравственному совершенствованию.

Экономическая мысль античного мира дала ряд идей, на которые стала опираться последующая экономическая теория. В этой связи экономические воззрения мыслителей Древнего мира следует признать отправными в развитии экономической науки.

Древняя Греция дала миру замечательную плеяду ученых во многих областях науки - математике и геометрии, астрономии и механике, истории и философии. Именно у величайших древнегреческих философов мы находим первые в истории науки элементы теоретического анализа экономических отношений. Однако все, что можно выделить в их трудах как имеющее отношение к экономическим исследованиям, составляет лишь небольшую, «крайне незначительную», как подчеркивает Й. Шумпетер, часть научного наследия, оставленного нам древними греками.

Прежде всего необходимо сказать, что само слово «экономика» пришло к нам из Древней Греции. «Экономия» происходит от древнегреческого oikonomia (oikos - дом, nomos - правило, закон). В буквальном переводе oikonomia означает «искусство управлять домом», или «домоводство». Так называется сочинение греческого философа Ксенофонта (ок. 444-355 г. до н.э.). В русском переводе эта работа получила название «Домострой». В ней Ксенофонт рассматривает разумные правила ведения домашнего хозяйства. Такой смысл в слова «экономия» и «экономика» вкладывали и другие древнегреческие философы, таким он оставался на протяжении длительного периода времени вплоть до XVI-XVII вв., начала становления капиталистической экономической системы и превращения рыночных отношений в господствующие. Следует, конечно, помнить, что само понятие домашнее хозяйство в те времена включало в себя гораздо более широкое содержание, чем сегодня. Домашнее хозяйство в Древней Греции представляло собой, как правило, крупное натуральное хозяйство, где трудилось много рабов и производилось почти все, что нужно для жизни.

Чтобы правильно понять круг рассматриваемых греческими философами экономических вопросов, необходимо кратко охарактеризовать, что собой представляла греческая экономика в V-IV вв. до н.э., т.е. определить собственно предмет анализа и проблемы, волновавшие греков.

В отличие от стран Древнего Востока рабство являлось основой экономики Древней Греции, труд рабов был решающим как в ремесленном, так и в сельскохозяйственном производстве. Рабы составляли около трети всего населения. Наибольшее количество рабов давали захватнические войны, хотя со временем в рабство стали попадать и греки. Основой античной системы хозяйства были рабовладельческие общины, главным образом в виде городов-полисов, представлявших собой отдельные государства. Полисы создавались на базе античной формы собственности, выступавшей в виде сочетания частной и общинной (позже государственной) собственности. Рост производства и региональная специализация стимулировали развитие торговли. Греция была важнейшим центром мировой торговли.

Можно выделить несколько ключевых экономических проблем, ставших предметом исследования древнегреческих философов: отношение к рабству и его моральное оправдание, пути повышения эффективности рабовладельческого хозяйства, соотношение натурального и товарного хозяйства, справедливость обмена и установление цены, роль денег в экономике.

Экономические проблемы Древней Греции периода кризиса рабовладельческого строя нашли свое отражение в трудах выдающегося философа Платона (427-348 г. до н.э.). Его отношение к существующему политическому и экономическому устройству общества, а следовательно, и его система социально-экономических взглядов отчетливо проявляются в проекте «идеального государства», изложенном в работах «Государство» и «Законы».

Рабовладельческий характер «идеального государства» не ставится Платоном под сомнение, но рабство должно быть уделом других народов. Он осуждает тех, кто владел рабами греческого происхождения. Свободное население Платон разделяет на три сословия: философы, которые управляют государством, воины и работники (демос) - земледельцы, ремесленники и купцы. Все общественное устройство базируется на строгом разделении труда, которое обеспечивает экономическую эффективность: земледелец не может заниматься ремеслом, а ремесленник может заниматься только одним видом ремесла.

Основой экономики должно быть натуральное хозяйство в рамках рабовладельческой общины, и Платон предлагал запретить ввоз товаров, в которых нет потребности, и вывоз необходимых стране материальных благ. К торговле и ростовщичеству Платон относился отрицательно, поскольку обогащение извращает нравы, и предлагал сделать посредническую торговлю делом лишь иностранцев. Чтобы противоречия между богатыми и бедными не ставили под угрозу устои «идеального государства», два высших сословия - философы и воины - не могли иметь частной собственности и даже прикасаться к золоту и серебру, а земля между земледельцами должна была распределяться равномерно.

Таким образом, с точки зрения экономического содержания «идеальное государство» Платона представляет собой жестко регламентируемое государством натуральное хозяйство. Фактически это был проект сохранения и защиты греческого полиса как рабовладельческой общины в условиях, когда эта экономическая система вступила в период кризиса.

Экономическая мысль в Древней Греции

Античные философы касались проблем, которые являются предметом исследования экономики, в контексте более широкого обсуждения вопросов общественного устройства. Греческие мыслители обсуждали, каким должно быть идеальное государство, как наиболее рационально вести хозяйство, как управлять рабами и др. Среди дошедших до нас сочинений наибольшее значение с точки зрения развития экономической мысли представляют работы Ксенофонта (ок. 430 – ок. 354 гг. до н.э.), Платона (ок. 427 – ок. 347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384–322 гг. до н.э.)

Одной из первых работ, посвященных анализу экономических вопросов, был "Домострой ", написанный Ксенофонтом. "Домострой" – это русский перевод слова "Oikonomia" (греч. oikos – дом, nomos – закон), которое буквально означает "ведение домашнего хозяйства". Название трактата Ксенофонта легло в основу термина "экономика", используемого ныне.

У Ксенофонта присутствует одно из первых обсуждений такого важнейшего экономического понятия, как ценность. Объяснение равновесной величины, к которой стремится рыночная цена блага, всегда было одной из центральной задач экономической науки. По мнению Ксенофонта, ценной является та вещь, которая полезна, поэтому можно утверждать, что Ксенофонт отождествлял ценность и полезность. Таким образом, полезностная теория ценности , согласно которой ценность определяется полезностью, является исторически наиболее ранним подходом к объяснению феномена равновесной цены и берет свое начало в трудах античных мыслителей.

Важной идеей древнегреческой философии, оказавшей впоследствии большое влияние на развитие экономической мысли, является вывод о приоритетной роли земледелия по сравнению с ремесленным трудом. Ксенофонт писал, что земледелие является матерью и кормилицей всех ремесел. Если земледелие процветает, то и все другие ремесла идут успешно, а в тех местах, где земля пустует, угасает почти всякая деятельность. Данная мысль вытекала из таких социально-экономических особенностей Древней Греции, как натуральный характер ведения хозяйства и военно-захватническая модель развития государства. Ксенофонт объяснял почетность земледелия тем, что, во-первых, все необходимые для жизни вещи люди получают в сельском хозяйстве, во-вторых, земледелие приучает к труду и умению переносить холод и жару, физически развивает человека, готовя его к военной службе, а также позволяет содержать коней, необходимых на войне. Идея о преобладающем значении земледелия для народного хозяйства будет использоваться многими экономистами допромышленной эпохи и особую роль сыграет в формировании французской школы физиократов в середине XVIII в.

Значительным вкладом древнегреческих философов в развитие экономической мысли явилось рассмотрение роли разделения труда. Ксенофонт в "Киропедии " и Платон в "Государстве " сформулировали мысль о том, что разделение труда способствует росту производительности. Согласно Платону разделение труда задается природными задатками человека. Он считал, что люди изначально различны, поэтому каждому предназначается свой вид работ. По мнению Платона, любой продукт можно произвести в большем количестве, лучше и легче, если выполнять одну какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам, и притом вовремя, не отвлекаясь на другие работы. Впоследствии о роли разделения труда упоминало большинство экономистов доклассического и классического периода.

В работах Аристотеля античная экономическая мысль достигает наивысшего развития. Аристотель развивает полезностную теорию ценности. Он утверждает, что общество состоит из разнородных величин, объединенных в одно целое, так как общественные взаимоотношения, например выражающиеся в обмене, возникают не тогда, когда есть два врача, а когда есть, скажем, врач и земледелец, и вообще разные и неравные стороны, которые нужно сравнить. Все, что участвует в обмене, должно быть каким-то образом сопоставимо. И такой мерой сравнения, но мнению Аристотеля, является потребность, силу которой можно измерить деньгами. Именно благодаря использованию потребности в качестве мерила благ можно найти пропорции обмена различных вещей.

Значение работ Аристотеля состоит также в том, что он вплотную подошел к анализу важнейших категорий экономики – цены, денег, собственности. Так, Аристотель был близок к выделению таких категорий, как потребительная и меновая ценность, говоря, что каждый предмет может быть использован по прямому назначению (например, обувь можно носить) и не по прямому назначению (обувь можно обменивать). Но одни предметы в большей степени годны для использования в процессе обмена, поэтому по мере развития товарно-денежных отношений денежные функции стали исполнять металлы. Деньги получили свой статус благодаря взаимному соглашению людей – это формулировка так называемой номиналистической теории денег, в которой принимается, что источником ценности денег является соглашение между людьми.

Аристотель формулирует и некоторые функции денег. Деньги выполняют, во-первых, функцию обращения, так как монета опосредует обмен, и, во-вторых, функцию меры стоимости, поскольку должна существовать какая-то единица измерения, основанная на условленности, которая делает все соизмеримым.

Рассматривает Аристотель и проблему накопления капитала. Он придерживается типичного для древнегреческих философов взгляда, согласно которому накопление капитала не является добродетелью. В основе его аргументации лежит тезис о том, что накопление капитала неестественно, так как ростовщики используют деньги не по прямому назначению. Деньги появились в процессе обмена как средство, которое упрощает куплю и продажу товаров, однако ростовщики копят деньги не для того, чтобы покупать товары, а ради самого факта накопления. Аристотель противопоставляет искусство увеличения состояния и искусство ведения домашнего хозяйства. Здесь одни и те же инструменты - деньги – используются по-разному, так как различаются цели. Цель накопления состояния порочная, в то время как цель ведения домашнего хозяйства благая.

Cам термин «экономика» («домоводство») пришел к нам из древнегреческого (оikos – дом, хозяйство; nomos – закон, правило).

Лучшими достижениями экономической мысли Античности (конец V–IV в. до н.э.) явились труды древнегреческих философов Ксенофонта, Платона и Аристотеля (хотя А. В. Аникин в своей книге «Юность науки» говорит еще об «Илиаде» и «Одиссее» Гомера как подлинной энциклопедии жизни и мировоззрения людей, населявших около 3 тыс. лет назад берега Эгейского и Ионического морей) .

Ксенофонт (430–354 до н.э.). Экономические воззрения этого философа отражены в его трактате «Домострой» , в котором приводятся следующие положения: разделение труда на умственный и физический виды, а людей – на свободных и рабов имеет естественное (природное) происхождение; природному предначертанию отвечает преимущественное развитие земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей; производительно может выполняться «наиболее простая работа»; степень разделения труда обусловлена, как правило, размерами рынка сбыта; всякому товару присущи полезные свойства (потребительная стоимость) и способность обмениваться на другой товар (меновая стоимость); деньги изобретены людьми для того, чтобы с их помощью осуществлялось товарное обращение и накопление богатства, но не ростовщическое обогащение .

Платон (428–347 гг. до н.э.). Отстаивал прежде всего натурально-хозяйственные отношения рабовладельческого общества, что нашло отражение в характеристике двух проектов идеального государства соответственно в его произведениях «Государство» и «Законы» . Возникновение самого государства Платон связывал с удовлетворением повседневных интересов людей и с обменом.

В сочинении «Государство» речь идет об особо важной, с точки зрения Платона, роли, которую совместно призваны выполнять аристократическое сословие (философы) и сословие воинов (армия), обеспечивая общественные интересы. Эти сословия, олицетворяя аппарат управления идеального государства, не должны, по мысли ученого, обладать собственностью и обременять себя хозяйством, так как их материальное обеспечение (по уравнительному принципу) должно стать общественным. Остальная часть общества отнесена в проекте к обладающему и распоряжающемуся собственностью третьему сословию, названному Платоном чернью (земледельцы, ремесленники, купцы), и к рабам, приравненным к собственности свободных граждан.

В сочинении «Законы» философ выдвигает обновленную модель идеального государства, развивая и конкретизируя свою аргументацию в части осуждения ростовщичества, обоснования ведущей роли в хозяйстве земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей. Основное внимание при этом вновь уделено аппарату управления обществом, т.е. «гражданам» высших сословий, которые, в частности, будут наделены правом владения и пользования (неполное право собственности), предоставляемым им по жребию государством домом и земельным наделом. Кроме того, проектом оговаривается возможность последующей передачи земли по наследству на тех же условиях одному из детей и требование, чтобы ценность общего имущества граждан не разнилась более чем в четыре раза.



Аристотель (384–322 гг. до н.э.) также предложил свой проект идеального государства. В своих трудах «Никомахова этика» , «Политика» , подобно Ксенофонту и Платону, деление общества на свободных и рабов и их труда на умственный и физический объясняется им исключительно «законами природы».

В концепции об экономике и хрематистике классифицируются все виды хозяйства и деятельности людей, от земледелия и скотоводства до ремесленного производства и торговли. Естественная сфера (экономика) представлена земледелием, ремеслом и мелкой торговлей и должна поддерживаться государством, так как ее звенья способствуют удовлетворению насущных жизненных потребностей населения. Неестественная сфера (хрематистика) основывается на бесчестных крупных торговых, посреднических и ростовщических операциях, проводимых ради достижения беспредельной и корыстной цели, суть которой – искусство наживать состояние, т.е. все большее «обладание деньгами» .

Таким образом, по рассматриваемой концепции Аристотеля, все, что могло бы подорвать основы натурально-хозяйственных отношений (а это прежде всего обусловленное разделением труда движение торгового и денежного капитала), относится к «издержкам» хрематистики. А последние, на его взгляд, обусловлены непониманием того, что возникшие в результате соглашения между людьми деньги представляют собой не более чем «удобный в обиходе» товар и «в нашей власти», чтобы они (деньги) стали «неупотребительными». Поэтому он решительно осуждает использование денег не по истинному назначению, т.е. с целью обеспечения удобств в обиходе «ради меновой торговли», и откровенно признается в том, что ростовщичество у него «вызывает ненависть».

Гениальные догадки высказал Аристотель при анализе торговли, а также законов обмена («Никомахова этика»). Более всего Аристотеля занимал вопрос основания, или критерия, с помощью которого можно было бы судить, какая пропорция обмена справедлива, а какая – нет. Ясного ответа у него мы не найдем, однако поиски в этой области оказали влияние на все последующее развитие экономической мысли. Рассуждения Аристотеля можно резюмировать следующим образом:

обмен происходит, если тех, кто обменивается, связывает взаимная потребность и если то, что подлежит обмену, в каком-то смысле равно и имеет общую меру ;

общей мерой при обмене является потребность ,которую на практике заменяют деньги (монета ),причем деньги – это условная мера, она устанавливается не по природе, а по уговору между людьми;

обмен справедлив, если соотношение сторон отражает соотношение их работ ;

совершая между собой обмены, люди участвуют в общей (общинной ) жизни ,которая без справедливых обменов невозможна.

Текст Аристотеля дал повод для противоречивых толкований. Одни взяли за основу тезис о том, что справедливый обмен должен отражать соотношение работ – и стали связывать идеи Аристотеля с такими концепциями цены товара, как теория издержек производства и трудовая теория стоимости (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс).

Другие толковали идеи, высказывания Аристотеля, опираясь на его тезис о потребности как общей мере при обмене, пытались установить связь его идей с различными теориями и авторами, выводящими цену из полезности благ (христианский богослов Августин Блаженный (V в.), философы XVIII в. Э. Кондильяк (Франция) и И. Бентам (Англия), маржиналисты).

Следует обратить внимание, что «обе эти традиции в восприятии идей великого греческого мыслителя сложились позднее и несут на себе печать анахронизма, т.е. оторванности от эпохи и обстоятельств, в которых работал сам Аристотель. В его время не было ни конкурентных рынков, которые явно или неявно предполагаются теориями полезности, ни нормирования трудозатрат, без которого трудно говорить о прямом приравнивании различных видов труда (работ). Аристотель писал об обмене в контексте общинной жизни – о чем говорит пример, который он использовал: обмен между строителем дома и башмачником. Это вовсе не обмен между случайно встретившимися торговцами. Речь шла о повторяющихся отношениях. Обмен считался справедливым, если позволял обеим сторонам и дальше поддерживать отношения. И забота о согласованности производимых работ с потребностями, и требование безубыточности обмена – это принципы, обеспечивающие устойчивость разделения труда в общине» .

Значение идей древнегреческих мыслителей в том, что они положили начало «позитивной» науке, сделали первые шаги в области теоретического осмысления экономического устройства греческого общества.

Поделиться