Экономические функции правительства. Роль и функции государства в рыночной экономике Понятие и значение экономических функций правительства

Теперь мы переходим от нашей абстрактной рабочей модели чистого капитализма к системе американского капитализма. Тем самым мы вводим в анализ значительную дозу реальной действительности.

Все реально функционирующие экономические системы - это системы "смешанные"; повсюду правительство и рыночная система делят между собой функцию нахождения ответа на пять фундаментальных вопросов. Тем не менее разные экономические системы мира резко отличаются друг от друга по соотношению ролей правительства и рынка в управлении экономикой (см. табл. 2-3). В экономике Советского Союза большой упор делается на централизованное планирование. С другой стороны, наша экономика представляет собой преимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функции правительства - федерального, штатов, местных органов власти - играют в ней очень существенную роль.

Количественно выразить экономическую роль правительства нелегко. Весьма грубым показателем удельного веса рынка и правительства в экономике служит тот факт, что в настоящее время около 4/5 национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производятся под эгидой правительства. Но помимо финансирования производства правительство осуществляет также ряд программ социального страхования и социального обеспечения, ставя своей целью перераспределение дохода в частном секторе экономики. Статистика показывает, что налоги и общий объем правительственных расходов - на покупку товаров и услуг и на социальные программы - составляют приблизительно 1/3 национального продукта. Наконец, множество трудно поддающихся количественному измерению регулирующих мер, предназначенных для защиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защиты потребителей от опасных продуктов, обеспечения равного доступа к вакантным рабочим местам и контроля за практикой ценообразования в определенных отраслях, вовлекает правительство практически во все сферы экономической деятельности. Экономическая роль правительства, несомненно, велика и всеобъемлюща. В отличие от модели чистого капитализма, описанной в главе 3, нашу экономику лучше хара-

ктеризовать как смешанный капитализм. Функционирование частного сектора на основе рыночной системы (гл. 4 и 5) модифицируется самыми разными способами государственным сектором.

Экономические функции правительства

Экономических функций правительства много, и они разнообразны. Фактически экономическая роль правительства осуществляется в таких широких масштабах, что на деле невозможно составить исчерпывающий перечень его экономических функций. Мы здесь рассмотрим в качестве основы для нашего анализа следующие формы экономической деятельности правительства, учитывая при этом неизбежность их частичного совмещения.

Во-первых, некоторые экономические задачи правительства имеют целью поддерживать и облегчать функционирование рыночной системы. В этой сфере отметим следующие два важнейших вида деятельности правительства:

    Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы.

    Защита конкуренции.

Путем выполнения второй группы задач правительство усиливает и модифицирует функционирование рыночной системы. Здесь важное значение имеют следующие три функции правительства:

3. Перераспределение дохода и богатства.

4. Корректирование распределения ресурсов с целью изменить структуру национального продукта.

5. Стабилизация экономики, то есть контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста.

Хотя этот перечень пяти функций правительства обычно служит базой для анализа его экономической роли, мы в дальнейшем увидим, что большинство правительственных форм деятельности и политических мер так или иначе оказывают влияние на все перечисленные здесь экономические процессы. Например, программа перераспределения дохода в пользу бедных воздействует на распределение ресурсов, поскольку бедные покупают товары и услуги, которые несколько отличаются от товаров

и услуг, покупаемых более богатыми слоями общества. В свою очередь, снижение государственных военных расходов с целью ослабления инфляционного напряжения также ведет к перераспределению ресурсов из государственного сектора в частный.

Кратко рассмотрим сначала первые две из перечисленных функций правительства и затем подвергаем более подробному анализу роль правительства в перераспределении дохода и богатства, распределении ресурсов и стабилизации экономики.

Правовая база

и общественная атмосфера

Правительство берет на себя задачу обеспечения правовой базы и некоторых важнейших услуг, являющихся предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики. Необходимая правовая база предполагает такие меры, как предоставление законного статуса частным предприятиям, определение прав частной собственности и гарантирование соблюдения контрактов. Правительство устанавливает также законные "правила игры", регулирующие отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. На основе законодательства правительство получает возможность выполнять функции арбитра в области экономических связей, выявлять случаи нечестной практики экономических агентов и применять власть для наложения соответствующих наказаний. Основные услуги, обеспечиваемые правительством, включают применение полицейских сил для поддержания общественного порядка, введение стандартов измерения веса и качества продуктов, создание денежной системы, облегчающей обмен товаров и услуг.

Принятый в 1906 г. Закон о чистых пищевых продуктах и лекарствах и многие поправки к нему являют собой великолепный пример того, как правительство подкрепляет функционирование рыночной системы. Правительство вводит правила поведения, которыми должны руководствоваться производители в своих отношениях с потребителями. Оно запрещает продажу фальсифицированных или с поддельной маркой пищевых продуктов и лекарств, требует обозначения на упаковке чистого веса и ингредиентов продукта, устанавливает стандарты качества, которые обязательно указывать на этикетках консервированных пищевых продуктов, и воспрещает помещать ложные сведения на этикетках патентованных лекарств. Все эти меры преследуют цель предотвратить обманные действия производителей и одновременно укрепить веру публики в совершенство рыночной системы. Аналогичное законодательство относится и к отношениям между рабочими и менеджерами, к отношениям между самими фирмами.

Имеется в виду, что такого рода деятельность правительства улучшает распределение ресурсов. Обеспечение рынка средством обращения, гарантирование качества продуктов, определение прав соб-

ственности и ответственность за соблюдение условий контрактов - все эти меры обусловливают увеличение объема торговли. Они расширяют рынки и позволяют осуществлять все более глубокую специализацию в использовании как материальных, так и людских ресурсов. А такая специализация, как мы видели в главе 3, означает более эффективное распределение ресурсов. Однако некоторые считают, что правительство чрезмерно регулирует взаимоотношения предприятий, потребителей и рабочих, тем самым подавляя экономические стимулы и подрывая эффективность производства.

Роль государства в хозяйственной жизни той или иной страны проявляется через его функции. Этих функций много, и они разнооб­разны. Фактически экономическая роль государства осуществляется в таких широких масштабах, что на деле невозможно составить исчер­пывающий перечень его экономических функций.

В данной главе рассматриваются лишь главные формы экономической деятельности

государства.

1 функция - РАЗРАБОТКА И УТВЕРЖДЕНИЕ ПРАВОВЫХ

ОСНОВ ЭКОНОМИКИ

Правительство берет на себя задачу обеспечения правовой базы и некоторых важнейших услуг, являющихся предпосылкой эффектив­ного функционирования экономики. Необходимая правовая база предполагает такие меры, как защита собственности, гарантирование соблюдения контрактов, обеспечение безопасности экономическим агентам и прочее. Так, к примеру, только за последние годы в Рос­сийском государстве были приняты законы «О собственности», «Об акционерных обществах», «Гражданский кодекс», «Уголовный ко­декс» и другие, которые стали фундаментом формирующихся рыноч­ных отношений. Несовершенство законодательных норм, их противоре­чивость негативным образом влияют на хозяйственную практику.

В конечном итоге государство устанавливает законные «правила игры», регулирующие отношения между предприятиями, поставщи­ками ресурсов и потребителями. К примеру, государственная власть запрещает частным лицам производство и сбыт наркотиков, контро­лирует соблюдение налогового законодательства и т.д. На основе за­конодательства государство получает возможность выполнять фун­кции арбитра в области экономических связей, применять власть для наложения соответствующих наказаний. Основные услуги, обеспечи­ваемые государством, включают использование правоохранительных органов для поддержания общественного порядка, введение стан­дартов измерения веса и качества продуктов, создание денежной сис­темы и осуществление контроля за ее функционированием.

2 функция - ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА, УСЛОВИЙ ЕГО НОРМАЛЬНОЙ РАБОТЫ

В странах с давними рыночными традициями это осуществляется путем регулярной демонополизации экономики, эффективной ан­тиинфляционной профилактики с помощью прежде всего стабильной денежной политики, поддержания системы государственных финан­сов в нужных объемах и бездефицитном состоянии, ряда иных мер. Несколько иначе дело обстоит в странах, вставших на путь вос­становления рыночного хозяйства. Помимо сформированных выше функций государство должно образовать многосекторную экономику. В этой связи государство осуществляет процесс разгосударствления и приватизации субъектов хозяйственной деятельности, демонтирует неприемлемые для конкурентного рынка звенья хозяйственного механизма(например, административно-командное управление, нату­ральное распределение ресурсов), формирует действенную систему экономических регуляторов. Сегодня стало очевидным, что без госу­дарства переход от административно-командной модели хозяйствования к рыночной невозможен.

Государство должно установить также рамки входа в рынок, ко­торые позволили бы устранить или существенно амортизировать наи­более одиозные черты капиталистического рынка.

3 функция - СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ, ЕГО ЗАЩИТА ОТ БЕДНОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ

Рыночная система представляет собой обезличенный, бесприст­растный механизм, а возникающее на его основе распределение до­хода может порождать большее неравенство, чем желательно обще­ству.

Довольно яркий пример в этой связи приводят американские ученые-экономисты П. Самуэльсон и В. Нордхаус: «Кошке богатого хозяина дается молоко, которое не в состоянии купить бедная семья, чтобы ее ребенок был здоров»].

Объясняется эта вопиющая несправедливость не тем, что плохо работают спрос и предложение. Напротив, рыночный механизм четко сделал свое дело - отправил товар тому, кто проголосовал за него деньгами. Помочь малоимущим может и должно государство посред­ством перераспределительной политики. Но, перераспределить доход необходимо таким образом, чтобы свести к минимуму возни­кающие при этом потери эффективности экономики. Решать эту задачу далеко не просто. По образному замечанию ученых Р. Макконнелла и Л. Брю, передача денег от богатых к бедным напоминает перетаскивание воды в худом ведре: часть содержимого для общества пропадает2. Это тот случай, когда от деления пирога он становится меньше.

В современном мире, несмотря на значительный прогресс, бед­ность среди общего изобилия продолжает оставаться острой эконо­мической и политической проблемой. Ежегодно в странах третьего мира от голода умирает примерно 20 млн. человек. Поэтому государство взяло на себя функцию уменьшения неравенства доходов в об­ществе. Для борьбы с бедностью оно использует целую систему мер:

Социальное страхование, включающее пенсионное обеспече­ние, выплату пособий по временной потере работы, трудо­способности, по инвалидности, социальную поддержку вете­ранов;

Безвозмездные выплаты, осуществляемые в денежной или натуральной форме и предназначенные исключительно лицам с низким уровнем доходов (бесплатные школьные завтраки, раздача талонов на питание, предоставление отдельным груп­пам права на бесплатный проезд в общественном транспорте и прочее);помощь бедным в области получения образования, переобуче­ния и т. п.

Как показывает история двух последних столетий, главным ору­дием борьбы с бедностью является не благотворительность и гума­нитарная помощь, а НТП, повышение производительности труда и на этой основе - достижение среднего уровня потребления, вслед за ко­торым как бы самопроизвольно подтягивается и минимальный уро­вень жизни. Рыночная экономика хронически больна безработицей, и это имеет тягчайшие социальные последствия. Поэтому многие поли­тические деятели провозглашают в качестве своих программных це­лей достижение высокой занятости, а государства оказывают безра­ботным социальную поддержку в виде выплат социальных пособий, организации бесплатного переобучения, страхования от безработицы.

4 функция - ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСОВ Практика хозяйственной жизни свидетельствует, что рыночная экономика не в состоянии автоматически эффективно и с наимень­шими затратами для общества распределить производственные ре­сурсы. Рыночная система порождает структурные диспропорции ме­жду отраслями, неравномерное развитие административно-террито­риальных регионов, побочные эффекты, связанные с переливом капи­тала (загрязнение окружающей среды, хищническое использование природных ресурсов и т.п.). Государство с помощью законодатель­ных мер (штрафных санкций, повышенных налогов или налоговых льгот) регулирует процесс перелива ресурсов.

Регулирование дополняет, корректирует чисто рыночный механизм. Как образно пишет П. Самуэльсон, управлять экономкой в отсутствие того или другого - все равно, что пытаться аплодировать одной ру­кой. Но, государство, осуществляя вмешательство в экономические процессы, не должно переходить допустимого предела этого вме­шательства. Если оно переступает этот предел, то происходит де­формация самого рыночного механизма. Правда, необходимо заметить, что в экономической науке существуют разные точки зрения по поводу допустимых границ вмешательства государства (и в россий­ском обществе сегодня эту проблему неодинаково трактуют радикал-реформаторы, сторонники социал-демократического развития, социал-коммунистического и пр.). Но в любом случае необходимо иметь в виду, что административными регуляторами следует пользоваться осторожно, не ослабляя рыночные стимулы; среди них нет ни одного идеального, который, давая положительный результат в одной сфере, не давал бы негативного эффекта в другой.

Помимо этих важнейших функций в реальной действительности государство выполняет и другие функции, например, ограничение действия некоторых элементов рыночного механизма в сфере сово­купного муниципального потребления для поддержания и охраны общественного порядка, национальной обороны, транспортной сис­темы обслуживания и т.д.; достижение и сохранение национальных конкурентных преимуществ в мировой экономике, государственное предпринимательство и т.д.

Начиная с XX века, государство стало выполнять функции, при­сущие ему как экономическому субъекту, осуществлять развитие госу­дарственной собственности и государственного предпринимательства.

Среди важнейших причин исторического роста государственного сектора в экономике следует назвать войны и необходимость нацио­нальной обороны, инфраструктурное обеспечение макродинамических процессов, рост народонаселения, урбанизацию, проблемы ок­ружающей среды и эгалитаризм.

Государство осуществляет свои функции через правительство. Строго говоря, государство - это система отношений по организации совместной жизни и деятельности членов общества. Правительство -это властные структуры в лице министерств, комитетов, национальных банков и других правительственных органов, через которые осуществляется контроль, управление, порядок в соблюдении конку­рентных правил, законов, нормативов и т.д.

Государство - самоорганизация общества, правительство - ис­полнительный орган этой организации. В совокупности правительст­во и его хозяйствующие субъекты образуют институциональную структуру организационной рыночной экономики, действующую в рамках законодательства.

Для истории становления и развития рыночной экономики харак­терны постоянные колебания от периодов расширения роли государс­тва в экономике к периодам его постоянного сужения и обратно. До сих пор не выработано единства мнений по вопросам государствен­ного вмешательства в экономику и в экономической науке. Более то­го, среди западных экономистов постоянно ведутся жаркие споры о том, решение каких проблем следует оставить рынку, а какие возло­жить на государство. Джон Стюрт Милль, представитель классиче­ской политической экономии, писал, что едва ли можно найти общее оправдание для всех многочисленных функций государства, кроме одного всеобъемлющего - целесообразности.

Государство, осуществляя регулирование социально-экономических процессов, использует систему методов и инструментов, которые ме­няются в зависимости от экономических задач, материальных воз­можностей государства, накопленного опыта регулирования. Анализ западных теорий и мирового опыта позволяет говорить как о форми­ровании национальных моделей, так и о сложившемся стандартном на­боре общественных форм и методов государственного регулирования.

Общепринято деление методов государственного регулирования на правовые, административные, экономические, прямые, косвенные.

Правовое регулирование состоит в установлении государством правил «экономической игры» для фирм-производителей и потреби­телей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функциони­рования фирм, взаимные обязательства в области трудовых отноше­ний профсоюзов и работодателей и т.д.

Административное регулирование включает в себя меры по ре­гулированию, контингентированию, лицензированию, квотированию и т.д. С помощью системы административных мер (в виде мер закре­пления, разрешения, принуждения) осуществляется государственный контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. В настоящее время сфера действия административных мер ограничи­вается в большинстве стран областью охраны окружающей среды, социальной защиты населения.

Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля в рамках националь­ного образования. Это влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию эко­номики и социальных условий, использование факторов экономиче­ского роста.

С этой целью используются:

Бюджетная и фискальная политика;

Денежно-кредитная политика;

Программирование;

Прогнозирование и планирование.

Финансовая политика предполагает использование бюджетно-налогового и фискального механизма для достижения национально-экономических и социальных целей.

Денежно-кредитная политика предполагает использование ме­тода косвенного воздействия Центрального Банка на элементы рыночно­го механизма и прежде всего оптимальность денежного обращения.

Высшей формой государственного регулирования являются про­граммирование, прогнозирование и планирование. Их применение связано с усложнением хозяйственных связей и необходимостью применения комплексных методов в достижении кратко-, средне- и долгосрочных целей. Объектами таких целевых программ являются отрасли (в том числе аграрный сектор экономики), регионы, социаль­ные условия, направления научных исследований и т.д. Программы бывают обычные, целевые, чрезвычайные.

Наиболее распространены общенациональные программы по восстановлению экономики, при структурной перестройке, приватиза­ции, послекризисной стабилизации экономики.

В условиях рыночной экономики применяется планирование экономики в рамках довольно продолжительного периода - 4-5 лет. Такие планы разрабатываются департаментами Франции, правитель­ством Японии, Китая, Южной Кореи.

Они отличаются от планов командно-административной эконо­мики тем, что не имеют распределительного характера. Это индика­тивные планы, т.е. планы целевого, рекомендательного характера при определенном ресурсном обеспечении со стороны государства.

Прямые методы регулирования базируются на властнораспоря-дительных отношениях и сводятся к административному воздейст­вию на функционирование и результативность хозяйствования субъ­ектов. Среди методов прямого ГРЭ преобладают различные формы безвозвратного целевого финансирования секторов экономики, ре­гионов, фирм в виде субвенций или субсидий, включающих дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фон­дов общенационального и регионального уровней, а также льготных кредитов. Целью таких методов являются достижение приоритетов развития, защита общественно-необходимых секторов экономики и групп населения. Кроме положительного эффекта, указанные меры могут иметь и негативные последствия в виде деформации реального соотношения издержек и цен, снижения уровня конкурентности, ос­лабления балансирующей функции рынка.

Прямое воздействие на экономику государство осуществляет че­рез инвестиции в определенные отрасли хозяйства. Оно может идти по двум направлениям: или развитие государственного предпринима­тельства, или субсидирование предприятий негосударственного сек­тора. Первое осуществляется в капиталоемких и малорентабельных отраслях, например, таких как угольная промышленность, железно­дорожный и водный транспорт, содержание автомобильных дорог. Кроме того, для обеспечения высокого уровня развития экономики государство осуществляет инвестирование в отрасли, определяющие на данном этапе научно-технический прогресс, а также подготовку кадров и проведение научных испытаний.

по специальности: Экономика

и управление на предприятии

Витебск 2002г.

Введение 3

Правовая база и социальная структура 3

Поддержание конкуренции 4

Перераспределение доходов 5

Перераспределение ресурсов 6

Стабилизация 8

Литература 10

ВВЕДЕНИЕ

Все экономические системы, существующие в реальном мире, являются «смешанными»: государство и рыночная система делят между собой ответственность за выбор ответов на пять фундаментальных вопросов. Американская экономика – это экономика по преимуществу рыночная, тем не менее экономическая деятельность правительства и здесь имеет большое значение.

Некоторые экономические функции правительства усиливают и облегчают действие рыночной системы; другие дополняют и модифицируют чистый капитализм.

ПРАВОВАЯ БАЗА И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА.

Правительство обеспечивает правовую базу и специфические услуги, необходимые для эффективной работы рыночной экономики. Правовая база предполагает такие меры, как предоставление законного статуса деловым предприятиям, определение прав частной собственности и гарантирование соблюдения договоров (контрактов). Правительство также устанавливает юридические «правила игры», регулирующие взаимоотношение фирм, поставщиков ресурсов и потребителей между собой. На основе законодательства правительство может выступать в роли судьи, или арбитра, в экономических отношениях, выявлять случаи нечестной игры и проявлять власть для вынесения соответствующих наказаний.

К услугам, предоставляемым правительством, относятся деятельность полиции по поддержанию внутреннего порядка, применение системы стандартов для измерения веса и оценки качества продуктов и обеспечение денежной системы, облегчающей обмен товарами и услугами.

Принятый в 1906 г. закон о чистоте пищевых продуктов и медикаментов служит хорошим примером того, как правительство подкрепляет действие рыночной системы. Этот закон устанавливает правила поведения, которым должны подчиняться производители во взаимодействии с потребителями. Он запрещает продажу фальсифицированных и не соответствующих сорту или марке пищевых продуктов или медикаментов, требует обязательного указания на упаковке чистого веса и ингредиентов продукта, вводит стандарты качества, которые должны присутствовать на этикетках консервированных продуктов, и запрещает помещать ложные сведения на этикетки патентованных лекарств. Эти меры призваны предотвратить возможное мошенничество со стороны производителей и укрепить уверенность общества в надёжности рыночной системы. Аналогичное законодательство регулирует взаимоотношения работников с руководством фирм, а также отношения фирм между собой.

Предполагается, что подобные действия правительства улучшают распределение ресурсов. Обеспечивая рынок средством обращения, гарантируя качество продукции, определяя права собственности и способствуя соблюдению контрактов, правительство увеличивает объём совершаемых торговых сделок. Это расширяет рынки и позволяет добиться большей специализации в использовании материальных и людских ресурсов. А такая специализация означает более эффективное распределение ресурсов. Однако некоторые считают, что правительство чрезмерно вмешивается во взаимоотношения фирм, потребителей и работников, подавляя тем самым экономические стимулы и снижая эффективность производства.

ПОДДЕРЖАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ.

Конкуренция служит основным регулирующим механизмом в капиталистической экономике. Это сила, которая подчиняет производителей и поставщиков ресурсов диктату потребителей. При конкуренции хозяевами являются покупатели, рынок – их агентом, а фирмы – их слугами.

Совсем иначе обстоят дела в условиях монополии. Монополия возникает в том случае, когда количество продавцов сокращается на столько, что каждый продавец получает возможность влиять на общий объём предложения и, следовательно, на цену продаваемого товара.

При монополии продавцы в состоянии воздействовать на рынок, или манипулировать им, в собственных интересах за счёт общества в целом. Благодаря своей способности влиять на общий объём предложения монополисты получают возможность ограничивать производство определённого продукта, назначать более высокие цены на него, а зачастую и получать постоянную экономическую прибыль. Эти цены и прибыли, превышающие конкретный уровень, прямо противоречат интересам потребителей. Монополисты не подчиняются желаниям и воле общества, как это делают конкурирующие продавцы. В той мере, в какой монополия подавляет конкуренцию, диктат продавцов подавляет диктат потребителей. При монополии ресурсы распределяются в интересах продавцов, стремящихся к получению прибыли, а не к удовлетворению интересов общества в целом. Монополия приводит к нерациональному распределению экономических ресурсов.

В Соединённых Штатах правительство пыталось управлять монополиями главным образом двумя способами.

1. Регулирование и собственность.

2. Антимонопольные законы.

Почти на всех рынках эффективность производства может быть достигнута лишь при высоком уровне конкуренции. Поэтому федеральное правительство приняло ряд антимонопольных, или антитрестовских, законов, начиная с Закона Шермана 1890 г., призванных поддерживать и укреплять конкуренцию как регулятор деловой активности.

Рыночной экономике присущи определённые недостатки и ограничения, которые вынуждают правительство дополнять и модифицировать её деятельность.

ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕДОХОДОВ.

Рыночная система безлична. И распределение доходов в ней может оказаться значительно более неравным, чем это желательно обществу. Рыночная система обеспечивает очень большие доходы тем, чей труд благодаря унаследованным способностям и приобретённому образованию и квалификации предполагает высокую оплату. Или же тот, кому в результате тяжёлого труда или лёгкого наследования достался ценный капитал и земля, также получает высокие доходы от своей собственности.

Но другие члены общества обладают меньшими способностями, получили более скромное образование и не накопили и не унаследовали никакой собственности. Поэтому их доходы очень низки. Более того, многие пожилые люди и инвалиды, а также неполные семьи (матери-одиночки) получают в рыночной системе очень маленький доход или, подобно безработным, вовсе не получают никакого дохода. Другими словами, рыночной системе присуще значительное неравенство в распределении денежного дохода, а следовательно, и в распределении совокупного продукта между домохозяйствами. Бедность среди общего изобилия остаётся одной из основных экономических и политических проблем общества.

Роль правительства в сглаживании неравенства доходов проявляется в проведении различных политических курсов и программ.

1. Трансферты.

Трансфертные платежи обеспечивают экстренную помощь остронуждающимся людям, лишившимся средств к существованию, регулярную поддержку иждивенцам и нетрудоспособным инвалидам, а также пособия по безработице безработным. Программа социального обеспечения и программа бесплатной медицинской помощи Medicare служат для оказания финансовой поддержки пенсионерам и пожилым больным. Эти программы перераспределяют доход от государства к тем домохозяйствам, которые в противном случае имели бы очень ограниченные средства к существованию или совсем не имели бы их.

2. Вмешательство в рынок.

Правительство также изменяет распределение доходов путём вмешательства в деятельность рынка , то есть посредством изменения цен, установленных рыночными силами. Ценовая поддержка фермеров и законодательство, определяющее минимальный размер оплаты труда, служат наглядными примерами того, как правительство фиксирует цены с целью повысить доходы определённых групп населения.

3. Налогообложение.

Индивидуальный подоходный налог исторически использовался для того, чтобы изымать у богатых большую долю доходов, чем у бедных.

ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСОВ.

Экономисты говорят о резком нарушении функционирования рынка в двух случаях: когда конкурентная рыночная система: 1) либо производит «неправильные» количества определённых товаров или услуг; 2) либо вообще не способна выделить какие бы то ни было ресурсы для создания определённых товаров или услуг, производство которых экономически оправдано. В первом случае речь идёт о «переливе ресурсов», или «побочных (внешних) эффектах», во втором случае – о «государственных», или «социальных», благах.

Каковы же экономические последствия переливов? Вспомним, что издержки лежат ниже кривой предложения фирмы. Когда фирма, загрязняя окружающую среду, переносит часть своих издержек на население, её кривая предложения оказывается правее, чем когда она несёт свои издержки производства полностью. Это приводит к расширению производства и к избыточному выделению ресурсов на производство данного товара.

Коррекция издержек перелива.

Правительство способно корректировать такое избыточное выделение ресурсов двумя способами. Оба призваны перевести внешние издержки во внутренние, то есть заставить фирму-нарушителя саму нести эти затраты, а не перекладывать их на общество.

1. Законодательство.

В загрязнениях воды и воздуха самой прямой мерой будет принятие законов, запрещающих или ограничивающих загрязнение. Подобное законодательство принуждает потенциальных загрязнителей брать на себя расходы на надлежащее уничтожение промышленных отходов. Фирмы должны покупать и устанавливать дымоуловители и установки для очистки промышленных стоков. Идея состоит в том, чтобы вынудить потенциальных нарушителей под угрозой судебного преследования нести все затраты, связанные с производством.

2. Специальные налоги.

Менее прямое воздействие правительства основано на том факте, что налоги представляют собой издержки и следовательно, определяют положение кривой предложения фирмы. Правительство может ввести специальный налог, который примерно равен издержкам перелива на единицу продукции. С помощью этого налога оно пытается вновь возложить на фирму-нарушителя те внешние издержки или издержки перелива, которых в противном случае частная фирма избежала бы, и таким образом устранить избыточное выделение ресурсов.

Коррекция выгод перелива.

Каким образом можно исправить ситуацию, связанную с недостаточным выделением ресурсов, которое сопутствует выгодам перелива? Можно либо субсидировать потребителей (увеличить спрос), либо субсидировать производителей (увеличить предложение), либо, в крайнем случае, организовать производство необходимого продукта в государственном секторе экономики.

1. Увеличение спроса.

В сфере высшего образования государство обеспечивает студентов с низким доходом ссудами и грантами, которые позволяют этим студентам заниматься учёбой. Второй пример: программа продовольственных талонов предназначена для улучшения рациона семей с низкими доходами. Предоставляемые правительством продовольственные талоны могут быть потрачены только на еду. Магазины, принимающие талоны на питание, получают от правительства денежную компенсацию их стоимости. Смысл этой программы отчасти состоит в том, чтобы под средством улучшения рациона питания помочь детям из бедных семей лучше учиться в школе, а низкооплачиваемым взрослым – лучше работать. Помогая своим несостоятельным членам стать производительными участниками экономического процесса, общество в целом выигрывает.

2. Увеличение предложения.

В некоторых случаях правительство может счесть, что удобнее и организационно значительно проще субсидировать производителей. Это относится и к высшему образованию, когда правительства штатов финансируют значительную долю бюджетов государственных колледжей и университетов. Эти субсидии снижают затраты для студентов и увеличивают объём предложения образования. Предоставление государственных субсидий программам вакцинации, госпиталям и исследованиям в области медицины служит дополнительными примерами подобных мер правительства.

3. Государственный сектор.

Третий вариант политики государство избирает в том случае, когда выгоды перелива очень велики. В подобных обстоятельствах правительство может взять на себя финансирование таких отраслей или даже приобрести их в государственную собственность и самостоятельно управлять их деятельностью.

СТАБИЛИЗАЦИЯ.

С исторической точки зрения новейшей функцией правительства является стабилизация экономики – то есть помощь частному сектору в обеспечении полной занятости ресурсов и стабильного уровня цен. Здесь мы лишь вкратце обрисуем (не вдаваясь в исчерпывающие объяснения), каким образом правительство достигает этой цели.

Уровень производства прямо зависит от общих, расходов. Высокий уровень общих расходов означает, что предприятиям выгодно производить большое количество товаров. Это означает также, что и материальные, и людские ресурсы используются в максимальном объёме. Но совокупные расходы могут оказаться ниже того конкретного уровня производства, который обеспечивает полную занятость и стабильность цен, либо, напротив, превосходить его. Это в свою очередь может привести либо к безработице, либо к инфляции.

1. Безработица.

Уровень общих расходов в частном секторе может оказаться слишком низким для полной занятости. В этом случае правительство может дополнить частные расходы таким образом, чтобы совокупных расходов – частных и государственных – было достаточно для обеспечения полной занятости. Правительство в состоянии добиться этого, используя те же пособы – государственные расходы и налоги, которыми оно пользуется для перераспределения ресурсов в производство общественных благ. В частности, правительство может, с одной стороны, увеличить собственные расходы на общественные товары и услуги, а с другой – сократить налоги, чтобы стимулировать частные расходы.

2. Инфляция.

Возможна и другая ситуация, когда уровень расходов в экономике превышает её производственные возможности. Если такое происходит, то есть если совокупные расходы становятся выше уровня производства при полной занятости ресурсов, то цены будут расти. Избыточные совокупные расходы приводят к инфляции. В таком случае правительство обязано устранить избыточные расходы. Оно может добиться этого путём сокращения своих собственных расходов и путём повышения налогов с целью уменьшения расходов частного сектора.

Таким образом, мы определили и рассмотрели следующие экономические функции правительства:

Правительство усиливает и облегчает действие рыночной системы, обеспечивая необходимую правовую базу и способствуя конкуренции.

Трансфертные платежи, прямое вмешательство в работу рынка и система налогообложения – это те средства, с помощью которых правительство может уменьшить неравенство доходов.

Правительство способно корректировать избыточное выделение ресурсов, связанное с издержками перелива, посредством соответствующего законодательства или специальных налогов; недостаточное выделение ресурсов, связанное с выгодами перелива, может быть устранено с помощью государственных субсидий.

Государственные расходы и налоговые поступления могут быть использованы для стабилизации экономики.

Государство обязано обеспечивать общественные блага, поскольку они неделимы и к ним неприменим принцип исключения.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 13-го анг. изд. – Москва, 2001г.

2. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономика. – Москва, 1995г.

3. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика, СПб. 2001г.

Чтобы сделать выбор, надо оценивать исходные данные, определять возможности и устанавливать, кто больше заинтересован в общенародном (государственном) интересе - чиновник или частник? Насколько бескорыстны и тот и другой? Всегда ли государство в состоянии добиваться того, чего оно желает? Может ли быть добровольный обмен (свободный рынок) единственным стимулом склоняющим людей к совместной деятельности? Кто будет заинтересован в производстве и предложении благ, если люди смогут получать эти блага, не платя за них (проблема безбилетника на транспорте)?

Крупнейший американский экономист Джон Гэлбрейт на эти и подобные вопросы отвечает так: "Безоглядная приверженность идеологии свободного предпринимательства и убежденность в том, что государство не должно играть в экономической жизни никакой роли - могли бы стать губительным даже для нас, если бы мы к этому прислушивались". (Беседа с Ф. Бурлацким. "ЛГ" - февраль 1990 г.).

В смешанной экономике правительство полностью интегрировано в кругооборот материальных и денежных средств, образующих экономический механизм. Все реально функционирующие экономические системы - это системы "смешанные"; повсюду правительство и рыночная система делят между собой функцию нахождения ответа на центральные вопросы экономики:
1. Что и сколько следует производить? В каком объеме или какую часть имеющихся ресурсов нужно занять или использовать в производственном процессе?
2. Как эту продукцию следует производить? Как должно быть организовано производство? Какие фирмы должны осуществлять производство и какую применять технологию?
3. Кто должен получать эту продукцию, как она должна распределяться между индивидуальными потребителями?

Разные экономические системы мира и отдельные государства отличаются друг от друга по соотношению ролей правительства и рынка в управлении экономикой. Различия касаются набора способов и форм регулирования, пределов действия той или иной формы, а также направленности регулирования экономики. Однако во всех случаях экономические функции правительства в развитии экономики играют очень существенную роль.

Количественно выразить экономическую роль правительства в управлении экономикой трудно. Эта роль осуществляется в таких широких масштабах, что на деле невозможно составить исчерпывающий перечень его экономических функций. С определенной достоверностью можно установить долю национального продукта, производимого под эгидой правительства, общий объем продукции, приобретаемой государством, удельный вес и абсолютные размеры государственных инвестиций. Но как количественно измерить регулирующие меры государства, предназначенные для защиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защиты потребителей от опасных продуктов, обеспечения равного доступа к вакантным рабочим местам и контроля за практикой ценообразования в определенных отраслях и т.д.

Некоторые экономические задачи правительства имеют целью поддержать и облегчать функционирование рыночной системы. К их числу можно отнести:
1. Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики.
2. Защита конкуренции.
3. Перераспределение доходов и богатства.
4. Корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта.
5. Стабилизация экономики, контроль за уровнем занятости и инфляции, стимулирование экономического роста. Задачи по обеспечению правовой базы рыночной экономики разрешаются путем введения правил поведения, которыми должны руководствоваться производители в своих отношениях с потребителями. Законодательные акты правительства касаются определения прав собственности, отношений между предприятиями, запрета на продажу фальсифицированных продуктов и лекарств, установления стандартов качества, маркировки продукции, ответственности за соблюдением условий контрактов и т.д. О мерах государства по защите конкуренции уже сказано.

Действительно, рост монополий резко изменяет рыночную ситуацию. Создается положение, при котором число продавцов становится ограниченным и в силу этого каждый из них в состоянии оказать влияние на общий объем предложения, а поэтому и на цену продаваемого продукта.

Монополия по своей природе порождает нерациональное распределение экономических ресурсов. Однако на пути всевластия монополий есть ограничитель. Первым из них является сам рыночный механизм. Если продавец товара А будет только один, то у потребителя не окажется выбора. Тогда он будет искать альтернативы, т.е. заменителя данного товара. А поскольку спрос на эти товары-заменители возрастет, то увеличится и предложение. В итоге у этого единственного монополиста появятся косвенные конкуренты.

Вторым ограничителем господства монополий является деятельность правительства по защите конкуренции. В тех отраслях, где технологические и экономические условия исключают возможность существования конкурентных рынков правительства регулируют цены и устанавливают стандарты на оказываемые услуги. Транспорт, связь, производство и сбыт электроэнергии и другие предприятия общественного пользования в той или иной степени в большинстве государств подвергаются правительственному регулированию, во многих странах являются собственностью государства.

Одна из экономических функций правительства связана с перераспределением доходов и ресурсов. В распределении доходов рыночная система может порождать большое неравенство. За короткий срок перехода к рыночным отношениям в странах СНГ быстро появились миллионеры-миллиардеры, а десятки миллионов людей оказалась за чертой бедности. В отличие от цивилизованных государств, где рыночная система приносит крупные и сверхкрупные доходы лицам, чей труд высоко оплачивается в силу природных способностей, благоприобретенного образования и мастерства, или тем, кто владеет крупным капиталом, заработанным упорным трудом многих поколений, новоявленные наши миллионеры в большинстве своем не обладают ни интеллектом, ни положительным опытом предпринимательства и мастерства. Большинство из них воспользовалось тем хаосом и безвластием, на фоне которых произошел распад советской цивилизации.

В стабильных государствах правительства разрабатывают и осуществляют программы социального обеспечения, устанавливают минимальные размеры заработной платы, пособия по безработице, фиксируют цены с целью повышения доходов определенных групп населения, устанавливают дифференцированные ставки налогов на личные доходы населения. Таким образом, правительства регулируют распределение доходов путем прямого вмешательства в функционирование рынка и косвенно с помощью системы налогов и других платежей. Через механизм налогообложения и государственных расходов по социальному обеспечению все большая доля национального дохода переводится от относительно богатых к относительно бедным.

Четвертая функция связана с корректированием распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта. Утверждение, что одним из достоинств конкурентной рыночной системы является обеспечение эффективного распределения ресурсов на производство товаров и услуг справедливо при одном немаловажном допущении: все выгоды и издержки, связанные с производством и потреблением каждого продукта, находят полное отражение в кривых рыночного спроса и предложения.

Между тем, при производстве и потреблении товаров и услуг могут возникать побочные эффекты, а выгоды или издержки таких эффектов перемещаться к третьим сторонам, которые не имеют прямого отношения ни к производству, ни к потреблению данного товара или услуг. Чаще всего такой "третьей стороной" выступает само население. Когда химическое предприятие или металлургический комбинат загрязняют своими отходами водоемы и атмосферу, то часть издержек перекладывается на население, которому они ни как не компенсируются. В целях предотвращения или уменьшения вредного воздействия на окружающую среду правительства принимают законодательства, обязывающие потенциальных загрязнителей нести расходы по обезвреживанию промышленных отходов. Правительство может ввести особый налог, который равен или очень близок к издержкам перелива на единицу продукции. Корректировка может производиться в сторону увеличения спроса или предложения. Так, в США программа продовольственных талонов предназначена для улучшения рациона питания семей с низкими доходами. Смысл этой программы сводится к тому, что улучшение питания поможет детям из бедных семей лучше учиться в школах, а низкооплачиваемым взрослым лучше выполнять свою работу. Более производительный труд участников экономического процесса несет за собой выгоды для всего общества. Противоположный подход реализуется на стороне рыночного предложения, когда правительство субсидирует производителей (безвозмездные кредиты, субсидии на образование, здравоохранение и т.д.).

Действие правительства по обеспечению рационального распределения и использования ресурсов реализуется через налоговую политику. Обложение предприятий и населения налогами в зависимости от ставок налогов может в одних случаях выключать часть их доходов и сокращать свои инвестиционные и потребительские расходы, а в других увеличивать их. Тем самым налоги высвобождают ресурсы из частного сектора или создают условия для их притока. Правительства сознательно перераспределяют ресурсы с целью осуществления изменений в структуре национального продукта страны.

Функция правительства по стабилизации экономики связана с помощью частному сектору в обеспечении полной занятости ресурсов и стабильного уровня цен. Уровень производства непосредственно зависит от совокупного объема расходов. Высокий уровень общих расходов означает, что для многих отраслей выгодно увеличивать выпуск продукции, низкий уровень не обеспечит полной занятости ресурсов и населения. Любому правительству надлежит, с одной стороны, увеличивать собственные расходы на общественные блага и услуги, а с другой стороны - сокращать налоги с целью стимулирования расходов частного сектора. Другая ситуация может возникнуть, если общество попытается расходовать больше, чем позволяют производственные мощности экономики. Когда совокупные расходы превышают величину продукта при полной занятости, избыточные расходы вызовут повышение уровня цен. Чрезмерный объем совокупных расходов всегда носит инфляционный характер.

Три функции правительства

Три функции правительства

Три функции правительства - в экономической области -
-1- поддержание эффективности, заключающееся в корректировке нарушений рынка, вызываемых монополиями, загрязнением окружающей среды и катаклизмами;
-2- поддержание справедливости, заключающееся в создании механизма прогрессивного налогообложения и перераспределения национального дохода;
-3- поддержание стабильности, заключающееся в использовании макроэкономических рычагов для возврата экономики на ее естественный уровень.
Выполнение всех трех функций должно осуществляться таким образом, чтобы не нарушить действие рыночного механизма.

По-английски: Three functions of government

Финансовый словарь Финам .


Смотреть что такое "Три функции правительства" в других словарях:

    Что представляет собой трехуровневая структура правительства - Трехуровневая структура правительства была введена в рамках административной реформы в 2004 году в ходе формирования кабинета министров под руководством бывшего премьера Михаила Фрадкова и утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    ООН считает своей задачей поддержание международного мира и безопасности. РАЗРЕШЕНИЕ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ На протяжении своей истории ООН удавалось предпринимать эффективные меры по предотвращению серьезных угроз миру. 1947. Военнослужащие ООН в… … Энциклопедия Кольера

    Устройство и функции академий наук в ряде зарубежных стран - Национальная академия наук США (National Academy of Sciences) была создана в 1863 году в качестве независимого консультанта правительства по научным вопросам. НАН вместе с Национальным исследовательским советом (National Research Council),… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Внутренняя и внешняя политика правительства после крестьянской войны Е. Пугачева - Укрепление административно полицейского аппарата После подавления восстания Пугачева в стране началась жестокая дворянская реакция. В Поволжье действовали многочисленные карательные отряды, сжигавшие села и деревни, убивавшие и подвергавшие… … Всемирная история. Энциклопедия

    Цели и функции Банка России - определены Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Согласно этому закону, перед Центральным банком поставлены три цели: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и… … Банковская энциклопедия

    Соединенные Штаты Америки США, гос во в Сев. Америке. Название включает: геогр. термин штаты (от англ, state государство), так в ряде стран называют самоуправляющиеся территориальные единицы; определение соединенные, т. е. входящие в федерацию,… … Географическая энциклопедия

    Государство Израиль, в Зап. Азии, на вост. побережье Средиземного моря. Образовано в 1948 г. на основе решения Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 г. В качестве названия принято название еврейского гос ва, существовавшего примерно в этих… … Географическая энциклопедия

    Европа - (Europe) Европа – это плотнонаселенная высокоурбанизированная часть света названная в честь мифологической богини, образующая вместе с Азией континент Евразия и имеющая площадь около 10,5 миллионов км² (примерно 2 % от общей площади Земли) и … Энциклопедия инвестора

    Политическое устройство Канады является в некоторой степени комбинацией английской и американской систем, однако обладает и собственными, присущими только ему особенностями. В отличие от США, в Канаде не произошло революционного разрыва с… … Энциклопедия Кольера

    Демократия - (Democracy) Понятие демократии, возникновение и формы демократии Информация о понятии демократии, возникновение и формы демократии, развитие и принципы демократии Содержание Термин “демократия” происходит от греческого слова… … Энциклопедия инвестора

Поделиться