Инвентаризация: готовимся к составлению годовых отчетных форм. Приложение. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств Сведения о задолженности бюджетного и автономного учреждений

Под инвентаризацией финансовых обязательств понимается подтверждение аналитических остатков по следующим счетам бухгалтерского учёта:

расчёты с поставщиками и подрядчиками,

расчёты с покупателями и заказчиками,

расчёты с кредитно-финансовыми организациями,

расчёты с прочими дебиторами и кредиторами.

Инвентаризация финансовых обязательств проводится путём осуществления сверки взаиморасчётов со всеми контрагентами, то есть сличения данных о задолженности на текущую дату в учёте одной и второй организации. При этом составляется акт сверки взаиморасчётов за подписями руководителей и главных бухгалтеров обеих организаций, где фиксируется сумма задолженности. В случае разногласий по этой сумме, акт составляется в более подробной форме, где отражаются все операции по возникновению, погашению и изменению суммы задолженности. Эти данные проверяются по учёту каждой стороны - за период с даты предыдущей сверки взаиморасчётов. Таким образом находится ошибка в учёте одного из контрагентов, ошибка исправляется и акт сверки подписывается в урегулированном виде.

Задача инвентаризации – определение реального состояния расчетов и выявление задолженности, не реальной для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников либо к списанию ее с учета.

1. Последовательно анализируется каждый вид инвентаризируемого расчета:

Расчеты по кредитам и займам (балансовый счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», балансовый счет 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»)

Проверяются кредиты, выданные организации банками и другими кредитными учреждениями по каждому кредитному учреждению и кредитному договору.

Проверяется правомерность их учета в составе краткосрочных (со сроком погашения не более 12 месяцев) или долгосрочных (со сроком погашения более 12 месяцев) обязательств в соответствии с договором.

Займы, привлеченные путем выпуска и размещения облигаций, учитываются обособленно.

Кредиты и займы, не оплаченные в срок, учитываются обособленно.

Учет расчетов с кредитными организациями, заимодавцами и векселедателями в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется обособленно.

Проверяется правильность и своевременность начисления к уплате причитающихся процентов по полученным кредитам и займам.

Начисленные суммы процентов учитываются обособленно;

Расчеты по налогам и сборам (балансовый счет 68)

Проверяется соответствие сумм, отраженных на соответствующих субсчетах, налоговым декларациям по каждому виду налога.

Проверяется своевременность расчетов с бюджетом по исчисленным налогам.

Проверяются акты сверки с бюджетом по налогам.

Выявляется задолженность перед бюджетом и дата ее образования;

Расчеты по социальному страхованию и обеспечению (балансовый счет 69)

Проверяется соответствие сумм, отраженных на соответствующих субсчетах, налоговым декларациям по каждому виду страхования (социальное страхование, пенсионное обеспечение и обязательное медицинское страхование).

Проверяется своевременность расчетов с бюджетом и Пенсионным Фондом по страховым взносам.

Проверяются акты сверки с бюджетом и Пенсионным Фондом.

Выявляется задолженность перед бюджетом и пенсионным фондом и дата ее образования;

Расчеты с покупателями и заказчиками (балансовый счет 62)

Аналитика ведется в разрезе задолженности за поставленные товары (работы, услуги) и авансов полученных по каждому покупателю (заказчику).

Данные аналитического учета за поставленные товары (работы, услуги) должны обеспечивать возможность получения необходимой информации:

По покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;

По покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам;

По векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил;

По векселям, дисконтированным (учтенным) в банках;

По векселям, денежные средства по которым не поступили в срок;

По покупателям и заказчикам в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность.

Проверяются акты сверок с покупателями и заказчиками. Акты должны быть подписаны обеими сторонами. Суммы, отраженные в акте, сверяются с данными бухгалтерского учета.

Задолженность, подтвержденная дебиторами;

Задолженность, не подтвержденная дебиторами;

Проверяется обоснованность списания безнадежной задолженности. Задолженность списывается при наличии письменного обоснования и приказа руководителя. Списание безнадежной задолженности возможно:

По истечении срока исковой давности. Срок исковой давности составляет 3 года с момента возникновения задолженности;

При неплатежеспособности должника. Суммы списанной задолженности сопоставляется с суммами, отраженными на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» (задолженность учитывается за балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должников).

Данные инвентаризации заносятся в опись по каждому покупателю (заказчику).

Расчеты с поставщиками и подрядчиками (балансовый счет 60)

Аналитика ведется в разрезе задолженности за поставленные товары (работы, услуги) и авансов выданных по каждому поставщику (подрядчику).

Данные аналитического учета должны обеспечивать возможность получения необходимых данных о расчетах с поставщиками (подрядчиками):

За полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п.;

По доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;

За товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки);

По излишкам товарно-материальных ценностей, выявленным при их приемке;

За полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта), а также за все виды услуг связи и др.

Проверяется обоснованность отражения задолженности по авансам выданным (в соответствии с условиями договора и платежными документами).

Проверяются акты сверки с поставщиками и подрядчиками. Акты должны быть подписаны обеими сторонами. Суммы, отраженные в акте, сверяются с данными бухгалтерского учета.

На основании данных аналитического учета и актов сверок выявляется:

Задолженность, подтвержденная кредиторами;

Задолженность, не подтвержденная кредиторами;

Задолженность с истекшим сроком исковой давности.

Проверяется обоснованность списания кредиторской задолженности. Задолженность списывается при наличии письменного обоснования и приказа руководителя.

Данные инвентаризации заносятся в опись по каждому поставщику и подрядчику;

Расчеты с подотчетными лицами (балансовый счет 71)

Аналитический учет ведется по каждой сумме, выданной под отчет.

Выявляются подотчетные суммы, не возвращенные работниками в установленные сроки. Предприятия выдают наличные деньги под отчет в размерах и на сроки, определяемые руководителями предприятий. Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки, предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.

Проверяется правомерность выдачи наличных денег под отчет. Круг лиц, имеющих право на получение денежных средств в подотчет, устанавливается приказом руководителя.

Проверяется соблюдение порядка выдачи наличных денег под отчет:

выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу;

передача выданных под отчет наличных денег одним лицом другому лицу запрещается;

Расчеты с персоналом по оплате труда (балансовый счет 70)

Аналитический учет ведется по каждому работнику организации.

Сопоставляются данные расчетной (расчетно-платежной) ведомости с регистрами бухгалтерского учета.

Выявляются невыплаченные суммы заработной платы, подлежащие перечислению на счет депонентов.

Выявляются суммы и причины возникновения переплат работникам;

Расчеты с персоналом по прочим операциям (балансовый счет 73)

Аналитический учет ведется по каждому виду расчета (расчеты по предоставленным займам, расчеты по возмещению материального ущерба и др.).

Проверяется обоснованность расчетов с работниками (договоры займа, товарного кредита, акты об установлении факта хищения, акты обнаружения недостач, брака, приказы);

Расчеты с разными дебиторами и кредиторами (балансовый счет 76)

Данные аналитического учета должны обеспечивать возможность получения необходимой информации по каждому дебитору и кредитору о расчетах:

По имущественному страхованию;

По личному страхованию;

По страхованию предпринимательских рисков и гражданской ответственности;

По претензиям;

По суммам, удержанным из оплаты труда работников организации в пользу других организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судов;

По договорам аренды, поручения, комиссии, цессии и др.

Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете обособленно.

Проверяются акты сверок с дебиторами и кредиторами. Акты должны быть подписаны обеими сторонами. Суммы, отраженные в акте, сверяются с данными бухгалтерского учета;

Внутрихозяйственные расчеты (балансовый счет 79)

Аналитический учет ведется по каждому филиалу, представительству, отделению или другому обособленному подразделению организации, выделенному на отдельный баланс, а расчеты по договорам доверительного управления имуществом - по каждому договору.

Проверяются расчеты по выделенному имуществу, по взаимному отпуску материальных ценностей, по продаже продукции, работ, услуг, по передаче расходов по общеуправленческой деятельности, по оплате труда работникам подразделений и т.п.

2. Данные инвентаризации заносятся в приложение к форме № ИНВ-17 «Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами». Справка составляется в разрезе синтетических счетов бухгалтерского учета.

3. На основании справки заполняется форма № ИНВ-17. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй остается в комиссии.

Недостачи и потери от порчи ценностей (балансовый счет 94)

1. Проверяется обоснованность возникновения недостач и потерь от порчи ценностей (акты об установлении факта хищения, акты обнаружения недостач).

Недостачи и потери от порчи материальных и иных ценностей (включая денежные средства) могут возникать в процессе их заготовления, хранения и продажи.

2. Проверяется правильность формирования учетной стоимости потерь и недостач:

По недостающим или полностью испорченным товарно-материальным ценностям - их фактическая себестоимость с учетом восстановленного налога на добавленную стоимость;

По недостающим или полностью испорченным основным средствам - их остаточная стоимость (первоначальная стоимость за вычетом суммы начисленной амортизации) с учетом восстановленного налога на добавленную стоимость;

По частично испорченным материальным ценностям - сумма определившихся потерь с учетом восстановленного налога на добавленную стоимость и т.п.

3. Проверяется обоснованность списания недостач и порчи ценностей:

На себестоимость продукции (в пределах норм естественной убыли);

На виновное лицо (сверх норм естественной убыли и в соответствии со статьями 246-248 ТК РФ);

На прочие доходы и расходы (при отсутствии конкретных виновников, а также недостач товарно-материальных ценностей, во взыскании которых отказано судом вследствие необоснованности исков);

На убытки отчетного года как некомпенсированные потери от стихийных бедствий (по потерям ценностей, возникшим в результате стихийных бедствий).

Целевое финансирование (балансовый счет 86)

1. Проверяются расходование средств на цели, предусмотренные целевыми программами и сметами расходов.

Целевое финансирование – это финансирование целевых программ за счет поступлений от других организаций и лиц, ассигнований из бюджета и других источников.

Данные аналитического учета должны обеспечить возможность получения необходимой информации по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления их.

2. Проверяется наличие документов (отчеты об использовании средств с приложенными первичными документами), подтверждающих целевое использование бюджетных средств, т.е. сопоставляются произведенные расходы с соответствующей экономической статьей расходов бюджетных назначений.

3. Выявляются суммы превышения расходов по соответствующим статьям бюджетного финансирования.

Проверяется наличие документов, подтверждающих целесообразность и правомерность расходов сверх утвержденной сметы.

4. Инвентаризационные описи заполняются в разрезе источников финансирования.

Доходы будущих периодов (балансовый счет 98)

1. Проверяется правомерность отнесения полученных доходов к доходам будущих периодов.

К доходам будущих периодов относятся:

Доходы, полученные в счет будущих периодов (доходы от аренды, абонентская плата, выручка от перевозки пассажиров по месячным и квартальным билетам и др.);

Стоимость активов, полученных безвозмездно;

Предстоящее поступление задолженности по недостачам, выявленным в отчетном периоде за прошлые годы и признанным виновным лицом или присужденным судом;

Разница между подлежащей взысканию с виновных лиц суммой за недостающие материальные и иные ценности и их учетной стоимостью.

2. Проверяется правильность формирования оценки доходов будущих периодов. При принятии к учету доходов будущих периодов их оценка производится в следующем порядке:

Доходы, полученные в счет будущих периодов, принимаются к учету в сумме фактически поступившей оплаты (в соответствии с договором);

Стоимость активов, полученных безвозмездно, оценивается по рыночной стоимости на дату оприходования;

Задолженности по недостачам прошлых лет, выявленные в отчетном году, принимаются к учету по рыночной стоимости на дату признания недостачи виновником или на дату вынесения судом соответствующего решения;

Сумма разницы в оценке недостач, взыскиваемых с виновных лиц, определяется как разница между рыночной стоимостью недостающих ценностей и их учетной стоимостью.

3. При инвентаризации, проводимой на конец года, проверяется обоснованность наличия остатков, числящихся на следующих субсчетах:

Субсчет «Доходы, полученные в счет будущих периодов» - должны быть отражены только доходы, относящиеся к следующему отчетному году;

Субсчет «Безвозмездные поступления» - рыночная стоимость безвозмездно полученного имущества в части, относящейся к недоамортизированной стоимости (по амортизируемому имуществу), или рыночная стоимость МПЗ, не списанных на счета учета затрат на производство;

Субсчет «Предстоящие поступления задолженности по недостачам, выявленным за прошлые годы» и субсчет «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей» - рыночная стоимость имущества или разница в его оценке, относящиеся к непогашенной части задолженности по недостачам.

4. Проверяется правильность списания сумм, учтенных на счете по безвозмездно полученному имуществу. Списание сумм производится в корреспонденции со счетом 91.2 «Прочие расходы» в следующем порядке:

По безвозмездно полученным основным средствам - по мере начисления амортизации;

По иным безвозмездно полученным материальным ценностям - по мере списания на производство (расходов на продажу).

Учет расчетов с бюджетом.

В Российской Федерации все налоги подразделяются на 3 группы:

1) федеральные налоги;

2) региональные налоги;

3) местные налоги.

К федеральным относятся:

а) налог на добавленную стоимость;

б) акцизы на отдельные группы и виды товаров;

в) налог на прибыль организаций;

г) налог на доходы физических лиц и др.

К региональным налогам относятся:

а) налог на имущество организаций;

б) налог на игорный бизнес;

в) плата транспортный налог.

К местным относятся:

а) налог на имущество физических лиц;

б) земельный налог

Для учета расчетов с финансовыми органами по платежам в бюджет предусмотрен счет 68 «Расчеты по налогам и сборам»

При журнально-ордерной форме синтетический и аналитический учет совмещен в журнале-ордере № 8.

Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет прироста стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере их реализации.

Налог на имущество организаций исчисляется со стоимости имущества, находящегося на ее балансе и представляющего со­бой совокупность основных, оборотных средств и финансовых активов.

Уплата налога производится по квартальным расчетам в пя­тидневный срок со дня, установленного для представления бух­галтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам - в десяти­дневный срок.

Акцизы представляют собой косвенные налоги, включаемые в цену това­ра и оплачиваемые покупателем. Налогообложение подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья осуществляется по единым на территории Российской Федерации налоговым став­кам (Сумма акцизов определяется плательщиками самостоятельно исходя из объема реализованных товаров и установленных ставок.

Налог на прибыль организаций представляет собой форму уп­латы в бюджет части валовой прибыли, без налога на добавленную стоимость и акцизов, по установленной для плательщика ставке 24%.

Плательщиками земельного налога являются предприятия, объе­динения, организации и учреждения независимо от их организа­ционно-правовых форм и форм собственности, а также граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без граж­данства, которым предоставлена земля в собственность, владение или пользование.

Суммы начисленного земельного налога включаются в издер­жки производства и обращения организаций. При этом составля­ется бухгалтерская запись:

Учет страховых взносов в государствен­ные внебюджетные фонды:

Пенсионный фонд РФ;

Фонд социального страхования РФ;

фонды обязательного медицинского страхования РФ.

Отчисления в государственные внебюджетные фонды РФ диф­ференцированы в зависимости от:

· организационно-правовой основы налогоплательщика;

· налоговой базы каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года.

Отчисления производятся ежемесячно, т.е. одновременно с начислением заработной платы производят отчисления в указан­ные фонды России в соответствующем проценте от суммы начис­ленной заработной платы

Для учета расчетов по единому социальному налогу в Плане счетов бухгалтерского учета предусмотрен счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

Инвентаризация денежных средств и расчетов с деби­торами и кредиторами.

Ежегодно должна проводить инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности. Инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета. При этом в ходе инвентаризации расчетов выявляются суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.

В Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденном приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н, указано, что суммы дебиторской и креди­торской задолженности по истечении срока исковой давности (три года) списыва­ются на финансовые результаты организации.


Похожая информация.


Правильность и обоснованность сумм, отраженных на счетах бухучета, нуждается в периодической проверке. Такая проверка осуществляется путем проведения инвентаризации финансовых обязательств. В ходе такой инвентаризации проверяются расчеты организации с другими лицами, задолженности по недостачам, дебиторская и кредиторская задолженность. Рассмотрим порядок проведения такой проверки.

Необходимость проведения инвентаризации

По мнению Министерства финансов Российской Федерации, проводить инвентаризацию имущества и финансовых обязательств организации следует раз в год. Период для проверки — с 1 января по 31 декабря.

Необходимость проведения подобной проверки следует, в том числе, из пункта 74 Положения от 29 июля 1998 года № 34н, согласно которому в бухгалтерском учете не должно быть несогласованных (неурегулированных) с контрагентами организации сумм и расхождений в расчетах. Проверка проводится перед составлением годового отчета.

Кроме этого, законодательство предусматривает ряд случаев, в которых также необходима инвентаризация.

Обязательное проведение инвентаризации

Случаи, при которых проведение инвентаризации обязательно (в дополнение к вышеуказанному проведению инвентаризации финансовых обязательств), предусмотрены пунктом 27 вышеуказанного Положения. Вот они:

  • передача имущества в аренду;
  • операции в отношении ГУП или МУП;
  • смена материально ответственных лиц;
  • ущерб, пропажа имущества, возникновение последствий от ЧС;
  • реорганизация или ликвидация юридического лица.

Проведение инвентаризации финансовых обязательств организации

Рассматриваемая проверка включает в себя:

  • инвентаризацию расчетов с кредитными организациями;
  • проверку расчетов с бюджетом;
  • проверку состояния расчетов с контрагентами (покупателями, поставщиками);
  • инвентаризацию расчетов по авансовым отчетам;
  • инвентаризацию расчетов с работниками по зарплате и иным выплатам;
  • полную инвентаризацию финансовых обязательств организации в отношении всех дебиторов и кредиторов.

Проверка идентичности данных о расчетах (другими словами - сверка расчетов) проводится в отношении каждого из указанных субъектов обособленно.

При проведении инвентаризации следует руководствоваться положениями Методических рекомендаций Минфина РФ от 13 июня 1995 года N 49.

Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств

Проведение инвентаризации должна обеспечивать соответствующая комиссия, которая действует на постоянной основе.

Назначение членов комиссии производится руководителем организации, для чего издается специальное распоряжение (приказ).

Инвентаризации, в частности, подлежат дебетовые остатки на счетах 60, 62, 68, 69, 71, 73, 75, 76, а также кредитовые остатки на счетах 60, 62, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 73, 75, 76.

С целью проведения инвентаризации организация, в т.ч., запрашивает сверку с контрагентами.

Результаты инвентаризации расчетов и финансовых обязательств отражаются в соответствующем акте.

Существует унифицированная форма акта № ИНВ-17 . Однако руководитель организации вправе утвердить самостоятельно разработанную форму такого акта.

Сверка с налоговыми органами осуществляется путем составления акта по форме 1160070 .

Составлению указанных документов должна предшествовать справка о проведенной инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации. Такая справка является основанием для составления вышеуказанных актов инвентаризации.

Правительство начало процесс инвентаризации региональных бюджетов. Рабочая группа правительственных структур, парламента и Счетной палаты, по данным "Ъ", намерена создать в 2016 году "минимальный бюджет" для каждого субъекта РФ — составленный из первоочередных видов расходов, которые определены исходя из полномочий регионов и полномочий РФ, переданных им из федерального центра. Полную информацию об обязательных региональных расходах Минфин будет иметь к 1 июля, а в 2017 году должен начаться процесс ревизии законодательства о региональных полномочиях.


Как стало известно "Ъ", начала деятельность рабочая группа Минфина, Минюста, Минэкономики, Счетной палаты, Госдумы и Совета федерации по инвентаризации расходных полномочий органов госвласти. Заняться этой работой было поручено 9 февраля на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака, следует из письма замминистра финансов Леонида Горнина, информирующего вице-премьера о решениях первого заседания группы 15 марта.

Минфин сообщает, что группа приняла предложение о создании в будущем так называемого минимального бюджета для каждого региона — совокупности первоочередных расходных обязательств региональных властей, вытекающих из их полномочий, а также из переданных им федеральных полномочий, которые оплачиваются субсидиями. Расходы на такие полномочия в региональных бюджетах предполагается нормировать, таким образом, на выходе Минфин сможет представить в правительство информацию о том, какие минимальные траты нужны в силу закона каждому субъекту РФ и насколько они обеспечены доходами.

Тема "минимального бюджета" обсуждалась еще в рабочей группе Минфина по совершенствованию межбюджетных отношений — 18 февраля ведомство обсуждало ее с регионами, а в марте ведомство Антона Силуанова запросило у всех регионов информацию для будущего нормирования расходов их "минимального бюджета". Очевидно, тема возникла в ходе обсуждения в Минфине кризиса региональных финансов и выкупа росшего регионального коммерческого долга: регионы в ряде случаев не могли объяснить свою долговую политику, ссылаясь на то, что их собственных доходов не хватает на исполнение обязательных полномочий. "Минимальный бюджет" и инвентаризация полномочий позволят впервые создать достоверное представление о реальном качестве финансового управления в субъектах федерации.

Работа, впрочем, будет долгой. Минюст на заседании 15 марта оценил время на сбор информации обо всех полномочиях, которые требуется финансировать регионам, согласно федеральным законам, не менее чем в шесть месяцев. Дело в том, что значительная часть этих обязательств вытекает не из законов, а из подзаконных актов, по крайней мере от них зависят суммы, требующиеся на эти обязательные, по сути, региональные платежи.

Реестр имеющихся сейчас расходных обязательств и их объемов Минфин рассчитывает получить довольно быстро — к 1 июля. Впрочем, выяснить точно, сколько регионы обязаны расходовать по законам и подзаконным актам (в том числе и по нефинансируемым сейчас), можно будет, видимо, лишь к концу 2016 года. Вероятно, уже в 2017-м будет возможна и работа по систематизации этих обязательств. Господин Горнин предполагает, что часть обязательств, предусматриваемых многочисленными федеральными законами, нужно будет включить в закон 1999 года "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ", а часть — отменить. Очевидно, в число последних попадет и некоторое число "спящих" норм: принятых до 1999 года и в период 1999-2003 годов — до реализации Минфином запрета на нефинансируемые полномочия. Уже в апреле 2016 года рабочая группа должна обсудить постоянное закрепление за субъектами части федеральных полномочий, переданных им РФ вместе с обязательствами субсидий. В перспективе это потребует отказа от субсидий и передачи регионам от РФ части доходной базы.

Рабочая группа также исполнила поручение Дмитрия Медведева по рассмотрению инициативы бизнес-омбудсмена Бориса Титова о передаче регионам 75-процентного прироста объема платежей малого и среднего бизнеса муниципалитетам — эти поручения даны Минфину в декабре 2014 и в августе 2015 годов. Рабочая группа поддержала предложение Минфина отказаться от реализации этой идеи — она объявлена "неприемлемой" в силу состояния бюджетной системы.

Пока неизвестно, приведет ли инвентаризация к попытке изменения всей системы разделения полномочий между центром и регионами, создававшейся с начала 2000-х. Вероятно, они будут предприниматься — система создавалась (в том числе Минфином) под другие экономические и политические реалии.

Перед составлением годовых отчетных форм казенные учреждения должны провести инвентаризацию активов и обязательств. В рамках статьи рассмотрены вопросы, касающиеся оформления результатов инвентаризации и их отражения в бюджетном учете.

Это требование установлено п. 7 Инструкции № 191н . Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств устанавливается субъектом в учетной политике (п. 6 Инструкции № 157н). Казенные учреждения, входящие в систему силовых министерств и ведомств, в большинстве своем прописывают в учетной политике порядок проведения инвентаризации, руководствуясь ведомственным нормативным актом, регулирующим его. В рамках этой статьи мы не будем акцентировать внимание на том, в каком порядке проходит , а поговорим об оформлении результатов инвентаризации и их отражении в бюджетном учете.

Итак, учреждение готовится к составлению годовых отчетных бухгалтерских форм. Приказом (распоряжением) руководителя учреждения утверждаются период проведения инвентаризации, объекты проверки, члены и председатель инвентаризационной группы. Инвентаризация проводится в установленные приказом (распоряжением) руководителя учреждения сроки. На момент составления годовых отчетных бухгалтерских форм необходимо:

1) наличие надлежащим образом оформленных инвентаризационных описей;

2) наличие надлежащим образом оформленного акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835);

3) наличие оформленной в соответствии с требованиями законодательства РФ ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092) (при наличии расхождений между фактическими данными и данными бухгалтерского учета);

4) наличие протокола собрания комиссии по инвентаризации;

5) отражение результатов инвентаризации на счетах бюджетного учета и в отчетности.

Для справки:

На сайте Минфина размещен проект, который вносит изменения в Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49. После того, как проект приобретет статус нормативного акта, данные методические указания не будут применяться казенными учреждениями.

Инвентаризационные описи.

Формы инвентаризационных описей и порядок их заполнения утверждены Приказом Минфина РФ № 52н . Казенные учреждения при проведении инвентаризации чаще всего используют следующие инвентаризационные описи.

Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств (ф. 0504082). В этой описи указываются наименование подразделения ЦБ РФ, номер счета, код валюты по ОКВ, остаток денежных средств на дату инвентаризации. В случае если у учреждения имеется счет, открытый в кредитной организации в иностранной валюте, фиксируется курс ЦБ РФ на дату инвентаризации и приводится остаток на счете на дату инвентаризации в рублях. В инвентаризационной описи должны быть:

    запись о подтверждении к началу инвентаризации данных о наличии денежных средств банковскими выписками;

    подписи всех членов комиссии учреждения, осуществляющих инвентаризацию.

Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов (ф. 0504086). В описи путем сопоставления фактического наличия объекта учета с данными бухгалтерского учета выявляются расхождения. В ней отражаются:

    наименование и код бланков строгой отчетности;

    единица измерения;

    сведения о фактическом наличии (цена, количество);

    подписи председателя и членов комиссии, проводящих инвентаризацию;

    расписка (оформляется до начала проведения инвентаризации) о том, что к началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на денежные средства сданы в бухгалтерию и все денежные средства, поступающие под ответственность МОЛ, оприходованы.

Инвентаризационная опись по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087). В описи путем сопоставления фактического наличия объекта учета с данными бухгалтерского учета выявляются расхождения. Инвентаризационная опись (ф. 0504087) составляется комиссией учреждения по материально ответственным лицам. В ней указываются:

    место проведения инвентаризации;

    расписка (оформляется до начала проведения инвентаризации) о том, что к началу проведения инвентаризации все документы, относящиеся к приходу или расходу ценностей, сданы в бухгалтерию и никаких неоприходованных или списанных в расход ценностей не имеется;

    наименование и код объекта учета;

    инвентарный номер;

    единица измерения;

    сведения о фактическом наличии объекта учета (цена, количество);

    сведения по данным бухгалтерского учета (количество, сумма);

    сведения о результатах инвентаризации (по недостаче и излишкам – количество и сумма);

Инвентаризационная опись наличных денежных средств (ф. 0504088). Данная опись формируется комиссией учреждения и отражает:

    сведения о наличии денежных средств в кассе учреждения фактически и по учетным данным (цифрами и прописью);

    сведения по недостаче и излишкам, выявленным по результатам инвентаризации;

    номера последних приходного и расходного кассовых ордеров;

    подписи председателя и членов комиссии, проводящих инвентаризацию.

Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089). Эта инвентаризационная опись формируется комиссией учреждения и включает:

    сведения по дебиторской (кредиторской) задолженности;

    наименование дебитора (кредитора);

    данные о сумме задолженности учреждения по платежам (переплатам по платежам в бюджеты) (отражаются по видам платежей в разрезе соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, в которые подлежит перечислению задолженность);

    номер счета бюджетного учета;

    общую сумму задолженности по данным бюджетного учета (в том числе подтвержденную и не подтвержденную дебиторами (кредиторами), а также сумму задолженности с истекшим сроком исковой давности);

    подписи председателя и членов комиссии, осуществляющих инвентаризацию.

Акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835).

После того, как члены комиссии провели инвентаризацию активов и обязательств на основании оформленных надлежащим образом инвентаризационных описей, составляется акт о результатах инвентаризации. В нем отражается, что было установлено по результатам инвентаризации:

    соответствие данных бюджетного учета и фактических данных;

    расхождение между данными бюджетного учета и фактическими данными (недостачи или излишки объектов нефинансовых активов, денежных средств, денежных документов, бланков строгой отчетности).

В случае если в ходе инвентаризации были выявлены отклонения между фактическими показателями и данными бюджетного учета, составляется ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092). В этом документе фиксируются установленные расхождения с данными бюджетного учета.

Протокол заседания инвентаризационной комиссии.

По результатам инвентаризации проводится заседание инвентаризационной комиссии, итоги которого оформляются протоколом. Его форма не установлена, поэтому он составляется в произвольном виде. В протоколе указываются все данные о проведенной инвентаризации. В частности, в нем фиксируются выводы, решения и предложения по результатам проведенной проверки активов и обязательств учреждения. Составление протокола не является обязательным (за исключением случаев, когда составление протокола установлено ведомственным нормативным актом).

Отражение результатов инвентаризации.

Расхождения между фактическими данными и данными бюджетного учета, выявленные в ходе проведения инвентаризации, подлежат отражению в учете.

Излишки, выявленные в ходе проведения инвентаризации. Пунктом 31 Инструкции № 157н определено, что неучтенные объекты нефинансовых активов, выявленные при проведении проверок и (или) инвентаризации активов, принимаются к бухгалтерскому учету по их текущей оценочной стоимости, установленной для целей ведения бухгалтерского учета на дату принятия к бухгалтерскому учету. Неучтенные объекты финансовых активов (например, излишки денег, обнаруженные в кассе учреждения) принимаются к учету по фактическому номиналу.

Соответственно, перед составлением годовых отчетных форм необходимо:

    правильно определить текущую оценочную стоимость объектов нефинансовых активов, выявленных в ходе инвентаризации (излишков);

    верно отразить в учете факты неучтенных объектов нефинансовых и финансовых активов.

Напомним, что понятие «текущая оценочная стоимость» установлено п. 25 Инструкции № 157н. Так, под текущей оценочной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату их принятия к учету. Способы определения такой стоимости предусмотрены тем же пунктом. В нем сказано, что текущая оценочная стоимость в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансовых активов определяется на основе цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества, полученного безвозмездно, на этот или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случае невозможности документального подтверждения – экспертным путем.

При определении текущей оценочной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансовых активов комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе, используются данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей, сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе, экспертные заключения (в том числе заключения экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.

По активам учреждения, не имеющим аналогов и не являющимся предметами договоров купли-продажи, по которым информация о стоимости изготовления отсутствует, следует применять (Письмо Минфина РФ от 11.02.2016 № 02-07-10/7458):

    условную оценку «один объект – 1 руб.»;

    страховую сумму, определенную договором страхования, в пределах которой страховщик при наступлении страхового случая обязуется выплатить страховое возмещение по договору имущественного страхования (в случае коллекционной, исторической и научной значимости объектов, принимаемых к учету).

На счетах бухгалтерского учета выявленные при проведении инвентаризации неучтенные объекты нефинансовых активов, а также излишки денежных средств и денежных документов отражаются следующим образом:

Оприходованы неучтенные объекты в составе нефинансовых активов:

– основных средств

– нематериальных активов

– непроизведенных активов

– материальных запасов

Оприходованы в кассу учреждения излишки:

– денежной наличности

– денежных документов

Недостачи, выявленные в ходе проведения инвентаризации. В процессе проведения инвентаризации могут быть выявлены недостачи объектов нефинансовых и финансовых активов. При определении размера ущерба, причиненного недостачами, хищениями, следует исходить из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба согласно положениям п. 220 Инструкции № 157н. Под текущей восстановительной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая необходима для восстановления указанных активов.

На суммы недостач, хищений, потерь от порчи, иного ущерба, не признанного виновными лицами к возмещению, оформленные в установленном порядке материалы передаются для предъявления гражданского иска либо возбуждения в установленном порядке уголовного дела. При получении решения суда суммы предъявленного к возмещению ущерба уточняются в соответствии с решением суда, исполнительным листом либо по иным основаниям согласно законодательству РФ.

Учет задолженности дебиторов по ущербу и иным доходам в иностранной валюте одновременно ведется в соответствующей иностранной валюте и рублевом эквиваленте на дату начисления задолженности (признания доходов).

Недостача имущества отражается в бюджетном учете на соответствующих аналитических счетах счета 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам», при этом совершаются следующие записи:

Начислена сумма ущерба, причиненного учреждению недостачей объектов нефинансовых активов, в том числе:

– основных средств

– нематериальных активов

– материальных запасов

Начислена сумма ущерба, причиненного учреждению недостачей финансовых активов в кассе, в том числе:

– денежных средств

– денежных документов и иных финансовых активов

Списаны объекты нефинансовых активов по причине их утраты (хищения), выявленной в ходе проведения инвентаризации, в том числе:

– основных средств

– нематериальных активов

– материальных запасов

Списаны потери продуктов в объеме норм естественной убыли

Списаны потери, недостачи материальных запасов в пределах установленных норм естественной убыли

Списаны денежные документы, иные финансовые активы, недостача которых обнаружена в ходе инвентаризации

Списание сумм дебиторской и кредиторской задолженности. При проведении инвентаризации расчетов нередко выявляются факты дебиторской и кредиторской задолженности. При этом в ходе инвентаризации важно выявить причины образования такой задолженности и возможность ее погашения. Поэтому в ходе проведения инвентаризации:

    составляются акты сверки расчетов с контрагентами и выверяются расчеты с ними;

    делается анализ сумм дебиторской и (или) кредиторской задолженности, выявленной в учреждении на отчетную дату;

    проверяется правильность оформления операций по списанию сумм задолженности со счетов бухгалтерского учета, забалансовых счетов;

    проверяется соблюдение учреждением методологии учета при совершении операций по списанию сумм задолженности.

Напомним, что по правилам бюджетного учета списанию с баланса учреждения подлежат нереальная к взысканию задолженность неплатежеспособных дебиторов и задолженность, по которой отсутствуют требования кредиторов. Списание задолженности со счетов бюджетного учета производится при наличии фактов, подтверждающих невозможность погашения задолженности, истечение срока исковой давности.

По мнению Минфина, изложенному в Письме от 14.07.2017 № 02-08-10/45171, если в отношении дебиторской задолженности не выполняются критерии отнесения ее к активам , в соответствии с решением комиссии о списании данной задолженности с балансового учета ее учет осуществляется на забалансовом счете. Указанное решение принимается с учетом:

    сведений, выявленных в ходе инвентаризации, в отношении дебиторской задолженности, обладающей признаками нереальной к взысканию;

    документов, подтверждающих наличие рисков невозможности взыскания дебиторской задолженности.

Если по итогам проведения инвентаризации будет выявлена , нереальная к взысканию, такая задолженность списывается со счетов бухгалтерского учета следующими записями:

Дальнейший учет такой задолженности ведется на забалансвом счете (п. 339 Инструкции № 157н). На этом счете она учитывается в течение срока возможного возобновления согласно законодательству РФ процедуры взыскания задолженности, в том числе в случае изменения имущественного положения должников, либо до поступления в указанный срок в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов денежных средств, до исполнения (прекращения) задолженности иным не противоречащим законодательству РФ способом.

Также по результатам проведения инвентаризации может быть выявлена , подлежащая списанию со счетов бюджетного учета. Основаниями для списания такой задолженности являются:

    истечение срока исковой давности (ст. 196 ГК РФ);

    прекращение обязательства в связи с невозможностью его исполнения (ст. 416 ГК РФ);

    прекращение обязательства по акту государственного органа (ст. 417 ГК РФ).

Операции по списанию кредиторской задолженности, не востребованной кредиторами, отражаются так:

Списана кредиторская задолженность по доходам, не востребованная кредиторами

Списана с балансового учета задолженность по принятым к бюджетному учету суммам произведенных подотчетным лицом расходов, не востребованным подотчетными лицами

Списана с балансового учета задолженность по принятым обязательствам, не востребованная кредиторами

Учет сумм не предъявленных кредиторами требований, вытекающих из условий договора, контракта, в том числе сумм кредиторской задолженности, не подтвержденных по результатам инвентаризации кредитором (далее – задолженность учреждения, не востребованная кредиторами), ведется на забалансовом счете 20 (п. 371 Инструкции № 157н). Списание задолженности, не востребованной кредиторами, с забалансового учета осуществляется на основании решения комиссии (инвентаризационной комиссии) учреждения в порядке, установленном для бюджетных учреждений, если иное не предусмотрено бюджетным законодательством РФ, актом учреждения в рамках формирования учетной политики.

В завершение статьи отметим, что со следующего года начинает применяться Федеральный стандарт «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденный Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н. В разделе VIII данного стандарта установлены основные требования к инвентаризации активов и обязательств. Из положений этого раздела следует, что инвентаризация проводится для обеспечения достоверности данных учета и составления отчетности. Инвентаризация активов и обязательств осуществляется по основаниям, в сроки и порядке, которые предусмотрены субъектом учета в рамках формирования учетной политики, а также в случаях, когда проведение инвентаризации является обязательным. Такие случаи обозначены в п. 81 данного стандарта.

Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того периода, в котором она была закончена. Результаты инвентаризации, проведенной перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, показываются в данной отчетности.

Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Понятие актива дано в Федеральном стандарте «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н.

3. Правила проведения инвентаризации отдельных видов
имущества и финансовых обязательств

Инвентаризация основных средств

а) наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;

б) наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;

в) наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.

При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.

3.2. При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.

При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации.

Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации.

3.3. При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Например, по зданиям - указать их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь), число этажей (без подвалов, полуподвалов и т. д.), год постройки и др.; по каналам - протяженность, глубину и ширину (по дну и поверхности), искусственные сооружения, материалы крепления дна и откосов; по мостам - местонахождение, род материалов и основные размеры; по дорогам - тип дороги (шоссе, профилированная), протяженность, материалы покрытия, ширину полотна и т.п.

Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов должна быть произведена с учетом рыночных цен, а износ определен по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.

Основные средства вносятся в описи по наименованиям в соответствии с основным назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.

Если комиссией установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях.

3.4. Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера, организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д.

Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и т.д. одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений организации и учитываемые на типовой инвентарной карточке группового учета, в описях приводятся по наименованиям с указанием количества этих предметов.

3.5. Основные средства, которые в момент инвентаризации находятся вне места нахождения организации (в дальних рейсах морские и речные суда, железнодорожный подвижной состав, автомашины; отправленные в капитальный ремонт машины и оборудование и т. п.), инвентаризируются до момента временного их выбытия.

3.6. На основные средства, непригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т. п.).

3.7. Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные.

По указанным объектам составляется отдельная опись, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду.

Инвентаризация нематериальных активов

3.8. При инвентаризации нематериальных активов необходимо проверить:

наличие документов, подтверждающих права организации на его использование;

правильность и своевременность отражения нематериальных активов в балансе.

Инвентаризация финансовых вложений

3.9. При инвентаризации финансовых вложений проверяются фактические затраты в ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы.

3.10. При проверке фактического наличия ценных бумаг устанавливается:

правильность оформления ценных бумаг;

реальность стоимости учтенных на балансе ценных бумаг;

сохранность ценных бумаг (путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета);

своевременность и полнота отражения в бухгалтерском учете полученных доходов по ценным бумагам.

3.11. При хранении ценных бумаг в организации их инвентаризация проводится одновременно с инвентаризацией денежных средств в кассе.

3.12. Инвентаризация ценных бумаг проводится по отдельным эмитентам с указанием в акте названия, серии, номера, номинальной и фактической стоимости, сроков гашения и общей суммы.

Реквизиты каждой ценной бумаги сопоставляются с данными описей (реестров, книг), хранящихся в бухгалтерии организации.

3.13. Инвентаризация ценных бумаг, сданных на хранение в специальные организации (банк-депозитарий - специализированное хранилище ценных бумаг и др.), заключается в сверке остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета организации, с данными выписок этих специальных организаций.

3.14. Финансовые вложения в уставные капиталы других организаций, а также займы, предоставленные другим организациям, при инвентаризации должны быть подтверждены документами.

Инвентаризация товарно-материальных ценностей

3.15. Товарно-материальные ценности (производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы) заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.).

3.16. Инвентаризация товарно-материальных ценностей должна, как правило, проводиться в порядке расположения ценностей в данном помещении.

При хранении товарно-материальных ценностей в разных изолированных помещениях у одного материально-ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение не допускается (например, опломбировывается) и комиссия переходит для работы в следующее помещение.

3.17. Комиссия в присутствии заведующего складом (кладовой) и других материально-ответственных лиц проверяет фактическое наличие товарно-материальных ценностей путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания. Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально-ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.

3.18. Товарно-материальные ценности, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально-ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации.

Эти товарно-материальные ценности заносятся в отдельную опись под наименованием "Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации". В описи указывается дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка "после инвентаризации" со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.

3.19. При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации в процессе инвентаризации товарно-материальные ценности могут отпускаться материально-ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии.

Эти ценности заносятся в отдельную опись под наименованием "Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации". Оформляется опись по аналогии с документами на поступившие товарно-материальные ценности во время инвентаризации. В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии или по его поручению члена комиссии.

3.20. Инвентаризация товарно-материальных ценностей отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций, заключается в проверке обоснованности числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

На счетах учета товарно-материальных ценностей, не находящихся в момент инвентаризации в подотчете материально-ответственных лиц (в пути, товары отгруженные и др.), могут оставаться только суммы, подтвержденные надлежаще оформленными документами: по находящимся в пути - расчетными документами поставщиков или другими их заменяющими документами, по отгруженным - копиями предъявленных покупателям документов (платежных поручений, векселей и т. д.), по просроченным оплатой документам - с обязательным подтверждением учреждением банка; по находящимся на складах сторонних организаций - сохранными расписками, переоформленными на дату, близкую к дате проведения инвентаризации.

Предварительно должна быть произведена сверка этих счетов с другими корреспондирующими счетами. Например, по счету "Товары отгруженные" следует установить, не числятся ли на этом счете суммы, оплата которых почему-либо отражена на других счетах ("Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и т. д.) или суммы за материалы и товары, фактически оплаченные и полученные, но числящиеся в пути.

3.21. Описи составляются отдельно на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями и находящиеся на складах других организаций.

В описях на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, по каждой отдельной отправке приводятся следующие данные: наименование, количество и стоимость, дата отгрузки, а также перечень и номера документов, на основании которых эти ценности учтены на счетах бухгалтерского учета.

3.22. В описях на товарно-материальные ценности, отгруженные и не оплаченные в срок покупателями, по каждой отдельной отгрузке приводятся наименование покупателя, наименование товарно-материальных ценностей, сумма, дата отгрузки, дата выписки и номер расчетного документа.

3.23. Товарно-материальные ценности, хранящиеся на складах других организаций, заносятся в описи на основании документов, подтверждающих сдачу этих ценностей на ответственное хранение. В описях на эти ценности указываются их наименование, количество, сорт, стоимость (по данным учета), дата принятия груза на хранение, место хранения, номера и даты документов.

3.24. В описях на товарно-материальные ценности, переданные в переработку другой организации, указываются наименование перерабатывающей организации, наименование ценностей, количество, фактическая стоимость по данным учета, дата передачи ценностей в переработку, номера и даты документов.

3.25. Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, находящиеся в эксплуатации, инвентаризируются по местам их нахождения и материально-ответственным лицам, на хранении у которых они находятся.

Инвентаризация проводится путем осмотра каждого предмета. В описи малоценные и быстроизнашивающиеся предметы заносится по наименованиям в соответствии с номенклатурой, принятой в бухгалтерском учете.

При инвентаризации малоценных и быстроизнашивающихся предметов, выданных в индивидуальное пользование работникам, допускается составление групповых инвентаризационных описей с указанием в них ответственных за эти предметы лиц, на которых открыты личные карточки, с распиской их в описи.

Предметы спецодежды и столового белья, отправленные в стирку и ремонт, должны записываться в инвентаризационную опись на основании ведомостей-накладных или квитанций организаций, осуществляющих эти услуги.

Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, пришедшие в негодность и не списанные, в инвентаризационную опись не включаются, а составляется акт с указанием времени эксплуатации, причин негодности, возможности использования этих предметов в хозяйственных целях.

3.26. Тара заносится в описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т.д.).

На тару, пришедшую в негодность, инвентаризационной комиссией составляется акт на списание с указанием причин порчи.

Инвентаризация незавершенного производства
и расходов будущих периодов

3.27. При инвентаризации незавершенного производства в организациях, занятых промышленным производством, необходимо:

определить фактическое наличие заделов (деталей, узлов, агрегатов) и незаконченных изготовлением и сборкой изделий, находящихся в производстве;

определить фактическую комплектность незавершенного производства (заделов);

выявить остаток незавершенного производства по аннулированным заказам, а также по заказам, выполнение которых приостановлено.

3.28. В зависимости от специфики и особенностей производства перед началом инвентаризации необходимо сдать на склады все ненужные цехам материалы, покупные детали и полуфабрикаты, а также все детали, узлы и агрегаты, обработка которых на данном этапе закончена.

3.29. Проверка заделов незавершенного производства (деталей, узлов, агрегатов) производится путем фактического подсчета, взвешивания, перемеривания.

Описи составляются отдельно по каждому обособленному структурному подразделению (цех, участок, отделение) с указанием наименования заделов, стадии или степени их готовности, количества или объема, а по строительно-монтажным работам - с указанием объема работ: по незаконченным объектам, их очередям, пусковым комплексам, конструктивным элементам и видам работ, расчеты по которым осуществляются после полного их окончания.

3.30. Сырье, материалы и покупные полуфабрикаты, находящиеся у рабочих мест, не подвергавшиеся обработке, в опись незавершенного производства не включаются, а инвентаризируются и фиксируются в отдельных описях.

Забракованные детали в описи незавершенного производства не включаются, а по ним составляются отдельные описи.

3.31. По незавершенному производству, представляющему собой неоднородную массу или смесь сырья (в соответствующих отраслях промышленности), в описях, а также в сличительных ведомостях приводятся два количественных показателя: количество этой массы или смеси и количество сырья или материалов (по отдельным наименованиям), входящих в ее состав. Количество сырья или материалов определяется техническими расчетами в порядке, установленном отраслевыми инструкциями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).

3.32. По незавершенному капитальному строительству в описях указывается наименование объекта и объем выполненных работ по этому объекту, по каждому отдельному виду работ, конструктивным элементам, оборудованию и т.п.

При этом проверяется:

а) не числится ли в составе незавершенного капитального строительства оборудование, переданное в монтаж, но фактически не начатое монтажом;

б) состояние законсервированных и временно прекращенных строительством объектов.

По этим объектам, в частности, необходимо выявить причины и основание для их консервации.

3.33. На законченные строительством объекты, фактически введенные в эксплуатацию полностью или частично, приемка и ввод в действие которых не оформлены надлежащими документами, составляются особые описи. Отдельные описи составляются также на законченные, но почему-либо не введенные в эксплуатацию объекты. В описях необходимо указать причины задержки оформления сдачи в эксплуатацию указанных объектов.

3.34. На прекращенные строительством объекты, а также на проектно-изыскательские работы по неосуществленному строительству составляются описи, в которых приводятся данные о характере выполненных работ и их стоимости с указанием причин прекращения строительства. Для этого должны использоваться соответствующая техническая документации (чертежи, сметы, сметно-финансовые расчеты), акты сдачи работ, этапов, журналы учета выполненных работ на объектах строительства и другая документация.

3.35. Инвентаризационная комиссия по документам устанавливает сумму, подлежащую отражению на счете расходов будущих периодов и отнесению на издержки производства и обращения (либо на соответствующие источники средств организации) в течение документально обоснованного срока в соответствии с разработанными в организации расчетами и учетной политикой.

Инвентаризация животных и молодняка животных

3.36. Взрослый продуктивный и рабочий скот заносится в описи, в которых указываются: номер животного (бирка, тавро), кличка животного, год рождения, порода, упитанность, живая масса (вес) животного (кроме лошадей, верблюдов, мулов, оленей, по которым масса (вес) не указывается) и первоначальная стоимость. Порода указывается на основании данных бонитировки скота.

Крупный рогатый скот, рабочий скот, свиньи (матки и хряки) и особо ценные экземпляры овец и других животных (племенное ядро) включаются в описи индивидуально. Прочие животные основного стада, учитываемые групповым порядком, включаются в описи по возрастным и половым группам с указанием количества голов и живой массы (веса) по каждой группе.

3.37. Молодняк крупного рогатого скота, племенных лошадей и рабочего скота включается в описи индивидуально с указанием инвентарных номеров, кличек, пола, масти, породы и т.д.

Животные на откорме, молодняк свиней, овец и коз, птица и другие виды животных, учитываемые в групповом порядке, включаются в описи согласно номенклатуре, принятой в учетных регистрах с указанием количества голов и живой массы (веса) по каждой группе.

3.38. Описи составляются по видам животных отдельно по фермам, цехам, отделениям, бригадам в разрезе учетных групп и материально-ответственных лиц.

Инвентаризация денежных средств, денежных документов
и бланков документов строгой отчетности

3.39. Инвентаризация кассы производится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 40 и сообщенным письмом Банка России от 4 октября 1993 г. N 18.

3.40. При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.).

3.41. Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности производится по видам бланков (например, по акциям: именные и на предъявителя, привилегированные и обыкновенные), с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально-ответственным лицам.

3.42. Инвентаризация денежных средств в пути производится путем сверки числящихся сумм на счетах бухгалтерского учета с данными квитанций учреждения банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т. п.

3.43. Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетном (текущем), валютном и специальных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах, по данным бухгалтерии организации, с данными выписок банков.

Инвентаризация расчетов

3.44. Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.

3.45. Проверке должен быть подвергнут счет "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" по товарам, оплаченным, но находящимся в пути, и расчетам с поставщиками по неотфактурованным поставкам. Он проверяется по документам в согласовании с корреспондирующими счетами.

3.46. По задолженности работникам организации выявляются невыплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам.

3.47. При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение).

3.48. Инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна также установить:

а) правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы;

б) правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;

в) правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.

Инвентаризация резервов предстоящих расходов и платежей,
оценочных резервов

3.49. При инвентаризации резервов предстоящих расходов и платежей проверяется правильность и обоснованность созданных в организации резервов: на предстоящую оплату отпусков работникам; на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, на выплату вознаграждений по итогам работы организации за год; расходов на ремонт основных средств; производственных затрат по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства; предстоящих затрат по ремонту предметов проката и другие цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации, нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации и отраслевыми особенностями состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденными в установленном порядке.

3.50. Резерв на предстоящую оплату предусмотренных законодательством очередных (ежегодных) и дополнительных отпусков работникам, отражаемый в годовом балансе, должен быть уточнен, исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников (с учетом установленной методики расчета среднего заработка), и обязательных отчислений в фонд социального страхования Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации, Государственный фонд занятости Российской Федерации и на медицинское страхование.

3.51. Резервы, созданные на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год, уточняются в порядке, аналогичном для резерва на предстоящую оплату отпусков работникам. В балансе по состоянию на 1 января следующего за отчетным года данных о резерве на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет может не быть, если эта выплата производится до истечения отчетного года.

В случае превышения фактически начисленного резерва над суммой подтвержденного инвентаризацией расчета в декабре отчетного года производится сторнировочная запись издержек производства и обращения, а в случае недоначисления делается дополнительная запись по включению дополнительных отчислений в издержки производства и обращения.

3.52. При инвентаризации резерва расходов на ремонт основных средств (включая арендованные объекты) следует иметь в виду, что излишне зарезервированные суммы в конце года сторнируются.

В случаях, предусмотренных отраслевыми особенностями состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), когда окончание ремонтных работ по объектам с длительным сроком их производства происходит в следующем за отчетным году, остаток резерва на ремонт основных средств не сторнируется. По окончании ремонта излишне начисленная сумма резерва относится на финансовые результаты отчетного периода.

3.53. В тех случаях, когда в организации с сезонным характером производства сумма расходов на обслуживание производства и управление им, включенная в фактическую себестоимость выпущенной продукции по установленным в организации нормам, превышает фактические затраты, образовавшаяся разница резервируется как предстоящие расходы. Инвентаризационная комиссия проверяет обоснованность расчета и при необходимости может предложить скорректировать нормы затрат. Остатка на конец года по этому резерву не должно быть.

3.54. Инвентаризация резерва сомнительных долгов, созданного у организации, применяющей метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов, заключается в проверке обоснованности сумм, которые не погашены в сроки, установленные договорами, и не обеспечены соответствующими гарантиями.

3.55. При образовании других разрешенных в установленном порядке резервов на покрытие каких-либо других предполагаемых расходов и убытков инвентаризационная комиссия проверяет правильность их расчета и обоснованность на конец отчетного года.

Поделиться