Когда дом введен в эксплуатацию. Как ввести в эксплуатацию индивидуальный жилой дом? Разрешение на жилого дома

Ввод в эксплуатацию - обязательная процедура после окончания строительства жилого дома, как частного, так и многоквартирного. Согласно законодательству РФ, является строго обязательной для всех видов жилых строений за исключением садовых домиков. Кроме того, только после ввода в эксплуатацию вы сможете оформить право собственности на жилую недвижимость.

Тем не менее, существуют ситуации, когда ввод зданий в эксплуатацию сопряжен с определенными трудностями, причем и для физических, и для юридических лиц. Какие же трудности тут могут возникнуть и как можно их избежать?

Особенности ввода жилья в эксплуатацию

Введение жилого дома в эксплуатацию свидетельствует, что объект из категории «строящегося» перешел в состояние «введенного в строй». Это возможно лишь при условии, что постройка соответствует санитарно-гигиеническим, пожарным и прочим нормам и регламентам, включая указанные в Градостроительном Кодексе. Также это является подтверждением того, что дом построен в полном соответствии с технически-проектной документацией. Которая, в свою очередь, подготавливается и согласовывается в госинстанциях еще на этапе получения разрешения на строительство.

Перед вводом в эксплуатацию жилой дом должен быть оборудован всеми необходимыми коммуникациями. Особенно важно отопление - если оно отсутствует, здание квалифицируется, как нежилое. Должен быть обеспечен подъезд к дому. В помещениях обязательно должны быть окна, двери и обустроенные полы. Также обязательно наличие законченной крыши и межэтажных перекрытий.

Ввод жилья в эксплуатацию: особенности и порядок процедуры

Ввод жилья в эксплуатацию в Новой Москве имеет свои особенности, связанные с тем, что бывшие территории Московской области официально вошли в состав Москвы. Это значит, что прежнее свидетельство о праве собственности на землю устарело и необходимо заменить его документом нового образца. В котором будет обозначено, что отныне ваша собственность находится в Москве (а не в МО).

  • Запрос по установленной форме в Комитет государственного строительного надзора г. Москвы.
  • Паспорт либо доверенность от имени застройщика на лицо, которое будет заниматься оформлением документации.
  • Кадастровый паспорт и расширенную кадастровую выписку по форме КВ1-КВ6. Получение их возможно и в электронном виде (с ЭЦП), и в бумажном.
  • Технический план, подписанный кадастровым инженером или сотрудником БТИ (которого, скорее всего, придется приглашать на место постройки для осмотра участка и здания).
  • Документ о соответствии всем техническим нормативам, СНИПам, регламентам. Выдается строительной организацией, которая возводила дом.
  • Документы о том, что все коммуникации соответствуют требованиям эксплуатирующих организаций, то есть пожарной, газовой, электроснабжающих служб.
  • Необходима и план-схема с обозначением всех инженерно-технических коммуникаций.
  • Подписанный заказчиком (владельцем) акт приемки при условии, что строительство велось на основании договора.
  • Правоустанавливающие документы на земельный участок и разрешение на строительство, градостроительный план - эти документы по закону предоставлять необязательно, но в то же время крайне желательно.

Здравствуйте, уважаемые читатели бизнес-журнала БаблоЛаб. Посади дерево, построй дом, воспитай ребенка – 3 главных стремления в жизни мужчины . Но мы живем в стране с множеством законом и правил, если построил новое жилище, то также надо позаботиться об оформлении документов на него. Рассмотрим, как провести ввод в эксплуатацию индивидуального жилого дома в 2018-2019 году самостоятельно. В том числе опишем изменения, которые вступили в начале этого года.

Давайте рассмотрим более подробнее каждый этап оформления частного дома и построек в собственность.

В статье вы узнаете как ввести в эксплуатацию индивидуальное жилое строение (ИЖС) + важные изменения на 1 марта 2018 года. Узнаете в чем разница между дачной амнистией и вводов жилья.

Зачем требуется ввод в эксплуатацию ИЖС

Законодательство РФ предусматривает учет всей недвижимости на территории страны – земельные участки, строения, дороги и т. п. В прошлом, земли раздавались под сельское хозяйство, а с 20 века и на строительство личных зданий для проживания. Так появилось понятия ИЖС – индивидуальное жилищное строение. В простонародье принято называть домом, баней, дачей и т. д.

После завершения строительства надо подтвердить пригодность нового объекта для проживания. Если этого не сделать, то ИЖС признается самостроем и на него накладывается ряд ограничений.

После окончания строительства надо документально подтвердить, что здание действительно построено и соответствует всем требованиям современных стандартов. После этого можно вводить жилище в государственный реестр и прописывать там жильцов.

Чтобы упростить процедуру оформления был принят ФЗ №93 от 30.06.2006 года «дачная амнистия» . Благодаря нему не нужно получать разрешение на ввод ИЖС в эксплуатацию, вместо этого надо только подтвердить окончание строительства по упрощенной форме.

Ввод в эксплуатацию индивидуального жилого дома в 2018-2019 году (изменения с 1.03.2018г. )

Благодаря изменения от 1 марта 2018 амнистия была продлена на 2 года . Поэтому строения личного пользования не надо вводить в эксплуатацию по полной форме, достаточно подтвердить право собственности на землю и техническую документацию по строению. После этого приходит специалист и лично проводит осмотр. На оформление по упрощенной форме уходит до 12 рабочих дней .

Каким требованиям должен соответствовать дом

Есть несколько критериев, которым надо соответствовать строение перед подачей документов:

  • Отопление;
  • Электричество;
  • Водоснабжение;
  • Канализация;
  • Полностью выполнена отделка (пол, потолок, стены и т. д.);
  • Помещения должны соответствовать требованиям СНИП.

Как правило, в сельской местности отсутствует централизованные способы предоставления услуг. В этом случае отопление, электричество и инженерно-технические конструкции могут заменяться на автономные источники: колодец, сливная яма, печь, обогреватель и т. д. Они заменяют централизованное подключение.

Должно полностью быть окончено возведение конструкций: окна вставлены, крыша покрыта, выполнены перекрытия, закончена отделка и т. п. Иначе говоря жилище должны быть полностью пригодным для проживания.

Список документов для ввода ИЖС в эксплуатацию

Для получения разрешения надо при себе иметь:

  • Заявление вольной формы на имя органов местного самоуправления;
  • Паспорт владельца;
  • Подтверждение права на участок (договор купли-продажи, например);
  • Разрешение на строительство;
  • Акт приемки;
  • Кадастровый паспорт;
  • Схема здания и участка с указанием инженерно-технического обеспечения;
  • Техпаспорт;
  • Градостроительный план;

Весь пакет указаны в ст. 55 п.3 ГрК РФ , также весь перечень можно уточнить в МФЦ. При необходимости могут затребовать дополнительные сведения.

Порядок действий

  1. После подготовки всех документов надо подать их на рассмотрение. Для этого обратитесь в МФЦ или лично в комитет местной организации. Если не можете посетить их, то создайте заявку на портале госуслуг, надо будет сделать копии справок.
  2. В течение нескольких дней они рассмотрят заявку и проведут осмотр. В некоторых ситуациях могут пригласить специалиста для личной проверки.
  3. Последним этапом специалисты сверяют все сведения и решают, соответствует ли объект градостроительному кодексу. Если все нормально, то выдается разрешение.

На все процедуру уходит не более 12 рабочих суток, начиная со дня получения заявления управляющими органами.Прислать ответ могут:

  • лично при посещении;
  • выслать по почте;
  • отправить электронным документом. (если работали через портал госуслуг).

Если был получен отказ, то он обязательно должен быть письменно описан с объяснением причины. В большинстве случаев все проходит быстро и без дополнительной волокиты, но иногда возникают проблемы.

Сразу после оформления оплатите налог на недвижимость. После получения официальной бумаги можно прописывать семью в жилище. Как только это сделали обратитесь в налоговую для получения налогового вычета на имущество.

Важные изменения в законодательстве

В законы были введены некоторые изменения:

  1. Обязательно предоставлять технический план объекта. При этом дом должен находиться в пределах контура, как на предоставленных сведениях.
  2. С 1 января нельзя распоряжаться участком, который официально отсутствует в ЕГРН. Чтобы это предотвратить, надо выполнить межевание у кадастрового специалиста.
  3. Ограничение по ИЖС. Здание не должно превышать 3 этажей , жилая площадь до 1200 кв. метров, а прописана в ней может быть только 1 семья.
  4. Если планируете строить гараж, баню, сарай и т. д. то надо внести изменения в СПОЗУ (схема планировочной организации земельного участка).

В остальном требования такие же, как и были раньше. Обязательно соблюдайте правила противопожарной безопасности, наиболее распространенной причиной отказа является именно несоответствие данным требованиям. Чтобы их уточнить – пригласите специалиста на осмотр, также на этапе строительства он должен подтвердить безопасность строения.

Что означает продление дачной амнистии до 2020 года

С первого марта текущего года была продлена «дачная амнистия ». Этот законопроект существует с 2006 года и предлагает упрощенный порядок перевода незарегистрированных территорий в личную собственность. В первую очередь это позволяет увеличить количество объектов в Росреестре и тщательнее следит за использованием государственных ресурсов.

Амнистия призвана упростить порядок регистрации новых прав на землю и собственность. Это помогает стране лучше контролировать ситуацию и ввести налоговое обложение.

За первые 8 лет по амнистии были зарегистрированы более 10,5 тысяч новых прав, более 30% из них оказались зданиями. Подобная активность показывает востребованность закона и поэтому его решили продлить еще на 2 года .

В чем отличие регистрации права по дачной амнистии от ввода в эксплуатацию

В первую очередь разница заключается в объектах, на которые распространяются законы.

Как видим, амнистия позволяет сэкономить финансы и время. Плюс ИЖС не нужно теперь в обязательном порядке вводить в эксплуатацию, вместо этого достаточно предоставить сведения об окончании строительства или реставрации. Упрощенная процедура помогает за пару недель получить разрешение на оформление объекта.

Застройщик не согласен с отказом в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию

1. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

КонсультантПлюс: примечание.

Возможность передачи и приема в автоматизированном режиме информации и документов, предусмотренных ч. 2 ст. 55, должна быть обеспечена не позднее одного года с 27.06.2019 (ФЗ от 27.06.2019 N 151-ФЗ).

2. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Застройщики, наименования которых содержат слова "специализированный застройщик", также могут обратиться с указанным заявлением с использованием единой информационной системы жилищного строительства, за исключением случаев, если в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию осуществляется через иные информационные системы, которые должны быть интегрированы с единой информационной системой жилищного строительства.

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Документы, предусмотренные п. 13 ч. 3 ст. 55 (в ранее действующей ред.), поданные до 04.08.2018 вместе с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, являются приложением к разрешению, а само разрешение является решением об установлении охранной зоны.

3. Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) градостроительный план земельного участка, представленный для получения разрешения на строительство, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проект планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) разрешение на строительство;

4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда);

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора);

(см. текст в предыдущей редакции)

7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);

(см. текст в предыдущей редакции)

8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;

(см. текст в предыдущей редакции)

9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (включая проектную документацию, в которой учтены изменения, внесенные в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса), в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти (далее - орган федерального государственного экологического надзора), выдаваемое в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса;

(см. текст в предыдущей редакции)

10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

11) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособления для современного использования;

12) технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости";

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Указанные в пунктах 6 и 9 части 3 настоящей статьи документ и заключение должны содержать информацию о нормативных значениях показателей, включенных в состав требований энергетической эффективности объекта капитального строительства, и о фактических значениях таких показателей, определенных в отношении построенного, реконструированного объекта капитального строительства в результате проведенных исследований, замеров, экспертиз, испытаний, а также иную информацию, на основе которой устанавливается соответствие такого объекта требованиям энергетической эффективности и требованиям его оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов. При строительстве, реконструкции многоквартирного дома заключение органа государственного строительного надзора также должно содержать информацию о классе энергетической эффективности многоквартирного дома, определяемом в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.2. Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 , , и 9 части 3 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в части 2 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

3.3. Документы, указанные в пунктах 1 , , , , и 8 части 3 настоящей статьи, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. Если документы, указанные в настоящей части, находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, такие документы запрашиваются органом, указанным в части 2 настоящей статьи, в органах и организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.4. По межведомственным запросам органов, указанных в части 2 настоящей статьи, документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), предусмотренные частью 3 настоящей статьи, предоставляются государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, в распоряжении которых находятся эти документы, в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения соответствующего межведомственного запроса.

4. Правительством Российской Федерации могут устанавливаться помимо предусмотренных частью 3 настоящей статьи иные документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в целях получения в полном объеме сведений, необходимых для постановки объекта капитального строительства на государственный учет.

4.1. Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию разрешается требовать только указанные в частях 3 и настоящей статьи документы. Документы, предусмотренные частями 3 и настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме. Правительством Российской Федерации или высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (применительно к случаям выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления) могут быть установлены случаи , в которых направление указанных в частях 3 и настоящей статьи документов и выдача разрешений на ввод в эксплуатацию осуществляются исключительно в электронной форме. Порядок направления документов, указанных в частях 3 и настоящей статьи, в уполномоченные на выдачу разрешений на ввод объекта в эксплуатацию федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос" в электронной форме устанавливается Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Орган, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, в течение семи рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязаны обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 настоящей статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. В ходе осмотра построенного, реконструированного объекта капитального строительства осуществляется проверка соответствия такого объекта требованиям, указанным в разрешении на строительство, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка, ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов. В случае, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса, осмотр такого объекта органом, выдавшим разрешение на строительство, не проводится.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является:

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;

4) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) несоответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в случаях, предусмотренных пунктом 9 части 7 статьи 51 настоящего Кодекса, и строящийся, реконструируемый объект капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена зона с особыми условиями использования территории, не введен в эксплуатацию.

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. Неполучение (несвоевременное получение) документов, запрошенных в соответствии с частями 3.2 и 3.3 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть оспорен в судебном порядке.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением линейного объекта) выдается застройщику в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, передана безвозмездно копия схемы, отображающей расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка, для размещения такой копии в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.

(см. текст в предыдущей редакции)

9.1. Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, в течение пяти рабочих дней со дня выдачи такого разрешения обеспечивают (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия) передачу в уполномоченные на размещение в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов сведения, документы, материалы, указанные в пунктах 3 , - 9.2 , и 12 части 5 статьи 56 настоящего Кодекса.

10. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.

10.1. Обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию является представленный заявителем технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. В разрешении на ввод объекта в эксплуатацию должны быть отражены сведения об объекте капитального строительства в объеме, необходимом для осуществления его государственного кадастрового учета. Состав таких сведений должен соответствовать установленным в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" требованиям к составу сведений в графической и текстовой частях технического плана.

(см. текст в предыдущей редакции)

11.1. После окончания строительства объекта капитального строительства лицо, осуществляющее строительство, обязано передать застройщику такого объекта результаты инженерных изысканий, проектную документацию, акты освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения объекта капитального строительства, иную документацию, необходимую для эксплуатации такого объекта.

11.2. При проведении работ по сохранению объекта культурного наследия разрешение на ввод в эксплуатацию такого объекта выдается с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия.

12. Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(см. текст в предыдущей редакции)

13. В течение трех рабочих дней со дня выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию орган, выдавший такое разрешение, направляет копию такого разрешения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на ввод в эксплуатацию иных объектов капитального строительства.

(см. текст в предыдущей редакции)

14. В случаях, предусмотренных пунктом 9 части 7 статьи 51 настоящего Кодекса, в течение трех рабочих дней со дня выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие такое разрешение, направляют (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия) копию такого разрешения в органы государственной власти или органы местного самоуправления, принявшие решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в связи с размещением объекта, в отношении которого выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

КонсультантПлюс: примечание.

Получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется также в случаях, указанных в ст. 16 ФЗ от 03.08.2018 N 340-ФЗ.

15. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 настоящего Кодекса для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.

16. В случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление об окончании строительства). Уведомление об окончании строительства должно содержать сведения, предусмотренные пунктами 1 - , и 8 части 1 статьи 51.1 настоящего Кодекса, а также сведения о параметрах построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, об оплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, о способе направления застройщику уведомления, предусмотренного пунктом 5 части 19 настоящей статьи. К уведомлению об окончании строительства прилагаются:

2) технический план объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома;

3) заключенное между правообладателями земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом в случае, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или на праве аренды со множественностью лиц на стороне арендатора.

17. В случае отсутствия в уведомлении об окончании строительства сведений, предусмотренных абзацем первым части 16 настоящей статьи, или отсутствия документов, прилагаемых к нему и предусмотренных пунктами 1 - 3 части 16 настоящей статьи, а также в случае, если уведомление об окончании строительства поступило после истечения десяти лет со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, в соответствии с которым осуществлялись строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, либо уведомление о планируемом строительстве таких объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома ранее не направлялось (в том числе было возвращено застройщику в соответствии с частью 6 статьи 51.1 настоящего Кодекса), уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства возвращает застройщику уведомление об окончании строительства и прилагаемые к нему документы без рассмотрения с указанием причин возврата. В этом случае уведомление об окончании строительства считается ненаправленным.

18. Форма уведомления об окончании строительства утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

19. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства:

1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами (в том числе в случае, если указанные предельные параметры или обязательные требования к параметрам объектов капитального строительства изменены после дня поступления в соответствующий орган уведомления о планируемом строительстве и уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве). В случае, если уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства, осуществляется проверка соответствия параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома указанным предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства;

2) проверяет путем осмотра объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома соответствие внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома описанию внешнего вида таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве (при условии, что застройщику в срок, предусмотренный пунктом 3 части 8 статьи 51.1 настоящего Кодекса, не направлялось уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в пункте 4 части 10 статьи 51.1 настоящего Кодекса), или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;

3) проверяет соответствие вида разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома виду разрешенного использования, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;

4) проверяет допустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию;

5) направляет застройщику способом, указанным в уведомлении об окончании строительства, уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления. Формы уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

20. Уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется только в следующих случаях:

1) параметры построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют указанным в пункте 1 части 19 настоящей статьи предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами;

2) внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствует описанию внешнего облика таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве, или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, или застройщику было направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в пункте 4 части 10 статьи 51.1 настоящего Кодекса, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;

3) вид разрешенного использования построенного или реконструированного объекта капитального строительства не соответствует виду разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;

4) размещение объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию. пунктом 1 настоящей статьи.

Для свободного распоряжения построенным частным домом и осуществления с ним каких-либо сделок владелец должен иметь на руках определённый пакет документов, среди которых разрешение на ввод в эксплуатацию.

По сути, без него невозможно и проживание в помещении. Чтобы получить данный документ, рекомендуем придерживаться стандартной процедуры.

Ввод дома в эксплуатацию: что это значит?

При завершении реконструкции или постройке частного дома требуется получить соответствующее . Данный документ подтверждает, что осуществлённые работы выполнены в полностью, а само строение соответствует общепринятым требованиям и проектным бумагам.

Разрешение потребуется в следующих ситуациях:

  • при регистрации права владения жильём в едином Росреестре;
  • для узаконивания постройки или проведённой перепланиров ки.

Иными словами, если вы построили дом или внесли в его конструкцию существенные изменения, он подлежит регистрации в Росреестре. Без соответствующей процедуры владелец жилья не сможет продать его, завещать наследникам, подарить, оставить под залог или осуществить иную операцию с имуществом.

Отметим, что до первого марта 2018 года не требуется оформлять разрешение для объектов ИЖС (и с целью изготовления техпаспорта дома), в соответствии с 4 частью 8 статьи ФЗ № 191 от 2004 года 29 декабря.

Каким требованиям должна отвечать постройка?

Для введения в эксплуатацию частный дом должен отвечать определённым параметрам и иметь необходимые коммуникации:

  • быстрый подъезд к объекту (например, гравийную или асфальтированную дорогу);
  • электричество (к дому проводится линия передач);
  • водопровод (доступ к колодцу либо скважине, подключение к центральному водоснабжению);
  • отопление;
  • канализацию (хотя в индивидуальном доме нет подключенияк централизованной сети, хозяин обязуется обустроить стоковую яму, полностью отвечающую гигиенически-санитарным нормам);
  • окна, двери, крышу, крыльцо, межэтажные перекрытия и т. д.

Определить готовность здания к заселению в него людей может специально созданная муниципальными властями комиссия, состоящая из специалистов. По окончании проверки выносится соответствующее заключение.

Для сдачи любой постройки в эксплуатацию необходимо получить соответствующее разрешение от уполномоченного муниципального органа, в котором изначально было оформлено .


К примеру, в столице России этими вопросами занимается Комитет государственного строительного надзора. Если в вашем населённом пункте имеется МФЦ, подать заявку возможно и через центр.

Процесс ввода индивидуального жилого дома в эксплуатацию:

  1. подготовьте документацию, необходимую для обращения в муниципалитет (перечень установлен 55 статьёй ГрК РФ);
  2. приобщите к бумагам и передайте в отделение уполномоченного органа (например, в Комитет);
  3. дождитесь осмотра недвижимости должностными лицами;
  4. получите оформленное разрешение установленного образца

Как указывалось ранее, подать заявку можно непосредственно в сам муниципальный орган, который изначально выдал вам разрешение на возведение постройки, или в МФЦ. Для некоторых населённых пунктов предоставляется возможность получения услуги через официальный портал государственных услуг.

После подачи заявки и полного комплекта документов уполномоченное должностное лицо из Комитета направляется на осмотр частного дома. Профессионалом проверяется соответствие жилья установленным нормам, а также отсутствие ошибок в проектных бумагах.

Полезный материал :

Предоставляемый комплект документов

Владелец объекта недвижимости, желающий получить соответствующее разрешение от муниципального органа, должен подготовить и предъявить сотруднику определённый комплект документации:

  • паспорт заявителя;
  • правоустанавливающие бумаги на участок земли, на котором построено жилое помещение;
  • технический план дома;
  • , содержащее просьбу о предоставлении данной услуги;
  • документ, удостоверяющий наличие у заявителя полномочий застройщика (если в муниципалитет обратился не сам застройщик);
  • акт приёмки объекта (если реконструкция или ремонтно-строительные работы осуществлялись на основании заключённого договора);
  • документы, удостоверяющие соответствие дома требованиям технического регламента и инженерно-технического обеспечения;
  • подробная схема расположения объекта на участке, содержащая подпись лица, занимавшегося строительными работами.

Перечисленный выше перечень документов для введения дома в эксплуатацию не требуется дополнять, если иное не установлено законом. Если должностному лицу необходимы другие бумаги, он может запросить их самостоятельно у государственных инстанций. Вы также вправе предоставить данную документацию по собственному желанию.

Сроки ввода жилого дома в эксплуатацию

Необходимое предоставляется гражданину абсолютно бесплатно по истечении 10 дней с момента подачи заявления.

Документ может быть выдан заинтересованному лицу лично в отделении муниципалитета, отправлен по почте на домашний адрес, указанный в оставленном запросе, или предоставлен на e-mail в электронном виде (при подаче заявки через официальный портал госуслуг).

Муниципальные власти могут ответить письменным отказом в изготовлении разрешения, если объект не соответствует определённым требованиям.

Если вы не согласны с заключением органа, вы вправе обжаловать его решение в суде. Однако чаще всего проблема легко решается путём исправления недочётов, описанных в отказе, и повторной подачи заявки в Комиссию.

По окончании процедуры вместе с разрешением гражданин получает предоставленный им ранее технический план дома.

Завершение строительства дома не является заключительным этапом. Для возможности проживания в нем потребуется официально оформить готовность объекта.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Как в 2019 году осуществляется ввод дома в эксплуатацию? Любое жилое здание может использоваться только после принятия его в эксплуатационное использование.

Проще говоря, строение должно пройти оценку специалистов на соответствие строительным нормам. Как в 2019 году ввести дом в эксплуатацию правильно?

Общие моменты

Свершение сделок с любой недвижимостью требует документального оформления. Понадобятся документы, подтверждающие право собственности.

Но вот получить оные можно не раньше, чем дом будет признан законной постройкой.

А для этого потребуется получить разрешение на ввод здания в эксплуатацию. Именно этот документ становится основополагающим при оформлении документов на новый дом.

Но порой дом возведен довольно давно и используется для постоянного проживания, но при этом на него отсутствуют документы.

И в этом случае для получения необходимой правоподтверждающей документации потребуется получение разрешения на ввод здания в эксплуатацию.

На основании такого документа можно узаконить любую самовольную постройку.

Если имеется подтверждение, что дом введен в эксплуатацию, это свидетельствует о правильном проведении строительных работ.

То есть, соблюден строительный проект и сооружение соответствует Градостроительному Кодексу и нормативам.

Что это значит

Процесс сдачи здания в эксплуатацию не происходит за один день. Местные органы строительного надзора проверяют все этапы строительства, начиная от закладки фундамента и заканчивая завершением строительства.

Процесс фиксируется надлежащими документами. Прежде чем у собственника сооружения появится возможность оформить право собственности на жилой дом, потребуется принятие его специальной комиссией.

Ввод в эксплуатацию предполагает проверку соответствия дома проектной документации, строительным нормам и санитарным правилам.

На основании полученных документов можно зарегистрировать в Росреестре право собственности на объект.

После внесения соответствующей записи в ЕГРН владелец дома становится полноправным его собственником.

Важно знать, что получение права на дом одновременно возникают и обязанности. Собственник жилья становится официальным пользователем, а значит, обязан оплачивать коммунальные и жилищные услуги.

То есть сразу после введения жилья в эксплуатацию необходимо оповестить все коммунально-жилищные службы, предоставляющие .

Кроме того зарегистрированный дом становится объектом налогообложения. Если обобщить цель введения дома в эксплуатацию, то сводится она к единению прав владельца.

Каждый собственник обладает тремя вариантами прав – пользование, владение, распоряжение. Ввод дома в эксплуатацию позволяет полноценно распоряжаться всеми перечисленными правами.

Действующие нормативы

Документы, оформляемые по завершении строительства, призваны подтвердить качество возведенного объекта и его безопасность.

До 2004 года «приемка» объекта предполагала получение разрешения в каждой отдельной организации, представители которых входили в приемную комиссию.

То есть разрешение на строительство отсутствует, и его не могло быть в принципе.

Здесь можно воспользоваться нормами закона, которые с недавних пор разрешили регистрацию права собственности на дома, возведенные на садовых и дачных участках.

Прежде всего, владельцу самостроя придется узаконить право на землю. Для этого в Росреестр подаются правоустанавливающие документы на землю.

После регистрации земли можно приступать к оформлению дома. Если дом возведен на участке ИЖС, то в Росреестр подаются:

  • кадастровый паспорт;
  • правоподтверждающий документ на земельный участок;
  • паспорт заявителя;
Поделиться