Правовой статус информации, используемой в налоговых правоотношениях. Информационные потоки налоговых органов Информационные потоки налоговых органов

2. Автоматизированная информационная система «Налог». Структурная и функциональная организация автоматизированной информационной системы «Налог».

Характеристика функциональных задач, решаемых в органах налоговой службы.

Особенности информационного обеспечения АИС налоговой службы.

Особенности информационных технологий, используемых в органах налоговой службы.

Обеспечение безопасности информационных ресурсов в органах налоговой службы.

Информационные потоки налоговых органов.

Информация, используемая налоговой инспекцией, может быть классифицирована по способу получения на:

Информацию, собираемую самой налоговой инспекцией в ходе контрольной работы;

Информацию, поступающую из сторонних источников.

Право налоговых органов на самостоятельный сбор информации о налогоплательщиках установлено Налоговым кодексом Российской Федерации.

Налоговые органы имеют право по мотивированному запросу получать от банков справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в течение 5 дней с момента подачи запроса.

Статьей 87 НК РФ установлено также право проведения налоговыми органами встречных проверок, если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами. В этом случае, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика.

Информация, поступающая от сторонних организаций весьма объемна и разнообразна, и сама может быть классифицирована по нескольким признакам.

Так, по источникам ("поставщикам") информации можно выделить:

Информацию от налогоплательщиков (плательщиков сборов);

Информацию от налоговых агентов;

Информацию от сборщиков налогов (сборов);

Информацию от банков и органов казначейства;

Информацию от органов власти и управления;

Других налоговых органов;

Других источников.

От банков и органов казначейства в налоговую инспекцию поступают сведения об уплаченных налогах и сборах, о возвратах и зачетах излишне уплаченных платежей, об открытии и закрытии счетов

От органов государственной власти и управления налоговая инспекция получает сведения о государственной регистрации и снятии с учета юридических лиц и предпринимателей; о регистрации физических лиц по месту жительства и регистрации актов гражданского состояния; о выдаче и прекращении действия лицензий; о сделках с недвижимым имуществом и землей и т.д.



От других налоговых органов в налоговую инспекцию поступает весьма разнородная информация. От вышестоящих налоговых органов поступают законодательные и нормативные акты, письма и разъяснения по отдельным вопросам налогового законодательства. От налоговых органов всех уровней идет поток информации о выявленных фактах деятельности налогоплательщиков, контролируемых данной инспекцией, и нарушениях им налогового законодательства на других территориях; о филиалах и представительствах налогоплательщиков; материалы встречных проверок, выполненных по заказу инспекции и т.п.

К другим источникам информации можно отнести письма, заявления и жалобы граждан о фактах хозяйственной деятельности предприятий и предпринимателей на контролируемой инспекцией территории; публикации в средствах массовой информации о деятельности налогоплательщиков и их рекламные объявления и т.п.

По периодичности поступления информацию, предоставляемую сторонними источниками, можно разделить на:

Периодическую,

Нерегулярную.

Периодическая информация, в свою очередь, может быть разделена в зависимости от периода поступления на:

Ежемесячную (некоторые налоговые декларации, например, по единому социальному налогу);

Ежеквартальную (бухгалтерская отчетность, декларации по большинству налогов с юридических лиц и т.п.);

Годовую (декларации о доходах граждан, сведения о доходах физических лиц и т.п.)

К информации, поступающей нерегулярно, можно отнести банковские документы на уплату налогов; информацию об открытии счетов в банках, о сделках с недвижимым имуществом и многие другие сведения. При этом нерегулярность поступления не означает маленький объем поступающих данных. Например, налоговая инспекция ежедневно получает тысячи платежных документов, однако, не существует строгой периодичности фактического перечисления средств в счет уплаты налогов каждым налогоплательщиком, соответственно, и источник этот можно отнести к разряду нерегулярных.



По степени обязательности, информационные потоки можно разделить на:

Обязательные,

Необязательные.

Обязательные информационные потоки могут быть установлены Налоговым кодексом и другими законами, указами Президента или ведомственными (межведомственными) нормативными актами.

В настоящее время основной объем информации поступает в налоговую инспекцию по следующим участкам работы:

Учет налогоплательщиков;

Камеральная проверка налоговых деклараций юридических и физических лиц.

Учет налогоплательщиков- это первый этап, первый участок налоговой работы. На этом участке налоговые органы получают первичную информацию о налогоплательщиках, включают их в свою базу данных. В дальнейшем сведения о плательщиках уточняются и изменяются в связи с изменениями, происходящими в их хозяйственной деятельности.

Налоговый контроль должен осуществляться уже на этом, первом, участке налоговой работы, иначе есть реальная угроза включения в БД ЕГРН недостоверных данных.

Вторым важнейшим источником информации для работы налоговой инспекции является камеральная проверка налоговых деклараций юридических и физических лиц.

Камеральная налоговая проверка – это проверка, проводящаяся по месту нахождения налогового органа, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Третьим важнейшим каналом получения информации налоговой инспекцией является учет поступлений в бюджет и ведение лицевых счетов.

В Налоговом кодексе РФ вопросам учета поступлений отведено сравнительно немного места. Это объясняется тем, что учет поступлений является "внутренней" работой налоговой инспекции, и сам по себе не затрагивает интересы налогоплательщиков. Главной задачей инспекторов, занятых на участке учета платежей и ведения лицевых счетов, является контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет (контроль за правильностью исчисления налогов, как было отмечено выше, осуществляется другими подразделениями инспекции). Основным инструментом такого контроля в настоящее время является лицевой счет (ЛС) плательщика.

ЛС открываются на каждое предприятие, на каждый уплачиваемый им налог, на каждый уровень бюджета (если налог подлежит зачислению в разные бюджеты).

ЛС может быть легко представлен в виде программы для обработки на ЭВМ.

Наибольшую сложность с точки зрения информатизации работы отдела учета и отчетности представляет автоматизация информационных потоков в отдел и из отдела, необходимых для заполнения ЛС и обобщения содержащейся в них информации.

Прием и обработка сведений о доходах физических лиц- это четвертый важнейший источник информации для налоговых органов.

Инспекции получают от работодателей, находящихся на подконтрольной им территории, сведения о доходах граждан, полученных ими по основному и по не основному местам работы в прошлом году.

Необходимо отметить, что мы рассмотрели только основные источники информации, используемой в работе налоговой инспекции. На них приходится примерно 80-85 процентов объема информации, используемой в налоговой работе. Остальные 15-20 процентов информации поступают из других источников, либо собираются самой инспекцией в ходе контрольной работы.

Автоматизированная информационная система «Налог». Структурная и функциональная организация автоматизированной информационной системы «Налог».

Автоматизированная информационная система «Налог» представляет собой форму организационного управления органами госналогслужбы на базе новых средств и методов обработки данных, использования новых информационных технологий. АИС «Налог» позволяет расширить круг решаемых задач, повысить аналитичность, обоснованность и своевременность принимаемых решений, снизить трудоемкость и рационализировать управленческую деятельность налоговых органов путем применения экономико-математических методов, вычислительной техники и средств связи, упорядочения информационных потоков. Цели функционирования автоматизированной информационной системы «Налог» можно сформулировать следующим образом:

· Повышение эффективности функционирования системы налогообложения за счет оперативности и повышения качества принимаемых решений.

· Совершенствование оперативности работы и повышение производительности труда налоговых инспекторов.

· Обеспечение налоговых инспекций всех уровней полной и своевременной информацией о налоговом законодательстве.

· Повышение достоверности данных по учету налогоплательщиков и эффективности контроля за соблюдением налогового законодательства.

· Улучшение качества и оперативности бухгалтерского учета.

· Получение данных о поступлении налогов и других платежей в бюджет.

· Анализ динамики поступления сумм налогов и возможность прогноза этой динамики.

· Информирование администрации различных уровней о поступлении налогов и соблюдении налогового законодательства.

· Сокращение объема бумажного документооборота.

На современном этапе развития экономики страны успех деятельности налоговой системы России во многом зависит от эффективности функционирования АИС. Автоматизированные информационные системы реализуют соответствующие информационные технологии. Автоматизированная информационная технология в налоговой системе - это совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности. Информационными ресурсами являются формализованные идеи и знания, различные данные, методы и средства их накопления, хранения и обмена между источниками и потребителями информации.

Одной из приоритетных задач налоговой службы является информатизация налоговых органов, предполагаются использование информационных технологий, создание информационных систем, эффективно поддерживающих функционирование структуры налоговых органов.

Структура АИС налоговой службы, как и структура самих налоговых органов, является многоуровневой. Существующая в стране система налоговой службы состоит из большого числа элементов. Вся система и каждый ее элемент обладают обширными внутренними и внешними связями. Для нормального функционирования системы осуществляется управление как отдельными элементами (налоговыми инспекциями), так и системой в целом. В налоговой системе процесс управления является процессом информационным. Как любая экономическая система, АИС налоговой службы имеет стандартный состав и состоит из функциональной и обеспечивающей частей.

Функциональная часть отражает предметную область, содержательную направленность АИС. В зависимости от функций, выполняемых налоговыми органами, в функциональной части выделяются подсистемы, состав которых для каждого уровня АИС «Налог» свой. Функциональные подсистемы состоят из комплексов задач, характеризующихся определенным экономиче­ским содержанием, достижением конкретной цели, которую должна обеспечить функция управления. В комплексе задач используются различные первичные документы и составляется ряд выходных документов на основе взаимосвязанных алгоритмов расчетов. Алгоритмы расчетов базируются на методических материалах, нормативных документах и инструкциях. В состав каждого комплекса входят отдельные задачи. Задача характеризуется логически взаимосвязанными выходными документами, получаемыми на основе единых исходных данных.

Обеспечивающая часть включает информационное, техническое, программное и другие виды обеспечения, характерные для любой автоматизированной информационной системы организационного типа.

Информационное обеспечение включает весь набор показателей, документов, классификаторов, кодов, методов их применения в системе налоговых органов, а также информационные массивы данных на машинных носителях, используемые в процессе автоматизации решения функциональных задач.

Техническое обеспечение представляет собой совокупность технических средств обработки информации, основу которых составляют различные ЭВМ, а также средств, позволяющих передавать информацию между различными автоматизированными рабочими местами как внутри налоговых органов, так и при их взаимодействии с другими экономическими объектами и системами.

Программное обеспечение представляет собой комплекс разнообразных программных средств общего и прикладного характера, необходимый для выполнения различных задач, решаемых налоговыми органами.

Автоматизированная информационная система налоговой службы относится к классу больших систем. К ней, как и к любой подобной системе такого класса, предъявляется ряд требований: достижение целей создания системы; совместимость всех элементов данной системы как в ее рамках, так и с другими системами, системность, декомпозиция и др. Эти требования предполагают возможность модернизации элементов системы, адаптацию их к меняющимся условиям; надежность в эксплуатации и достоверность информации, однократность ввода исходной информации и многофункциональное, многоплановое использование выходной информации; актуальность информации, хранящейся в базе данных. АИС при минимальных затратах ручного труда должна обеспечить сбор, обработку и анализ информации о состоянии объекта управления, выработку управляющих воздействий, обмен информацией как внутри системы, так и между другими системами одинакового и разных уровней. АИС должна быть оснащена таким комплексом технических средств, который обеспечивал бы реализацию управляющих алгоритмов, связь между системами, простоту ввода исходной информации, разнообразие вывода результатов обработки, простоту и технологичность технического обслуживания, совместимость всех технических модулей как в программном, так и в информационном аспекте. Существенным требованием является разработка и функционирование системы на базе имеющихся операционных систем различных типов, пакетов прикладных программ, ориентированных на обработку данных и решение функциональных задач, систем управления базами данных, обеспечивающих накопление, ведение и выдачу в обработку информации, необходимой для решения задачи пользователем или удовлетворения его информационного запроса, пакетов программ, обеспечивающих обмен информацией между системами и т.д. В информационном аспекте система должна предоставлять достаточную и полную информацию для реализации ее основных функций, иметь рациональные системы кодирования, использовать общие классификаторы информации, иметь хорошо организованные информационные файлы и базы данных, управляемые СУБД, формировать выходную информацию в форме, удобной для восприятия пользователями, и т.д.

Система управления налогообложением в Российской Феде­рации представляет собой единую централизованную структуру, построенную по принципу многоуровневой иерархической орга­низации: федерального, регионального (субъекта РФ) и местного (территориального) уровней. Эта система предполагает единство Целей, при котором локальные системы управления одного уров­ня функционируют по одной (типовой) схеме, решают идентич­ный набор задач по заранее определенной единой методологии и технологии обработки данных.

Основные задачи налоговых органов:

Анализ динамики поступления налогов по всем отслеживае­мым признакам;

Информирование органов государственной власти о поступ­лении налогов;

Совершенствование системы налогообложения (законода­тельная инициатива, методические разработки, информацион­ное обеспечение);

Информирование налогоплательщиков по вопросам налого­вого законодательства и разъяснение им системы налогообложе­ния.

Система электронного документооборота является централь­ным связующим звеном, позволяющим автоматизировать управ­ление информационными потоками и обработку циркулирую­щих документов. В результате внедрения электронного докумен­тооборота достигается комплексная автоматизация всей «бюрок­ратической» работы и документооборота, а не отдельных ее час­тей. Документы обрабатываются по заданному алгоритму в авто­матическом и/или интерактивном режиме и перемещаются по заранее определенным маршрутам.

Налоговые органы взаимодействуют с большим числом дру­гих организаций в части получения необходимой информации для своего функционирования. Для этого создается информаци­онная база налоговых органов, которая должна:

Давать налоговым органам возможность быстро разыскивать предприятия-налогоплательщики и физических лиц;

Позволять получать как стандартные отчеты, так и сводки и выборки по произвольным запросам;

Обеспечивать контроль достоверности содержащейся в базе данных информации, поступившей из различных справочников, путем ее автоматизированного сопоставления и анализа;

Оперативно получать и анализировать сведения обо всех контактах налогоплательщиков с государственными органами и банками.

В целях эффективного взаимодействия введен единый иден­тификатор предприятий и граждан в масштабе всей страны - идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), присва­иваемый налоговыми органами.



Оптимальным уровнем для хранения информации является региональный уровень, на котором наиболее эффективно реша­ются задачи по обмену информацией с территориальными и фе­деральными органами, а также задачи по защите информации. Кроме того, деятельность большинства налогоплательщиков ред­ко выходит за пределы региона.

Основная цель разработки и совершенствования информаци­онной системы налоговых органов (ИСНО) - внедрение функ­ционально полной информационной технологии, объединяю­щей все структурные подразделения на базе единой вычисли­тельной сети, интегрированной в единое информационное пространство органов государственного управления и других за­интересованных организаций (МВД, суды, таможня, казначей­ство, банки и др.). Особенностями разработки ИСНО являются:

Неустойчивость налогового законодательства и методичес­кой базы деятельности налоговой инспекции;

Многоуровневая структура объектов автоматизации, их распределейность в пространстве и сложные связи между ними;

Большой объем баз данных с их повышенным временем жизни, превышающим срок жизни оборудования;

Использование в информационной системе уже функцио­нирующих отдельных частей.

В общем случае требования к ИС налогового органа наклады­вают ограничения на выбор конкретного решения на каждом ша­ге разработки системы. Состав требований определяется видом, назначением, специфическими особенностями и условиями функционирования конкретной системы.

Учет фактических и промышленных стандартов в сфере ин­форматизации позволяет на начальном этапе ориентироваться на наиболее распространенные технические и программные реше­ния. Это в значительной мере снижает затраты на сопровождение и развитие системы обработки данных. Кроме того, расширяется круг специалистов, которые могут быть привлечены к техничес­кому обслуживанию системы, разработке и развитию приклад-

ных программных средств, что обеспечивает большую свободу наращивания мощности технических и системных программных средств.

К немаловажным требованиям к ИСНО следует отнести обес­печение информационной безопасности, под которой понимает­ся защищенность информации и прикладных программ от слу­чайных или преднамеренных воздействий естественного или ис­кусственного характера, чреватых утечкой или потерей данных. Требования по безопасности системы направлены в первую оче­редь на обеспечение доступности данных, целостности ресурсов, конфиденциальности. Безопасность ИСНО методически связана с точным определением компонентов системы, ответственных за те или иные функции, сервисы и услуги, и средств защиты дан­ных, встроенных в эти компоненты. Для ИСНО безопасность обеспечивается совокупностью компонентов, реализующих раз­личные функции защиты данных:

На уровне операционной системы;

На уровне программного обеспечения промежуточного слоя и прикладных компонентов АИС;

На уровне СУБД, при обмене в распределенных системах, включая криптографические функции;

На уровне специальных программных средств (например, средств защиты от программных вирусов);

На уровне администрирования средств безопасности.

Помимо требований к функциональной полноте ИСНО сле­дует сформулировать требования на уровне прикладного прог­раммного обеспечения, которые определят базовую ИС налого­вой инспекции и послужат отправным пунктом для перехода на единую ИС налоговых органов. Программное обеспечение должно быть обобщенным, т.е. строиться вокруг единой базо­вой модели данных. Программные средства должны проектиро­ваться таким образом, чтобы ими могли пользоваться все нало­говые инспекции.

ПО представляет собой совокупность взаимодействую­щих прикладных подсистем, решающих определенные группы функциональных задач на основе оперативных баз данных и электронного хранилища данных (рис. 3.2)

Рис. 3.2. Структура информационной системы налогового органа (ККМ – контрольно-кассовая машина)

Среди прикладных подсистем ИСНО можно выделить две ос­новные группы:

Оперативной обработки;

Поддержки принятия решений.

Первая группа подсистем ориентирована на ввод данных по налогоплательщикам, довольно интенсивную оперативную обра­ботку (поиск, относительно простые запросы, свод данных и т.п.) и хранение. Данные в подобных подсистемах актуальны в течение нескольких лет. Основные требования к таким подсистемам -высокая производительность обработки транзакций и гарантиро­ванная скоростная доставка информации при удаленном доступе к базам данных по телекоммуникациям.

Вторая группа прикладных подсистем предназначена для об­работки больших объемов данных из различных источников за большой период времени, сосредоточенных в электронном хра­нилище данных. Подсистемы поддержки принятия решений включают средства многомерного анализа данных, статистичес­кой обработки, моделирования правил, причинно-следственных связей и ситуаций и т.п.

В ИСНО предусматриваются следующие подсистемы этой группы:

Анализ и прогнозирование налоговых платежей;

Макро- имикроимитационное моделирование;

Комплексный контроль финансово-хозяйственной деятель­ности предприятий и организаций;

Выбор предприятий для выездных проверок.

Функциональный состав ИСНО обусловливается соответ­ствующими функциональными участками работ по сбору нало­гов, включающими следующие этапы:

Учет налогоплательщиков;

Прием, ввод в базу данных и камеральная проверка бухгал­терской и налоговой отчетности;

Учет поступлений в бюджет и ведение лицевых счетов нало­гоплательщиков;

Выездная налоговая проверка;

Организация хранилища данных налоговой инспекции. Этап 1. Учет налогоплательщиков. Налоговые органы полу­чают первичную информацию о налогоплательщиках, включают их в свою базу данных. В дальнейшем сведения о плательщиках уточняются и изменяются в связи с изменениями, происходящи­ми в их хозяйственной деятельности. Работа по учету плательщи­ков включает в себя выполнение ряда процедур, достаточно жестко регламентированных по формам и способам их выполне­ния, а также по срокам, в течение которых они должны быть вы­полнены.

Этап 2. Прием, ввод в базу данных и камеральная проверка бухгалтерской и налоговой отчетности. К основным особеннос­тям камеральной проверки, с одной стороны, требующим ее компьютеризации, а с другой - осложняющим этот процесс, от­носятся:

Массовый характер операций, осуществляемых налоговой инспекцией при камеральных проверках;

Массовый характер ошибок, допускаемых плательщиками при заполнении деклараций;

Жесткий срок на начисление в карточках лицевых счетов сумм налогов «по данным плательщика»;

Отсутствие или неочевидность взаимосвязи показателей форм налоговых деклараций и форм бухгалтерской отчетности;

Необходимость представления целого ряда дополнительных расчетов к декларациям «по произвольной форме»;

Обязанность плательщика подтверждать свое право на льго­ты, заявленные в декларации, первичными документами.

Свою специфику имеет камеральная проверка деклараций налогоплательщиков - физических лиц (не предпринимателей). Эта специфика связана с невозможностью проведения их выезд­ной проверки, поэтому камеральная проверка деклараций о со­вокупном доходе физических лиц проводится в две стадии. Сна­чала проверяется правильность заполнения налоговых деклара­ций, правильность расчетов и применения ставок налогов. Про­верке подвергается также обоснованность заявления налоговых льгот, наличие в приложениях к декларации всех подтверждаю­щих документов.

Затем в ходе камеральных проверок деклараций физических лиц проводится сверка данных, указанных в них, со сведениями о доходах работающих граждан, которые инспекция получают от работодателей и других источников выплат.

Этап 3. Учет поступлений в бюджет и ведение лицевых сче­тов налогоплательщиков. Специфика работы на этом этапе зак­лючается в том, что она полностью осуществляется на рабочих местах, без выхода на предприятия. Главной задачей инспекто­ров, работающих на участке учета платежей и ведения лицевых счетов, является контроль за полнотой и своевременностью упла­ты налогов в бюджет. Основным инструментом такого контроля является карточка лицевого счета (КЛС) плательщика.

КЛС является предельно формализованным документом, методика и источники информации для заполнения каждой по­зиции которого известны и четко оговорены в нормативных до­кументах. В связи с этим КЛС может быть легко представлена в виде программы для обработки на компьютере. Наибольшую сложность в аспекте информатизации работы отдела учета пред­ставляет автоматизация информационных потоков в отдел и из отдела, необходимых для заполнения КЛС и обобщения содер­жащейся в них информации.

Этап 4. Выездная налоговая проверка. Отчетность налого­плательщика проверяется для выявления допущенных им ошибок и нарушений при исчислении налогооблагаемой базы и уплате налогов. Выездная налоговая проверка сама по себе практически не поддается автоматизации. Однако это не значит, что вся работа на этом технологическом участке должна делаться вручную. С помощью вычислительной техники и программ на участке до­кументальных проверок выполняются следующие операции:

выбор объектов для проверки;

Помощь проверяющим в систематизации и группировке первичных бухгалтерских документов для выявления незавер­шенных оборотов, всех операций, осуществленных с каждым конкретным контрагентом, а также для облегчения сбора доказа­тельств и написания акта;

Отражение результатов проверки в карточках лицевых сче­тов и контроль своевременности и полноты поступления в бюд­жет доначисленных налогов, пеней и санкций.

Компьютерная система позволяет делать выборки предприя­тий из базы данных инспекции по заданным критериям, что, бе­зусловно, облегчает работу по выбору объекта для проверки, но не гарантирует того, что проверка будет результативной. Состав

критериев компьютерного отбора налогоплательщиков для доку­ментальных проверок может быть различен и меняться в зависи­мости от многих факторов. Статистический анализ больших объ­емов данных позволяет найти такие параметры налоговой декла­рации, которые соответствуют большому объему доначислений при документальных проверках. Использование этого метода позволяет с определенной степенью вероятности предсказывать даже сумму доначислений.

Этап 5. Организация хранилища данных налоговой инспек­ции. Хранилище данных - это предметно-ориентированная, ин­тегрированная, зависящая от времени, устойчивая совокупность данных, используемая в системах поддержки принятия решений. Хранилище данных интегрирует информацию, имеющуюся в ис­ходных разнородных базах данных, в единую результирующую базу данных, оптимально спроектированную для поддержки про­цесса принятия решений.

Данные хранилища характеризуют следующие свойства:

Предметная ориентация - данные организованы согласно предмету, а не приложению. В частности, для налоговой инспек­ции хранилище данных должно быть организовано по платель­щикам налогов по принципу электронного досье;

Интегрированность - данные могут поступать из разных приложений, использующих базы данных различных структур, форматов и кодировок, которые в хранилище должны быть еди­ны для соответствующих данных;

Архивирование данных - хранилище содержит данные, соб­ранные во времени. Они используются для сравнения, выявле­ния трендов и прогноза;

Неизменяемость - данные не должны обновляться или из­меняться после помещения их в хранилище, они только считываются или загружаются.

К основным категориям данных, которые располагаются в хранилище, относятся: метаданные, описывающие способы изв­лечения информации из различных источников; фактические Данные (архивы), отражающие состояние предметной области в конкретные моменты времени и обеспечивающие наибольший Уровень детализации, а также итоговые данные, полученные на основе проведенных аналитических расчетов на базе фактических данных

При построении информационного хранилища данных нало­говой инспекции учитываются следующие параметры:

Скорость загрузки;

Технология загрузки;

Управление качеством данных и поддержка различных ти­пов данных;

Масштабируемость;

Обслуживание большого числа пользователей;

Администрирование;

Средства формирования запросов.

В хранилищах необходимо обеспечить периодическую заг­рузку новых порций данных, укладывающихся в достаточно уз­кий временной интервал. Требуемая производительность процес­са загрузки не должна накладывать ограничения на размер хра­нилища. Загрузка новых данных в хранилище включает преобра­зование данных, фильтрацию, переформатирование, проверку целостности, организацию физического хранения, индексирова­ние и обновление метаданных.

В хранилище должна быть обеспечена локальная и глобаль­ная согласованность данных. В хранилищах могут накапливаться данные не только стандартных типов, но и более сложных, таких, как текст, изображения и т.п.

Хранилище данных налоговой инспекции может достигать объема нескольких сотен гигабайт. СУБД, лежащая в основе хра­нилища, не должна иметь никаких архитектурных ограничений и должна поддерживать модульную и параллельную обработку, сох­ранять работоспособность в случае локальных аварий и иметь средства восстановления.

Доступ к хранилищу данных не ограничивается узким кругом специалистов налоговой инспекции. Хранилище должно поддер­живать сотни пользователей без снижения скорости обработки запросов.

При администрировании СУБД должна обеспечить контроль за приближением к ресурсным ограничениям, сообщать о затра­тах ресурсов и позволять устанавливать приоритеты для различ­ных категорий пользователей или операций.

Пользователь должен иметь соответствующие средства фор­мирования запросов и, в частности, возможность проведения

Рис. 3.3. Источники информации для хранилища

аналитических расчетов, последовательного и сравнительного анализа, а также доступа к детальным и агрегированным данным хранилища.

Основная цель создания хранилища данных налоговой инс­пекции заключается в обеспечении целостного, объективного образа существующей реальности в сфере налогообложения. Для получения такого объективного представления в электронном информационном хранилище должны накапливаться сведения из всех возможных источников (рис. 3.3).

Всю поступающую информацию можно разбить по следую­щим основным категориям:

Регистрационные данные юридических и физических лиц -поступают от юридических и физических лиц при постановке их на учет;

Сведения об имущественном состоянии налогоплательщи­ков - поступают в налоговую службу от юридических и физичес­ких лиц, регистрационной палаты, ГИБДД и т.д.;

Информация о финансово-хозяйственной деятельности юридических и физических лиц - поступает от юридических и физических лиц, МВД и т.д.;

Информация о расчетно-платежной деятельности налого­плательщиков - поступает от банков, от юридических и физичес­ких лиц;

Результаты деятельности налоговой инспекции - поступают из соответствующих подразделений налоговой инспекции;

Нормативно-справочная информация - поступает от орга­нов государственного управления, Росстата.

На основе этих сведений возможно выявление нарушителей налогового законодательства посредством перекрестной обра­ботки информации, накапливаемой в хранилище данных, прове­дение анализа и прогнозирования налоговых поступлений, про­ведение макро- и микроимитационного моделирования, а также исполнение запросов, поступающих от региональных, террито­риальных подразделений налоговой инспекции и от государ­ственных органов управления.

Создание информационного хранилища сопровождается дос­таточно трудоемким технологическим процессом, включающим следующие последовательно выполняемые этапы:

Обследование информационных потребностей функцио­нальных подразделений налоговой службы с определением прав доступа к информации различных уровней;

Построение функциональной модели с использованием CASE-технологий высокого уровня и разработка структуры таб­лиц и баз данных с использованием CASE-технологий более низ­кого уровня и архитектуры системы управления таблицами;

Построение прототипа хранилища на выбранной системно-технической платформе;

Подключение и настройка средств и процедур поддержания баз данных в работоспособном состоянии и автоматизированно­го и ручного ввода информации в хранилище;

Наполнение хранилища данными из информационных сис­тем инспекций местного и регионального уровней, городских, федеральных и негосударственных организаций;

Подключение и настройка прикладных программ для рабо­ты с информацией хранилища с учетом прав доступа для конк­ретных рабочих мест сотрудников подразделений налоговой службы;

Выпуск инструктивных материалов для различных групп пользователей по работе с электронным информационным хра­нилищем данных.

Понятие, обозначаемое термином «информация», относится к группе общенаучных категорий и занимает важное место в различных науках. В Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация определяется как сведения о лицах, предметах, фактах


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Тема 1. Налоговая информация и информационные процессы в налоговой сфере.

  1. Информация и ее виды.
    1. Информационные процессы.
    2. Налоговая информация.
  1. Информация и ее виды.

Понятие, обозначаемое термином «информация», относится к группе общенаучных категорий и занимает важное место в различных науках. В Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация определяется как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Примеры определений понятия «информация»

Определение

Где используется

Информация – средство снижения неопределенности и риска.

В теории прибыли, по Ф. Найту

Информация – сообщения, которые уменьшают существующую неопределенность, неполноту знаний.

В теории информации, по К. Шеннону

Информация – совокупность сведений, являющихся объектом сбора, передачи, хранения и обработки.

В теории машинной обработки

Информация – та часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, т.е. в целях сохранения, совершенствования, развития системы.

В кибернетике, по Н. Винеру

Одной из важнейших разновидностей информации является экономическая информация, которая включает сведения о составе трудовых, материальных и денежных ресурсов и состоянии объектов управления на определенный момент времени. Она непосредственно связана с управлением коллективами людей, производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ и услуг.

Информация приобретает черты экономического блага и обращается в экономике как ресурс, используемый в процессе хозяйственной деятельности, а также как товар (информационные товары, услуги).

Информационный ресурс может быть определен как совокупность накопленной информации, зафиксированной на материальном носителе в любой форме, обеспечивающей ее передачу во времени и пространстве для решения научных, производственных, управленческих и других задач. Информационный ресурс имеет вид книг, журналов, файлов, фотографий, отчетов, дневников и т.д.

Информационные ресурсы характеризуются:

  • тематикой (общественно-политическая, научная, техническая, правовая, экономическая и т.д.);
  • формой собственности (государственная, муниципальная, частная);
  • доступностью (открытая, секретная, ограниченного использования);
  • формой представления (текстовая, графическая, звуковая);
  • носителем (бумажный, электронный).
  1. Свойства экономической информации.
  2. Экономическая информация отражает акты хозяйственной деятельности с помощью системы натуральных и стоимостных показателей. Поэтому используются количественные величины, цифровые значения . Это отличает экономическую информацию, например, от юридической или культурной, где дается качественная оценка.
  3. Дискретность. Экономическая информация представляет собой конечный набор числовых показателей. В экономике оперируют нормативными, плановыми, фактическими значениями различных показателей, дающих количественную оценку процессов и явлений. Эта особенность экономической информации предоставляет широкие возможности использования вычислительной техники для ее обработки.
  4. Цикличность. Для большинства производственных процессов характерна повторяемость составляющих его стадий. Следовательно, и информация, отражающая эти процессы, периодически повторяется. Это позволяет многократно использовать программы машинного счета, что значительно упрощает процесс проектирования автоматизированной обработки данных.
  5. Объемность. Качественное управление экономическими процессами невозможно без детальной информации о каждом работнике, рабочем месте, об этапах технологического процесса, поставщиках сырья и потребителях готовой продукции и т.д. Совершенствование управления сопровождается увеличением сопутствующих ему потоков.
  6. Однородность и однотипность. Относительная однородность и однотипность экономической информации позволяет получить по одним и тем же исходным данным результатную информацию для всех служб и видов хозяйственной деятельности.
  7. В процессе обработки экономической информации логические операции преобладают над арифметическими, которые сводятся, в основном, к четырем действиям.

К экономической информации предъявляются следующие требования: точность (характеризует однозначное восприятие экономической информации многими потребителями), достоверность (определяет допустимый уровень искажения как исходной, так и результатной информации, при котором сохраняется эффективность функционирования системы) и оперативность ее поступления (определяет быстроту замены устаревшей с течением времени и потерявшей ценность информации).

  1. Структура экономической информации.

Выделяют следующие структурные единицы: реквизит, показатель, документ, информационное сообщение, информационный массив, информационная подсистема и информационная система.

Информационными единицами низшего уровня являются реквизиты и показатели, служащие основаниями для составления документов и хранения в памяти машины.

Реквизит – самая простая единица, состоит из знаков – цифр и букв, имеющих смысловое значение и не поддающихся дальнейшему делению. Реквизиты подразделяются на реквизиты-признаки, отражающие качественную сторону объекта, и реквизиты-основания, отражающие количественную сторону объекта. Каждый реквизит характеризуется своим наименованием и значениями.

Реквизиты-признаки подлежат логической обработке (сортировке, группировке, поиску), реквизиты-основания – арифметической.

Сочетание одного основания и всех, относящихся к нему признаков, образует показатель – логическое высказывание, содержащее качественную и количественную характеристики отражаемого явления.

Документ является составной единицей информации, включающей множество реквизитов и дающей определенную качественную и количественную характеристики объекта, процесса, явления.

Каждая экономическая задача характеризуется определенными формами документов и содержащейся в них системой показателей.

Документ отражается на бумажных носителях. Далее в памяти машины все однородные документы (информационные сообщения) формируются в информационный файл (массив) – основную структурную единицу хранения информации в памяти компьютера при автоматизированной обработке экономических задач.

Информационные файлы имеют различное функциональное назначение. Так, выделяют файлы условно-постоянной, переменной, входной, промежуточной, результатной, архивной и другой информации. Часть файлов используется только для обработки одной задачи, другие – для нескольких задач.

Совокупность различных информационных файлов, используемых для обработки какого-либо комплекса экономических задач, организует следующую структурную единицу – информационный поток.

Несколько информационных потоков, относящихся к одной области, образуют информационную подсистему.

Как правило, создание ИС предусматривает автоматизированную обработку экономических задач разных функциональных подсистем. Выделение информационных подсистем в ИС зависит от вида деятельности объекта.

Совокупность всех информационных подсистем объекта составляет структурную единицу информации высшего уровня – информационную систему, реализующую различные функции управления.

  1. Информационные процессы.

Информационная технология – технология информационного процесса - совокупность методов, способов, приемов и средств, реализующих информационный процесс в соответствии с заданными требованиями.

Информационная технология может быть представлена как определенная последовательность управляющих воздействий технологических процессов различных видов и реализующих их средств, а также как научное описание этих процессов и способов их реализации.

Информационный процесс – совокупность процессов получения, накопления, обработки и передачи информации.

Основные виды технологических процессов, составляющих информационную технологию:

Ввод информации – совокупность действий по непосредственной передаче информации от объектов окружающей среды информационной системе.

Вывод информации – совокупность действий по непосредственной передаче информации объектам окружающей среды от информационной системы.

Представление информации – совокупность действий по преобразованию информации, обеспечивающих возможность ее восприятия пользователем или последующим процессом.

Обработка информации – совокупность действий по изменению состояния информации с целью придания ей требуемых свойств.

Запись информации – совокупность действий по переносу информации на материальные носители.

Поиск информации – совокупность действий по отбору (нахождению) информации по заданным признакам.

Сбор информации – совокупность действий по получению информации из различных источников и определению ее состояния, в том числе идентификация информации, группирование по определенным признакам и представление ее в требуемом виде.

Хранение информации – совокупность действий по поддержанию состояния информации и носителей, обеспечивающая доступность информации в течение заданного времени.

Актуализация информации – совокупность действий по обновлению, расширению, восстановлению, переструктурированию информации с целью обеспечения эффективности ее использования.

Предоставление информации – совокупность действий по обеспечению доступа к информационным ресурсам.

Тиражирование информации – совокупность действий по переносу информации на материальные носители, обеспечивающие ее точное отображение в требуемом количестве экземпляров.

Обмен информацией, коммуникация – совокупность действий по обеспечению информационного взаимодействия объектов.

Передача информации – совокупность действий по пересылке информации от источника к приемнику, не зависящая от вида информации и режимов ее обработки.

Защита информации – совокупность действий по обеспечению сохранности информационных ресурсов от внутренних и внешних угроз.

  1. Налоговая информация.

Всю поступающую в налоговые инспекции информацию можно разделить на следующие потоки:

  • сведения о юридических и физических лицах, находящихся на данной территории;
    • информация о поступлении и возврате налогов и сборов;
    • сведения о доходах, получаемых всеми находящимися на данной территории налогоплательщиками;
    • информация, необходимая для организации работы самой налоговой инспекции.

Потоки данных, циркулирующие в налоговой сфере:

а) входящая информация о физических лицах: заявление на регистрацию; идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); декларация о доходах; акт проверки расчета налога с владельцев строений и земельного налога; справки о доходах; сведения об авторских вознаграждениях; заявления, письма и жалобы граждан;

б) входящая информация о юридических лицах: устав и учредительный договор; свидетельство о регистрации, номер и дата регистрации в налоговой инспекции; сведения об источниках формирования уставного фонда; баланс и приложения к нему, информация об авансовых платежах; акты проверок налогоплательщиков налоговыми органами; справка о внесении в Государственный реестр предприятий и организаций; лицензии на право ведения той или иной деятельности; информация о наложенных штрафах и других взысканиях; письма, исковые заявления;

в) входящая информация, поступающая из банков: мемориальные ордера и уведомления; платежные поручения; выписки; инкассовые поручения; платежные извещения; отчет о кассовом исполнении бюджета; сведения об открываемых расчетных и бюджетных счетах; сведения о финансовых операциях;

г) входящая информация органов законодательной и исполнительной власти: нормативно-правовые и законодательные акты; решения, постановления, приказы, распоряжения; письма, телеграммы, разъяснения, запросы, инструкции и пр.;

д) информация оперативно-бухгалтерского учета: реестр поступлений платежей; акты сверки расчетов с налогоплательщиками; акты сверки поступлений по бюджетным счетам; отчеты, заключения, инкассовые поручения и реестр к ним;

е) информация результатов налоговых проверок: отчеты и расчеты по налогам и платежам, распределение доначисленных сумм; финансовые санкции и их распределение; справки о предоставлении деклараций; платежные извещения налогоплательщикам;

ж) информация результатов ревизий: акты ревизий; акты проверок правильности взимания государственной пошлины и подоходного налога с физических лиц; протоколы; постановления по делам об административных нарушениях; предписания о приостановлении операций по счетам в финансово-кредитных учреждениях;

з) справочная информация: отчеты о поступлениях в бюджет и о контрольной деятельности; аналитические записки и статистические таблицы; учетные и сводные сведения о налогоплательщиках; информация для вышестоящих структур и для органов исполнительной власти;

и) правовая и юридическая информация: протоколы и предписания о приостановлении операций по счетам в банковских учреждениях; протоколы и постановления по делам об административных правонарушениях; исковые заявления в суд и арбитраж.

PAGE 1

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

7054. Информационные процессы 28.73 KB
Информационный процесс - это комплекс взаимоувязанных процедур преобразования информации от момента возникновения до предоставления результатной информации пользователю. Информационный процесс реализуется путем выполнения регламентированной совокупности этапов (операций)
7138. Информационные процессы и технологии. Предмет информатики 23.27 KB
Информационные процессы сбор обработка и передача информации всегда играли важную роль в науке технике и жизни общества. Сбор информации это деятельность субъекта в ходе которой он получает сведения об интересующем его объекте. Сбор информации может производиться или человеком или с помощью технических средств и систем аппаратно. Задача сбора информации не может быть решена в отрыве от других задач в частности задачи обмена информацией передачи.
7531. Информатика и информация. Дискретная и аналоговая информация 171.29 KB
Появление информатики обусловлено возникновением и распространением новой технологии сбора обработки и передачи информации связанной с фиксацией данных на машинных носителях. В составе основной задачи сегодня можно выделить такие основные направления информатики для практического применения: архитектура вычислительных систем приемы и методы построения систем предназначенных для автоматической обработки данных; интерфейсы вычислительных систем приемы и методы управления аппаратным и программным обеспечением; программирование...
10479. Информация. Информация в информатике 44.16 KB
Что же означает это понятие А состоит оно из двух частей Это информатика в целом – наука об информации её хранении создании и преобразовании. Тогда этот предмет преподавался даже без компьютера и какихлибо технических средств и его целью было только введение в мир компьютеров и вычислительной техники и объяснение школьникам теоретических принципов обработки информации. В настоящее время с каждым годом количество получаемой нами информации увеличивается считается что за 810 лет во всем мире количество информации увеличивается в 2...
6782. Псиихические процессы - процессы, условно выделенные в целостной структуре психики 3.61 KB
Выделение психических процессов сугубо условное разделение психики на составные элементы появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на учёныхпсихологов в период становления научной психологии; также данное выделение можно связать c аналитическими тенденциями в науке XIX начала XX века. Особенность психических процессов в том что они наиболее кратковременные быстропротекающие. В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике и классификация психических процессов имеет скорее...
4922. Налоговая система РФ 63.6 KB
В современном обществе налоги являются основным источником доходов государства. Именно налоги лежат в основе доходной части бюджета любой развитой системы. Кроме фискальной функции налоги используются в качестве инструмента экономического воздействия государства на структуру и динамику общественного воспроизводства, на направления социально-экономического развития.
9293. Налоговая система государства 24.3 KB
Налоговая система государства План: Основные понятия налоговой системы Принципы построения системы Классификация налогов Основные понятия и определения системы Элементы налога Налоговая система страны – совокупность норм правил законодательных актов на основе которых происходит: взимание налогов пошлин на территории данного государства; регулирование взаимоотношений и определение полномочий сторон участвующих в процессе налогообложения. Принципы налогообложения были разработаны и...
5800. Банковская и налоговая системы США 37.26 KB
Основы финансовой системы США. Постепенно складывавшаяся на протяжении несколько веков финансовая система США последние несколько десятилетий остается самой мощной в мире. Но несмотря на все высказывания именно американский доллар продолжает оставаться свободно обращающейся во всех странах резервной валютой а самые дорогие мировые компании все еще находятся в США. Финансовая система США сложна и многообразна состоит из множества государственных федеральных и иных органов власти и управления финансовых и административных ведомств...
16086. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика 412.39 KB
Государство устанавливая налоги стремится прежде всего обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления возложенных на него задач которые реализуются посредством налогово-бюджетной политики. Задачи налоговой политики сводятся к: обеспечению государства финансовыми ресурсами; созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом; сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения. Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика Инструменты фискальной политики...
5282. Налоговая система РФ и пути ее совершенствования 30.26 KB
В рыночной экономике каждое государство широко использует налоги как регулятор некоторых отрицательных факторов рынка. В условиях перехода к экономическим способам управления быстро растет роль налогов как регулятора экономики поощрения и развития ведущих отраслей народного хозяйства через налоги государство может осуществлять качественную политику в развитии наукоемких производств и уничтожении убыточных предприятий. Эти законопроекты установили идущие в бюджетную систему налоги сборы пошлины и другие платежи определяют плательщиков...

В налоговой сфере протекают различные информационные процессы. Так, на уровне федеральной налоговой службы к ним можно отнести следующие:

Подготовка типовых отчетных форм;

Контрольная деятельность;

Методическая, ревизионная и правовая деятельность;

Аналитическая деятельность ФНС;

Внутриведомственные задачи.

Для регионального уровня характерен свой состав информационных процессов:

Регистрация предприятий;

Камеральная проверка;

Ведение лицевых карточек предприятий;

Анализ состояния предприятия;

Документальная проверка;

Ведение нормативно-правовой документации;

Внутриведомственные задачи;

Обработка документов физических лиц.

В системе налогообложения функционирует унифи­цированная система документации, которая отвечает определен­ным требованиям к форме, содержанию, порядку заполнения до­кументов. Унифицированные документы используются на всех уровнях системы. К ним можно отнести большинство документов, циркулирующих в налоговых органах, начиная от бухгалтерской отчетности и налоговых расчетов, представляемых налогоплатель­щиками в налоговые инспекции, и кончая отчетностью, состав­ляемой налоговыми органами.

Информационные потоки представ­ляют собой направленное стабильное движение документов от ис­точников их возникновения к получателям. Информационные по­токи дают наиболее полную картину информационной системы налогообложения в связи с тем, что с их помощью выявляются пространственно-временные и объемные характеристики, отража­ется динамичность информационных процессов и их взаимодейст­вие. Информационные потоки отражают организационно-функциональную структуру налоговых органов. Единицами ин­формационных потоков могут быть документы, показатели, рекви­зиты, символы. Документы и содержащаяся в них информация классифицируются:

а) по отношению к входу и выходу:

Входные (поступающие в инспекции);

Выходные (исходящие из инспекции).

б) по срокам представления:

Регламентные – документы, для которых определен срок исполнения и представления (отчеты «Структура поступлений основных видов налогов», «Недоимка по пла­тежам в бюджет» и другие статистические отчеты, состав­ляемые в налоговых органах);

Нерегламентированные – документы, исполняемые по запросам.

в) по функциональным направлениям деятельности налоговой инспекции:

Правовые и нормативно-справочные документы (законы, указы, постановления органов государственной власти и управления) и организационно-методические документы (приказы, директивы, инструкции, методики, решения коллегий ФНС и т.д.);

Документы исчисления и учета поступления налогов, сбо­ров и других платежей (лицевые счета плательщиков на­логов, банковские документы, налоговые расчеты, декла­рации);

Документы по контрольной работе инспекции (бухгалтерские отчеты, балансы, акты проверок, журналы учета контрольной работы);

Другие виды документов.

Важной составляющей внемашинного информационного обес­печения является система классификации и кодирования. В усло­виях функционирования АИС методы, способы кодирования, ра­циональная классификация номенклатур позволяют снизить объем и время на поиск информации, необходимой для решения задач, облегчить обработку информации. АИС строится на основе применения:

а) общероссийских классификаторов (Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО)...);

б) ведомственных классификаторов (банков (КБ)...);

в) системных классификаторов (идентификационных номеров налогоплательщиков (ИНН)...).

Современная система управления, как сложная система, может эффективно функционировать только при наличии достаточного информационного обеспечения. Интегрированный информационный источник системы управления -- учетно-аналитическая информация, позволяющая оценить финансовые возможности, принять эффективные управленческие решения при достижении целей управления. От того, как будет построена информационная система (в соответствии с региональными особенностями объекта управления, существующей методологией), зависит достижение цели и выполнение задач управления, а значит, и эффективность управления.

При этом важно обеспечить комплексный подход к управлению с позиций эффективной организационно-управленческой структуры налоговых органов, качественного изменения содержания функций управления, а также реализации всех форм и методов налогового администрирования и контроля.

Больший эффект достигается при создании многопользовательских банков информационных данных с выделением приоритет и разграничением прав доступа по подразделениям и индивидуальным пользователям. В этом случае производится накопление и обработка данных, поступающих от подразделений организаций в соответствии с установленными функциями, и передача информации для оценки и принятия решений на рабочие места уполномоченных на это специалистов и руководства, обеспечивает полнота и актуальность информационного банка данных без нарушения традиционных и отлаженных взаимосвязей .

Понятие информации является одним из ключевых в современной науке, её значение и ценность стремительно растут, меняются методы работы с ней. Важное практическое значение имеют качество и оперативность реализации информации.

Появление нормативного определения понятия «информация» в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», не способствовало возникновению на этой основе нормативного определения экономической, правовой, и тем более «налоговозначимой» информации.

Для того чтобы раскрыть сущность и роль информации в налоговом процессе, определить ее значимость при проведении контрольных мероприятий, необходимо определить основные критерии формирования информационных данных, классифицировать потоки поступающей в налоговые инспекции информации, а также определить основной состав участников информационный обмена в налоговой сфере .

Формирование информационных ресурсов о налогоплательщиках должно отвечать следующим критериям:

Непрерывность -- обеспечение постоянного сбора, фиксации и обработки всей поступающей в налоговый орган информации о налогоплательщиках;

Системность -- создание информационных баз данных по каждому налогоплательщику (досье налогоплательщика);

Актуальность -- своевременное обеспечение обновления информации о налогоплательщиках с учетом вновь поступающих данных из внутренних и внешних источников;

Полнота -- наличие объема информации о налогоплательщиках, достаточного для принятия правильного и обоснованного решения о целесообразности их отбора для проведения выездных налоговых проверок;

Достоверность -- предварительный анализ поступающей в налоговый орган информации на предмет ее соответствия реальному положению дел.

В целях осуществления проверки потоков поступающей в налоговые инспекции информации на условие выполнения этих критериев производится сопоставление данной информации со сведениями, полученными из иных источников; направление запросов в контролирующие и правоохранительные органы; истребование в рамках проведения камеральной налоговой проверки у налогоплательщика дополнительных сведений); получение объяснений и документов, подтверждающих правильности исчисления и своевременность уплаты налогов; организация рациональной системы обработки и хранения информации -- включении имеющейся и поступающей информации о деятельности налогоплательщиков в единую автоматизированную информа-ционную систему обработки данных налоговых органов .

Вся поступающая в налоговые инспекции информация, по мнению О.А. Мироновой, может быть разделена на следующие потоки:

1. Сведения о юридических и физических лицах, находящихся на данной территории.

2. Информация о поступлении и возврате налогов и других платежей.

3. Сведения о доходах, полученных всеми находящимися на данной территории плательщиками.

4. Информация, необходимая для организации работы инспекции .

Информационное обеспечение включает в себя: систему классификации и кодирования; унифицированную систему документации; иерархическую систему банков данных; систему защиты данных .

По способу получения учетно-аналитическая информация, используемая в налоговом контроле, может быть разделена на:

1. Информацию, собираемую самой налоговой инспекции в ходе контрольной работы;

2. Информацию, поступающую из сторонних источников.

Право налоговых органов на самостоятельный сбор информации о налогоплательщиках установлено НК РФ. Налоговые органы имеют право: получать от банков по мотивированному запросу справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность; проводить встречные проверки, если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами.

Информация, поступающая от сторонних организаций, весьма объемна и разнообразна и сама может быть классифицирована по нескольким признакам.

Так, по источникам («поставщикам») информации можно выделить информацию, поступающую: от налогоплательщиков (плательщиков сборов); налоговых агентов; банков и органов казначейства; органов власти и управления; других налоговых органов; других источников.

От банков и органов казначейства в налоговую инспекцию поступают сведения об уплаченных налогах и сборах, о возвратах и зачетах излишне уплаченных платежей, об открытии и закрытии счетов. По запросу налоговых органов банки обязаны представить развернутую информацию о движении средств по счетам неплательщиков.

От других налоговых органов в налоговую инспекцию поступает весьма разнородная информация. От вышестоящих налоговых органов поступают законодательные и нормативные акты, письма и разъяснения по отдельным вопросам налогового законодательства. От налоговых органов всех уровней идет поток информации о выявленных неправомерных действиях налогоплательщиков, контролируемых данной инспекцией, и нарушениях ими бухгалтерского и налогового законодательства на других территориях; о филиалах и представительствах налогоплательщиков; поступают материалы встречных проверок, выполненных по заказу инспекции .

По периодичности поступления информацию, представляемую сторонними источниками, можно разделить на периодическую и нерегулярную.

Периодическая информация, в свою очередь, может быть разделена в зависимости от частоты поступления:

На ежемесячную (некоторые налоговые декларации, например по единому социальному налогу);

Ежеквартальную (бухгалтерская отчетность, декларации по большинству налогов с юридических лиц и т. п.);

Годовую (декларации о доходах граждан, сведения о доходах физических лиц и т. п.).

К информации, поступающей нерегулярно, можно отнести банковские документы на уплату налогов, информацию об открытии счетов в банках, о сделках с недвижимым имуществом и многие другие сведения .

По степени обязательности информационные потоки можно разделить на обязательные и необязательные.

Обязательные информационные потоки могут быть установлены НК РФ и другими законами, указами президента или ведомственными (межведомственными) нормативными актами.

В ряде случаев обязанность налогоплательщиков по представлению информации в налоговую инспекцию установлена не НК РФ, а другими законами. Так, статьей 4 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) с использованием платежных карт» установлено, что контрольно-кассовая техника, используемая для наличных денежных расчетов с населением, подлежит регистрации в налоговых органах по месту нахождения предприятия. Из этого следует, что при покупке контролько-кассовой машины (ККМ) до ее установки в торговой точке, организация или предприниматель обязаны представить в налоговую инспекцию пакет документов, необходимый для ее регистрации. Налоговая инспекция вводит эту информацию в свою базу данных и использует при контрольной работе. Особенно важна информация о месте установки кассовой машины, поскольку именно там осуществляется реальная деятельность плательщика и 6удет осуществляться бухгалтерский и налоговый контроль.

По результатам проведенных в ходе налогового контроля проверок информация систематизируется налоговыми органами для отражения в системе внутренней отчетности. Учетно-аналитическую информацию внутреннего характера, формирующуюся в системе налогового администрирования в результате функционирования всех элементов системы (налогового планирования, налогового контроля, налогового регулирования и особенно налогового учета), О.А. Миронова предлагает условно систематизировать на четыре блока:

1. Учет налогоплательщиков;

2. Учет данных камеральных и выездных проверок;

3. Оперативный учет поступлений в бюджет и ведение лицевых счетов налогоплательщиков;

4. Прием и обработка сведений о доходах физических лиц .

Информационной базой для анализа результатов эффективности контрольно-проверочной деятельности налоговых органов служит налоговая отчетность, разрабатываемая налоговыми органами. Поскольку для полноты анализа налоговых поступлений невозможно обойтись без соответствующих статистических показателей, то необходимо также использовать и данные государственной статистической отчетности.

Налоговая отчетность, на базе которой осуществляется анализ налоговых поступлений, состоит из данных месячной, квартальной и годовой отчетности, утвержденной ФНС России, и включает в себя следующие формы:

Форма № 1- НМ «Отчет о поступлении налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему Российской Федерации» (месячная);

Форма № 1-НОМ «Отчет о поступлении налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации по основным отраслям экономики» (квартальная);

Форма № 4-НМ «Отчет о задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации и уплате налоговых санкций и пеней» (месячная);

Форма № 4-НОМ «Отчет о задолженности по налоговым платежам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации по основным отраслям экономики» (квартальная);

Форма № 1-РЕС «Отчет о прохождении реструктуризации налоговой задолженности в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 №1002» (квартальная);

Форма № 4-ОР «Отчет о результатах работы управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации (инспекций ФНС России) по взысканию задолженности по налоговым платежам» (месячная);

Форма № 5-НБН «Отчет о базе налогообложения по основным видам налогов» (квартальная);

Форма № 7-НП «Отчет по крупнейшим налогоплательщикам» (месячная);

И другие формы отчетности ФНС России (Приложение Т) .

В ходе работы отделы инспекции, осуществляющие камеральную проверку налоговой отчетности юридических лиц, получают от плательщика: налоговые декларации (расчеты по налогам); баланс и приложения к нему (бухгалтерскую отчетность); сведения об учетной политике предприятия; сведения о смене должностных лиц предприятия; актуальную информацию о счетах плательщика в банках; актуальную информацию о сфере деятельности плательщика; документы, подтверждающие право плательщика на использование заявленных в налоговых декларациях льгот по налогам; пояснительные записки и объяснения должностных лиц предприятия по вопросам его хозяйственной деятельности.

Эти документы обязательно представляются в инспекцию с периодичностью раз в месяц или раз в квартал в зависимости от категории налогоплательщика, вида налога и суммы платежей. Некоторые документы, например приказ об организации учетной политики или пояснительная записка к годовому отчету, представляются в инспекцию один раз в год.

В том виде, в котором информация представлена в установленных формах оперативного учета и внутренней отчетности налоговой инспекции, она не отвечает требованиям реализации всех функций налогового администрирования. Поэтому во всей совокупности учетно-аналитической информации, по мнению О.А. Мироновой, целесообразно выделить три ее вида:

1. Информация для составления внутренней отчетности о налогоплательщиках, налоговых поступлениях и т. д.;

2. Информация для оценки эффективности деятельности налоговых органов;

3. Информация для оценки потенциала налоговой системы региона.

Информационный обмен в налоговой сфере характеризуется особым составом участников. Субъект информационного обмена в налоговых правоотношениях - это лицо, которое обладает совокупностью потенциальных прав и обязанностей, закрепленных в законодательстве, и которое может их реализовывать в своей повседневной деятельности.

Наличие критериев, позволяющих отнести какое-либо лицо к участникам информационного обмена, дает возможность установить, какие лица и их действия подпадают под юрисдикцию соответствующей праворегулирующей нормы. При этом следует обратить внимание на то, что понятие «субъект (участник) налогового правоотношения» по своему содержанию несколько шире, чем понятие «субъект налоговых правоотношений в процессе информационного обмена». Вместе с тем, несмотря на то, что правовой статус участников налоговых отношений, регулируется всей совокупностью нормативных правовых актов о налогах и сборах, установленный статьей 9 НК РФ круг участников отношений, регулируемым налоговым законодательством, не охватывает всех реальных и потенциальных субъектов налогового права .

Развитие информационного взаимодействия между участниками налоговых правоотношений и информационного обмена в налоговой сфере становятся всё более важной фактором модернизации деятельности налоговых органов и совершенствования налоговой системы в целом. Наличие только системы государственного контроля, само по себе не является этому гарантией. Для получения максимального эффекта требуется соответствующее нормативное правовое регулирование информационных потоков в налоговой сфере, наличие действенного механизма его реализации и ответственности, а также наличие системы мотивации всех её публичных и частных субъектов.

Анализ отечественной нормативно-правовой базы, направленной на регулирование отношений в сфере качественного информационного обмена в налоговой сфере, показал, что она находится в стадии становления, а пробелы в нормативном регулировании зачастую компенсируются многосторонними соглашениями либо подзаконными актами.

Совершенствование методов обработки информации, наличие автоматизированных информационных систем и эффективный обмен информационными ресурсами между участниками налоговых правоотношений приводит к совершенно иному уровню аналитической работы. Сосредоточение в налоговых органах практически полной информации о методах ухода от налогообложения и конкретных минимизационных схемах, наличие полной сводной информации о налогоплательщике из разных источников выводят их на иной уровень информированности, и позволяют значительно повышать эффективность налогового контроля.

Поделиться