Сущность банковского регулирования и надзора в рф. Привет студент. методы регулирующего воздействия, направленного на снижение банковских рисков, включающие письменные рекомендации регулятора проблемным банкам

Кроме того, Банк России осуществляет функции банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Центральным банком проводятся периодические проверки с целью выявить прибыльность банков, убедиться в выполнении банками предписанных им правил, выявить сомнительные операции или мошенничество, заставить отказаться от сомнительных займов и избавиться от «плохих» ценных бумаг в интересах сохранения средств вкладчиков.

Банк России осуществляет регулирование деятельности коммерческих банков посредством банковского надзора.

Методы регулирования:

  • 1) выдача (отзыв) банком лицензий на совершение банковских операций, регистрация уставов;
  • 2) Определение порядка формирования банками обязательных страховых фондов;
  • 3) Установление для банков обязательных или рекомендательных нормативов:
    • - минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций;
    • - минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций;
    • - предельный размер ненадежной части уставного капитала кредитной организации;
    • - максимальный размер риска на единого заемщика или группу связанных заемщиков;
    • - максимальный размер крупных кредитных рисков;
    • - максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);
    • - нормативы ликвидности кредитной организации;
    • - нормативы достаточности капитала;
    • - максимальный размер привлеченных денежных средств (депозитов) населения;
    • - нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц;
    • - максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам);
    • - норматив риска собственных вексельных обязательств;
    • - минимальный размер резервов под высокорисковые актива;
    • - Размеры валютного, процентного и других рисков.

Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства. Надзорные и регулирующие функции осуществляются Банком России непосредственно или через создаваемый при нем орган банковского надзора, который образуется по решению Совета директоров.

Для осуществления своих функций в области банковского регулирования и надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и принимает предусмотренные законом санкции по отношениям к нарушителям. Проверки могут осуществляться уполномоченными Советом директоров, представителями Банка России, по его поручению аудиторскими фирмами. В соответствие с Федеральным законом «О Центральном банке РФ» в случае нарушения предписания Банка России, непредставления информации, предоставления неполной или ложной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф либо ограничивать проведение отдельных операций на предусмотренные сроки вплоть до отзыва у организации лицензии на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Порядок отзыва лицензии на осуществление банковских операций устанавливается нормативными актами Банка России.

В целях защиты вкладчиков Банк России вправе назначить в кредитную организацию, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, уполномоченного представителя Банка России в порядке, установленном Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». С момента создания ликвидационной комиссии или назначения арбитражным судом арбитражного управляющего деятельность уполномоченного представителя Банка России прекращается.

После отзыва у кредитной организации лицензии средства обязательных резервов в Банке России перечисляют на счет ликвидационной комиссии или арбитражного управляющего и используются в порядке, установленном законодательством.

В отношении операций коммерческих банков с ценными бумагами компетенция Центрального банка разделена Федеральной Комиссией по Ценным Бумагам (ФКЦБ РФ), Министерствами экономики и финансов России, выполняющими функции государственного органа регулирования рынка ценных бумаг.

Нормативные акты Банка России по вопросам денежного обращения, кредитования, финансирования, расчетов, кассовых операций, учета и отчетности и другим являются обязательными для банков и их клиентуры.

24. Банковский надзор и его виды

Органом банковского регулирования и банковского надзора в соответствии с ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» являетсяБанк России. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства и нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.Банковская система – это объект надзора для Банка России.Надзор – это средство обеспечения пруденциального регулирования. Это надзор в узком смысле слова, т. е. надзор за отдельными кредитными организациями как частью банковской системы.

Каждая в отдельности кредитная организация является предметом конкретного надзора со стороны ЦБ РФ. Усиление надзора за конкретной кредитной организацией может быть продиктовано общими интересами укрепления банковской системы, в частности, управлением системными рисками. Однако в этом есть и обратная сторона: кредитная организация теряет свои преимущества в системе конкурентных отношений. Информация о том, что определенная кредитная организация подвергается интенсивному надзору, может породить сомнения у ее клиентов.

Вид банковского надзора – это обусловленная объектом и предметом банковского надзора конкретная деятельность Банка России по проверке деятельности кредитной организации.

Банковский надзор можно классифицировать по нескольким критериям.

1. Общая классификация банковского надзора. В зависимости от предмета надзора следует выделитьфункциональные виды надзора, а в зависимости от субъекта – институциональные.

2. Предметная классификация банковского надзора (функциональная). Банковский надзор классифицируется в соответствии со спецификой нормативного, экономического и финансового содержания банковской деятельности, которая является предметом надзора.

3. Нормативная классификация банковского надзора. Выделяют два вида:общий (юридический) ипруденциальный (финансовый).

4. В зависимости от развития банковской деятельности кредитной организации, следует различать виды банковского надзора:

1) лицензирование банковской деятельности;

2) текущий надзор за соблюдением законов, финансовых нормативов и нормативных актов Банка России.

5. В зависимости от экономического и финансового содержания банковской деятельности различаютвалютный надзор инадзор, связанный с обслуживанием банками бюджетных счетов.

6. В зависимости от места проведения надзора текущий контроль делится на два вида: дистанционный и контактный.

Дистанционный надзор – это наблюдение за деятельностью кредитных организаций на основе представленных ею банковских и, в частности бухгалтерских документов.

Контактный надзор – это проверки деятельности кредитных организаций, проводимые представителями Банка России непосредственно в кредитной организации. Для этих целей в структуре Банка России создаются специальные подразделения – Департамент инспектирования кредитных организаций и соответствующие структуры в его территориальных учреждениях.

Из книги Банковское право автора Кузнецова Инна Александровна

39. Банковский вклад Банковский вклад– денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в кредитных организациях в целях хранения и получения дохода. Доход по вкладу выплачивается в денежной форме в виде процентов.

Из книги Мировая экономика. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

105. Банковский кредит Банковское кредитование экспорта и импорта выступает в форме ссуд под залог товаров, товарных документов, векселей. Иногда банки предоставляют крупным фирмам-экспортерам, с которыми они тесно связаны, бланковый кредит, т. е. кредит без формального

Из книги Учет и налогообложение расходов на страхование работников автора Никаноров П С

Глава IV. Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела (в ред. Федерального закона от 10.12.2003 № 172-ФЗ) Статья 30. Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела (в ред. Федерального закона от 10.12.2003 № 172-ФЗ) 1. Государственный надзор за

Из книги Банковские операции автора Шевчук Денис Александрович

Статья 30. Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела (в ред. Федерального закона от 10.12.2003 № 172-ФЗ) 1. Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела (далее – страховой надзор) осуществляется в целях соблюдения ими страхового

Из книги Путин и кризис автора Немцов Борис

Банковский контроль Ни одно современное государство не отказывается от всеобъемлющего контроля за деятельностью кредитных учреждений, усматривая в нем своеобразный публичный интерес, заключающийся в создании условий для нормального осуществления гражданского

Из книги Деньги. Кредит. Банки: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

БАНКОВСКИЙ КРИЗИС СМИ скупо сообщили о проблемах в ряде банков. Сначала власти спасали Глобэкс, Связь-банк, Собинбанк.. Потом проблемы в банковской системе приобрели тяжелый характер, и вначале власти решили помочь банковской системе выделением 1,5 триллионов рублей,

Из книги Банковское право автора Рождественская Татьяна Эдуардовна

Банковский. Предоставляется только специализированными кредитными организациями, имеющими лицензию на осуществление подобных операций от ЦБ. Заемщики – юридичиские лица, государство, местная власть, население. Ставка процента выше, чем % в коммерческом. Срок

Из книги Финансы как творчество: хроника финансовых реформ в Казахстане автора Марченко Григорий

Глава 9 Банковский надзор Нормативная база1. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности» в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ.2. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных

Из книги Страхование. Шпаргалки автора Альбова Татьяна Николаевна

6. БАНКОВСКИЙ НАДЗОР Итак, основным достижением казахстанской банковской реформы на первом ее этапе стал переход на международные стандарты по полной программе.В области консолидированного банковского надзора и аудита таковыми, как уже сказано, являются Базельские

Из книги Крутое пике [Америка и новый экономический порядок после глобального кризиса] автора Стиглиц Джозеф Юджин

78. Государственный надзор за страховой деятельностью Высокая ответственность страховщика за последствия его деятельности требует особой организации надзора государства. Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований

Из книги Идея на миллион: 100 способов начать свое дело автора Митин Юрий

Банковский кризис Прорыв пузыря на рынке жилья привел еще к одному последствию: когда выяснилось, как много американцев не могут или не хотят погашать свои кредиты, банки стали в массовом порядке объявлять о дефолтах, что привело к ослаблению кредитного рынка. Эта

Из книги О проценте ссудном, подсудном, безрассудном. Хрестоматия современных проблем «денежной цивилизации». автора Катасонов Валентин Юрьевич

66. Банковский портал Суть идеиКуда вложить собственные средства? Для начинающего инвестора больше всего подходят банковские депозиты. Однако на территории России действует свыше 600 банков, и все предлагают различные вклады с разной процентной ставкой и условиями.

Из книги Развитие лидеров. Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей автора Адизес Ицхак Калдерон

Из книги Дизайн интерьера автора Митина Наталия

Контроль и надзор P: Не бросайте все силы на решение одной-единственной задачи – это может обойтись слишком дорого.A: Закручивая гайки, вы ничего не добьетесь.E: Чтобы добиться результата, нужно отслеживать процесс. Как сказано в Талмуде: Sof tov, hakol tov – «Все хорошо, что хорошо

Из книги Экономика для любознательных автора Беляев Михаил Климович

Глава 40 Авторский надзор Авторским надзором в узком смысле дизайнеры называют присутствие автора проекта интерьера на стройплощадке для контроля работы строителей и соответствия выполняемых работ проекту. Дизайнер должен проверять, все ли перегородки установлены на

Из книги автора

Надзор и регулирование Центральный банк. Большинство нормально работающих банков стремится к сохранению своего места на рынке банковских услуг, первым и непременным условием чего является обеспечение финансовой устойчивости. Несмотря на такое желание самого банка

Совокупность мероприятий, реализуемых ЦБ РФ для контроля деятельности коммерческих кредитных организаций.

В ходе регулирования уполномоченное лицо проверяет:

  • соблюдение финансовыми структурами положения законодательства;
  • выполнение экономических нормативов;
  • корректность отражения информации о материальном положении в учете и отчетности.

Законодательные положения о надзоре

Согласно ст. 56 ФЗ-86, принятого в 2002 году, банковский надзор в России — обязанность Центробанка. Регулятор анализирует работу кредитных организаций, контролирует соблюдение ими положений законодательства и обязательных нормативов.

Контрольные функции регулятора реализуются через специально созданный орган — Комитет банковского надзора. Руководителя выбирают из членов совета директоров ЦБ.

Банковский надзор следит за:

  • соблюдением правил проведения банковских операций;
  • выполнением нормативов по формированию резервов, выданным кредитам и достаточности собственного капитала;
  • соблюдением ограничений по величине принимаемых финансовых рисков.
Согласно положениям 86-ФЗ, у Банка России нет полномочий для вмешательства в деятельность коммерческих кредитных организаций, осуществлять управление ими или оценивать целесообразность совершаемых операций. Его задача сводится к контролю соблюдения норм законодательства, выявлению нарушений и установлению ответственности за них.

Виды банковского надзора

В зависимости от направления работы регулятора надзор делится на две категории:
  • Правовую — это контроль исполнения банками положений действующих законов, инструкций ЦБ РФ.
  • Пруденциальную — проверка исполнения обязательных нормативов. Алгоритмы их расчета подробно описываются в инструкциях ЦБ.
В зависимости от места осуществления надзор может быть двух видов:
  • Дистанционный — ЦБ выполняет контрольные функции посредством удаленного запроса финансовой отчетности, документов, подтверждающих правомерность совершения тех или иных операций.
  • Контактный — работники Центробанка выезжают в проверяемую кредитную организацию, для изучения документации на месте.
В зависимости от направления деятельности финансовой структуры надзор осуществляет:
  • проверку выполнения показателей ликвидности;
  • контроль проведения операций с иностранной валютой;
  • надзор за обслуживанием бюджетных средств;
  • анализ баланса.
Разные виды контроля используют для достижения единой цели — управления рисками в банковской системе страны, недопущения злоупотреблений и мошенничества.

Методы банковского надзора

Существуют следующие методы надзора ЦБ за коммерческими банками:
  • Нормотворческая деятельность — разработка подзаконных актов, положения которых обязательны для соблюдения финансовыми структурами.
  • Административный метод — принятие решений о выдаче лицензий на ведение банковской деятельности или их отзыве за допущенные нарушения.
  • Проведение денежно-кредитной политики — например, определение ключевой ставки, которая влияет на стоимость заемных средств.
  • Реализация надзорных мероприятий — анализ отчетности банков, проверка легитимности операций, запрос документов.
  • Регулирующая деятельность — подготовка письменных рекомендаций для проблемных банков, проведение консультаций по вопросам применения законодательства на практике.
По отношению к кредитным организациям, не соблюдающим законодательные нормы, ЦБ вправе использовать санкции. Это запрет на совершение операций определенного вида, наложение штрафа (до 1% от уставного капитала), изменение нормативов на шестимесячный срок, принятие решения о санации финансового учреждения, а в некоторых случаях — отзыв лицензии.

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Федеральное государственное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

Волжская государственная академия водного транспорта

Кафедра «Финансы и кредит»

Дисциплина «Д.К.Б.»

Курсовая работа

Тема № 9. «Банковский надзор в Российской Федерации».

Выполнила: студентка группы Ф-35

Костюкова К.Е.

Проверила:

Софронова Валентина Вячеславовна

Н. Новгород, 2010

Введение……………………………………………………………………3

1.Органы банковского надзора. Их функции иполномочия…….............4

2.Организация и виды надзора……………………………………………7

3.Политика и решения Базельского комитета по международному банковскому надзору………………….......................................................19

Заключение…………………………………………………………………23

Список используемой литературы……………………………………...25

Практическая часть……………………………………………………….26

Приложения……………………………………..………………………...32

Введение

Центральный банк Российской Федерации - высший орган банковского регулирования и контроля деятельности коммерческих банков и других кредитных учреждений.

Государство в лице Центрального банка осуществляет наблюдение и контроль за устойчивостью каждого банка и всей банковской системы.

Надзор - форма деятельности различных государственных органов по обеспечению законности.

Банковский надзор-это надзор в банковской сфере. Организация банковского надзора основывается на национальной законодательной базе и рекомендациях международных банковских комитетов.

Банк России осуществляет пруденциальное регулирование и пруденциальный банковский надзор. Данный вид банковского регулирования и банковского надзора направлен на снижение риска банковских операций посредством установления специальных финансово-правовых средств.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банком России устанавливаются обязательные нормативы - финансово-правовые требования публичного характера, регулирующие отношения по поводу банковских рисков и направленные на поддержание кредитной организацией определенных показателей финансово-кредитной деятельности. Банковский надзор направлен на обеспечение устойчивости банковской системы и представляет собой определенные формы воздействия на кредитные организации, гарантируя реализацию финансово-правовых норм в части регулирования банковской деятельности и создавая тем самым предпосылки для становления развитой банковской системы.

Целью данной курсовой работы является выявление проблем и перспектив развития банковского надзора в России.

    Органы банковского надзора. Их функции и полномочия.

Основной целью банковского регулирования и надзора в России, как и в других странах, является поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Банк России, являясь важнейшим элементом банковской системы страны, оказывает большое воздействие на функционирование и жизнедеятельность государства и общества.

Центральный банк обладает особой правосубъектностью по сравнению с другими юридическими лицами. Его особый правовой статус связан с двойственностью публичных и частных интересов в осуществлении банковской деятельности. С одной стороны, в экономической системе Центральный банк выступает в роли органа государственной власти, осуществляющего от лица государства экономическую политику, с другой - роли обычного субъекта коммерческой деятельности. Таким образом, совмещая черты учреждения публичного права и частноправовой организации, он обладает особым юридическим статусом, который не сводится к известным российскому гражданскому праву организационно-правовым формам. В то же время он занимает особое положение в системе властных структур Российской Федерации. В пределах полномочий, предоставляемых ему Конституцией РФ и федеральными законами, он относительно независим в своей деятельности. Финансово-правовой статус Центрального банка (Банка России) - это правовое положение Банка России в финансовых правоотношениях с его участием, содержание которого выражается совокупностью финансово-правовых прав и обязанностей, направленных на выполнение поставленных перед ним целей и функций.

Финансово-правовой статус Банка России устанавливается и регулируется исключительно законодательством федерального уровня, что соответствует ст. 71 Конституции РФ, относящей федеральные банки к предмету исключительного ведения Российской Федерации. Таким образом, правоотношения с участием Банка России не могут регулироваться подзаконными нормативными актами (кроме актов самого Центрального банка), а также нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Центральный Банк Российской Федерации является единственным органом, осуществляющим регулирование и надзор за банковской деятельностью. При этом, конечно же, следует помнить, что определенными контрольными полномочиями в отношении кредитных организаций располагают и другие органы – например, министерство РФ по антимонопольной политике в части соблюдения положений антимонопольного законодательства при реорганизации кредитных организаций, приобретении акций (долей участия) кредитных организаций, государственной регистрации кредитных организаций; Комитет по финансовому мониторингу России в части деятельности, направленной на предотвращение отмывания денег.

Основные функции банковского надзора:

1. изучение юридических вопросов деятельности банка и соблюдение им устава и лицензии;

2. проверка соблюдения кредитной организацией позиций банковской лицензии;

3. анализ баланса и отчетности банка;

4. изучение динамики отдельных показателей банковской деятельности и перспектив развития банка;

5. проверка решений органов управления;

6. проверка работы ревизионной комиссии;

7. анализ договорных отношений кредитной организации с клиентами, вкладчиками, дебиторами;

8. анализ способов размещения собственных и временно привлеченных средств, проверка выполнения обязательств по договорам (кредиты, депозиты, конвертация, валютные операции, ценные бумаги);

9. проверка управления рисками;

10. проверка формирования резервов;

11. проверка гарантий;

12. проверка обоснованности и законности формирования доходов;

13. изучение договоров и причин потерь по отдельным видам деятельности

Главной функцией ЦБР выступает надзор за негосударственными банками и поддержание стабильности и надежности банковской системы в целом.

Структура Комитета банковского надзора представляет собой следующий состав:

1. Председатель Комитета.

2. Заместители председателя Комитета.

3. Департамент банковского регулирования и надзора.

4. Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций.

5. Департамент валютного регулирования и валютного контроля.

6. Юридический департамент.

7. Главная инспекция кредитных организаций.

8. Главное управление безопасности и защиты информации.

9. Московское главное территориальное управление Банка России

Комитет объединяет структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций. Он рассматривает проекты нормативных актов Банка России, введение которых может повлиять на достижение целей банковского регулирования и банковского надзора, установленных законодательством РФ, и/или на выполнение Банком России функций органа банковского регулирования и банковского надзора.

2.Организация и виды банковского надзора

Можно выделить следующие виды контроля за деятельностью коммерческих банков: государственный, ведомственный и независимый контроль.

1.Государственный контроль за деятельностью коммерческих банков выражается действующей системой банковского законодательства. Все банки функционируют в рамках принятых законодательными органами законов, регламентирующих деятельность Центрального банка, коммерческих банков и кредитных учреждений.

2.Ведомственный контроль включает надзор за деятельностью коммерческих банков со стороны Центрального банка страны. Задачи, цели и границы ведомственного контроля определены соответствующими законодательными и нормативными актами.

3.Независимый контроль - это контроль, осуществляемый независимыми вневедомственными организациями, т. е. аудиторскими фирмами.

Правовые основы организации контроля и надзора определены законами РФ "О Центральном банке Российской Федерации" и "О банках и банковской деятельности в Российской Федерации". Закон о Центральном банке Российской Федерации предусматривает необходимость осуществления надзора за соблюдением банками установленных экономических нормативов и контроля за правильным применением ими законодательства о банковской деятельности, назначать и осуществлять проверку выполняемых банками операций, поручать проведение таких проверок аудиторским организациям. В Законе о банках и банковской деятельности в Российской Федерации указывается, что, во-первых, надзор за деятельностью коммерческих банков осуществляет Банк России, во-вторых, предусматривается обязательная ежегодная аудиторская проверка. Таким образом, законы, регламентирующие деятельность Центрального банка и коммерческих банков, определили органы надзора и обязательный независимый контроль за деятельностью банков.

Коммерческие банки для повышения надежности и обеспечения качества работы организуют и осуществляют внутрибанковский контроль или внутренний аудит. Внутренний аудит можно рассматривать как систему мер безопасности банка для обеспечения защиты интересов вкладчиков, сохранения и достижения конкретных результатов в деятельности банка. Он включает совокупность планов банка, методов и процедур, применяемых внутри него для защиты активов, увеличения прибыли, обеспечения четкого выполнения указаний руководства банка.

При проведении внешнего аудита обязательно определяется наличие системы внутреннего контроля и эффективности ее функционирования.

Система банковского надзора обычно включает:

Типы банковских учреждений, подлежащих надзору;

Процедуру выдачи лицензий на совершение банковских операций;

Стандарты бухгалтерского учета, банковской и статистической отчетности;

Порядок аннулирования лицензий на банковскую деятельность или ограничения банковских операций;

Обязательность аудиторских проверок;

Порядок назначения временной администрации по управлению банком;

Объявление банков неплатежеспособными.

Банковский надзор осуществляется в виде :

Лицензирования;

Контроля за экономическими нормативами;

Инспекции и ревизии деятельности банка.

Контроль за деятельностью банков органы надзора осуществляют также путем организации проверок на местах. Комплексная проверка проводится в срок не более 30 дней и предусматривает проверку всех основных операций банка, своевременность завершения операционного дня и составление ежедневного баланса. Комплексной проверке подлежат все банки не реже одного раза в два года.

Некомплексная проверка ограничена сроком до 15 дней и затрагивает отдельные сферы, области деятельности банка, обычно те, где вероятность нарушений наибольшая.

По результатам проверки составляется акт в 3-х экземплярах, каждый из которых подписывается руководителем проверки, руководителем и главным бухгалтером проверяемого банка и другими должностными лицами. Один из экземпляров акта передается руководству проверяемого банка.

Как орган управления кредитной системой государства Банк России осуществляет функции банковского регулирования и надзора.

Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы РФ и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Регулирующие и надзорные функции Банка России осуществляются через действующий на постоянной основе орган - Комитет банковского надзора , объединяющий структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций. Структура Комитета банковского надзора утверждается Советом директоров. Руководитель Комитета банковского надзора назначается Председателем Банка России из числа членов Совета директоров.

Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации. Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, а также требовать разъяснений по полученной информации.

В то же время Центральный банк РФ не вправе:

    требовать от кредитных организаций выполнения несвойственных им функций;

    требовать предоставления не предусмотренной федеральными законами информации о клиентах кредитных организаций и об иных третьих лицах, не связанной с банковским обслуживанием указанных лиц;

    устанавливать прямо или косвенно ограничения на проведение операций клиентами кредитных организаций;

    обязывать кредитные организации требовать от их клиентов документы, не предусмотренные федеральными законами.

В целях осуществления регулирующих и надзорных функций Банк России уполномочен принимать решение о государственной регистрации кредитных организаций. Центральный банк РФ ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций и выдает им лицензии на осуществление банковских операций.

Кредитные организации приобретают статус юридического лица с момента их государственной регистрации. Сообщение о государственной регистрации кредитной организации публикуется в «Вестнике Банка России». Лицензия на осуществление банковских операций выдается кредитной организации после ее государственной регистрации и без ограничения сроков действия.

Кредитной орган изации могут быть выданы следующее лицензии:

    на осуществление банковских операций со средствами в рублях без права или с правом привлечения во вклады денежных средств физических лиц;

    на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте без права или с правом привлечения во вклады денежных средств физических лиц;

    на осуществление операций с драгоценными металлами.

Кредитная организация может получить и генеральную лицензию , которая выдается банку, уже имеющему лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте. Генеральная лицензия не расширяет круг выполняемых банком операций, а предоставляет право в установленном порядке открывать филиалы, представительства и дочерние организации на территории иностранного государства и приобретать доли в уставном капитале иностранных банков.

В целях обеспечения финансовой устойчивости кредитных организаций Центральный банк РФ устанавливает обязательные экономические нормативы.

Обязательные нормативы - это методы управления денежным оборотом и регулирования деятельности кредитных организаций и производимых ими банковских операций.

К обязательным нормативам отнесены :

    минимальный размер уставного капитала для создаваемых кредитных организаций, размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций в качестве условия создания на территории иностранного государства их дочерних организаций и открытия их филиалов, получения небанковской кредитной организацией статуса банка, а также получения кредитной организацией статуса дочернего банка иностранного банка;

    предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации. Такой размер имущественных (неденежных) вкладов в уставной капитал, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала кредитной организации, устанавливает Центральный банк РФ;

    максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков. Данный норматив устанавливается в процентах от размера собственных средств (капитала) и не может превышать 25 процентов размера собственных средств (капитала) кредитной организации. При определении максимального размера риска учитываются вся сумма кредитов кредитной организации, выданная одному заемщику или группе связанных заемщиков, а также суммы гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией заемщику или группе связанных заемщиков;

    максимальный размер крупных кредитных рисков. Крупным кредитным риском является сумма кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента, превышающая 5 процентов собственных средств (капитала) организации (банковской группы). Максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 800 процентов размера собственных средств (капитала) кредитной организации;

    нормативы ликвидности кредитной организации. Ликвидность - способность обеспечить своевременное выполнение долговых обязательств, платежеспособность. Нормативы ликвидности кредитной организации определяются как отношение ее активов к пассивам с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов, а также отношение ее ликвидных активов (наличных денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и других легкореализуемых активов) к суммарным активам;

    нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц. Эти нормативы определяются как выраженное в процентах отношение сумм инвестируемых и собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы). Размер норматива использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц не может превышать 25 процентов размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы);

    максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией своим участникам (акционерам). Максимальный размер определяется в процентах от собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы) и не может превышать 50 процентов.

К обязательным нормативам относятся также нормативы достаточности собственных средств (капитала), размер валютного, процентного и иных финансовых рисков, минимальный размер резервов, создаваемых под риски. Банк России уполномочен устанавливать дополнительные обязательные нормативы для отдельных видов организаций (например, для организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием). Кредитные организации не имеют права изменять установленные для них Центральным банком РФ обязательные нормативы. В соответствии со ст. 15.26 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение кредитной организацией установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований.

Для осуществления своих функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные законодательством санкции по отношению к нарушителям.

Проверки могут осуществляться уполномоченными представителями (служащими) Банка России в порядке, установленном Советом директоров, или по поручению Совета директоров аудиторскими организациями. Уполномоченные представители (служащие) Банка России имеют право получать и проверять отчетность и другие документы кредитных организаций (их филиалов), при необходимости снимать копии с соответствующих документов для приобщения к материалам проверки. Порядок проведения проверок кредитных организаций (их филиалов), в том числе определение обязанностей кредитных организаций (их филиалов) по содействию в проведении проверок, определяется Советом директоров.

В случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев.

В случае неисполнения в установленный срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

    взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1 процента размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента минимального размера уставного капитала;

    потребовать от кредитной организации:

    осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ее активов;

    замены руководителей кредитной организации, перечень должностей которых указан в ст. 60 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

    осуществления реорганизации кредитной организации;

изменить на срок до шести месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;

ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;

назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев. Порядок назначения и деятельности временной администрации устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России;

ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;

предложить учредителям (участникам) кредитной организации, которые самостоятельно или в силу существующего между ними соглашения, либо участия в капитале друг друга, либо иных способов прямого или косвенного взаимодействия имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов.

Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Порядок отзыва лицензии на осуществление банковских операций устанавливается нормативными актами Центрального банка РФ.

В целях защиты интересов вкладчиков и кредиторов Банк России вправе назначить в кредитную организацию, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, уполномоченного представителя Банка России. В период деятельности уполномоченного представителя Банка России кредитная организация вправе осуществлять разрешенные ей федеральными законами сделки только по согласованию с уполномоченным представителем Банка России в порядке, установленном Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».

После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация должна быть ликвидирована в соответствии с требованиями статьи 23.1Федерального закона «О банках и банковской деятельности», а в случае признания ее банкротом - в соответствии с требованиями Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Поделиться