Влияние православия на экономику стран мира. Ванюкова И.А. Влияние религиозных ценностей на экономику и её развитие

Введение

Глава I. Общая характеристика мировых религий в современном мире

1.1 Религия

1.2 Виды религий

1.3 Влияние религии на различные сферы жизни

Глава II. Влияние религии на экономику отдельных стран мира

2.2 Россия

2.3 Япония

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

религия христианство экономика вероучение

Введение

К концу второго тысячелетия современной цивилизации все пять миллиардов живущих на земле людей верят. Одни верят в Бога, другие - в то, что Его нет; люди верят в прогресс, справедливость, разум. Вера является важнейшей частью мировоззрения человека, его жизненной позицией, убеждением, этическим и нравственным правилом, нормой и обычаем, по которым - точнее, внутри которых - он живёт: действует, мыслит и чувствует.

Наблюдая и осмысливая окружающий мир и себя в нём, человек понял, что его окружает не хаос, а упорядоченное мироздание, подчиняющееся так называемым законам природы. Не требовалось особой проницательности, чтобы понять: изменить эти законы, установить другие человек не в силах. Лучшие умы во все времена бились над попыткой разгадать тайну и смысл жизни на земле, отыскать ту безликую, таинственную силу, которая обнаруживает своё присутствие в мире через связь вещей и явлений; именно она выделила человека из природного мира. Для обозначения этой силы человек придумал тысячи имён, но суть их одна - это Бог.

На данном этапе нашего развития существует множество религий и религиозных институтов. Но все они влияют на различные сферы жизни и деятельности человека. Историки, политологи, экономисты трактуют религию как один из факторов, определяющих успех или крах различных обществ. Многие ученые в наши дни изучают влияние религии на человека, в том числе и на экономическую деятельность.

Связь между религией и экономической деятельностью человека существует с древнейших времен. Религия оказывала и оказывает активное воздействие на поведение верующих в сфере экономики и производства, на отношение к труду. Об этом свидетельствует опыт всех мировых религий. Экономического успеха добивались те общества и страны, где различные религии своими специфическими средствами стимулировали экономическую деятельность, создавая соответствующие нравственный фон, трудовую этику и нравственные нормы. Она может запрещать своим последователям жульничать и нарушать обещания, что, казалось бы, должно способствовать развитию экономики: купцы не будут обвешивать и обсчитывать, должники - скрываться от кредиторов. В то же время эта самая религия может объявить обогащение греховным и возвести смирение плоти в высший идеал. В общем, открывается огромный простор для интерпретаций, в чем состоят настоящие католические, мусульманские, православные, иудейские ценности.

Есть множество исследований, посвященных тому, как религия влияет на экономику. Межстрановые сравнения показывают, что, во-первых, религиозность граждан (например, частота посещения церкви) благотворно влияет на экономическое развитие, а во-вторых, что эффект этот проявляется по-разному для разных религий. При этом предполагается, что религиозные ценности, как и вообще принадлежность к определенной религии, - это нечто неизменное, одна из базовых составляющих нашей идентичности. В истории, правда, были случаи массовой смены конфессиональной принадлежности, например Реформация в Европе или массовое обращение в христианство жителей колонизированных европейцами территорий в Африке, Латинской Америке, Сибири. Так или иначе, на бытовом уровне мы подразумеваем, что уж если вырос человек, например, в мусульманской семье, то, что бы он ни делал - перестал ходить в мечеть, получил светское образование, переехал в другой город, - его система ценностей все равно останется мусульманской.

Итак, целью моей работы является проверка взаимосвязи между религиозностью населения и их отношением к новым экономическим ценностям, на примере отношения верующих к организации труда и важным аспектам этой сферы человеческой деятельности. Я смогу выяснить, есть ли взаимосвязь между верой и новыми ценностями, на примере другой сферы. Помимо этого, мне предстоит выяснить правильность предпосылки о том, что верующие в основном представляют социально незащищенный слой населения.

Моя цель, таким образом, разбивается на три задачи:

1.Проверить связана ли религиозность населения и отношение к новым экономическим ценностям, в сфере работы.

2.Проверить связана ли религиозность и социальный статус человека.

Проанализировать литературу и источники по этой теме.

Затем я приведу примеры различных стран, в которых на экономическое развитие повлияла религия.

Объектом моей работы является религия, а предметом - зависимость экономики от вероисповедания. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и приложения.

Глава I. Общая характеристика мировых религий в современном мире

1.1 Религия

Религия - одна из форм общественного сознания, обусловленная верой в существование сверхъестественного (в сверхъестественную силу или личность). Эта вера - основной признак и элемент любой религии, которую представляют верующие.

Религия представляет собой искаженное, фантастическое отражение действительности. Идеологи пытаются доказать, что религия вечна, что религиозное чувство присуще человеку от природы. На самом же деле религия возникла лишь на

Тот, кто любит Бога, не может более любить человека, он потерял понимание человеческого; но и наоборот: если кто любит человека, поистине от всего сердца любит, тот не может более любить Бога.

И Достоевский, и Ницше были убеждены в том, что человек на определенном этапе истории выбрал неправильные ориентиры для собственного развития, что он скорее деградирует. К этой проблеме оба мыслителя подходили с глубоким психологизмом. И Достоевский, и Ницше принадлежат к экзистенциалистскому направлению. Этот вывод можно сделать из постановки вопроса свободы в трудах русского классика (приверженца религиозной мысли) и немецкого нигилиста (приверженца атеистического направления). Они желали улучшения человечества, вот только каждый предлагал свой путь Влияние христианства на экономику. Достоевский считал, что общество нужно строить на основе христианской общины, а Ницше – на воспитании в человеке только тех качеств, которые нужны для его личного «выживания» в социуме и природе. Взгляд Фридриха Ницше на христианство диаметрально противоположен убеждениям Федора Достоевского. В своём труде «Антихрист» Ницше утвердил «первую заповедь»: «Пусть гибнут слабые и уродливые!», добавляя при этом, что наихудшее из зол – это сострадание, которое лежит в основе христианской морально-этической системы. Это мнение оппозиционно по отношению к идее деятельной любви Достоевского, которая была развита в романе «Братья Карамазовы». Писатель утверждает, что сострадание помогает исцелять души людей и объединять их в одно целое.

Достоевский полагал, что человек ищет свободу не там, что она состоит не в достижении богатства, социального статуса и прочих атрибутов светской жизни. Она внутри человека, и с помощью веры он способен её найти. Ницше же отвергает путь Достоевского. Для него верный для человечества способ эмансипации – удовлетворения желаний, избавление общества от всего, что может противоречить инстинктам человека. И, вне всякого сомнения, стратегия Ницше ведет как раз к деградации личности, а не её развитию. Ведь человек, совершенно свободный от догм и навязанных обществом основ, становится скорее животным. Ницше писал, что христианство отображает «ненависть к реальности», но как могут представители веры, построенной на любви, ненавидеть то, что, по их мнению, создано Богом. Следующий выпад состоит в том, что христианство – религия слабых людей, которые боятся боли и безропотно принимают мир, обиды и зло, им причинённые. Но если христиане боятся боли, то что же такое посты, аскетизм, если не физические лишения. Ещё один упрёк – боязнь изменить мир. Однако разве деятельная любовь - это не орудие для изменения мира? Да, пусть христиане принимают обиды от окружающих и не отвечают им той же монетой, но вся причина в желании собственным примером показать низость обидчика и ошибочность его позиции.

Ницше упрекал христиан в том, что они боятся разграничения, но вот только мысль христианства не в уравнении всех и вся, а в объединении на основе равенства людей перед Богом. Ницше отмечал, что согласно христианству, можно достигнуть рая только через бедность в этом мире, и следовательно, эта религия является отражением желаний слабых и угнетённых. Достоевский же писал, что человек способен стать свободным, ограничивая свои желания до минимума, - в этом состоит принципиальная позиция, а бедность здесь ни при чём. Влияние христианства на экономику Если кто-то беднее тебя, то ему следует помочь из справедливости. Далее Ницше говорит, что вера заключается только в следовании за «жрецом» и церковь этим пользуется. Но здесь, возможно, уместно отметить, что как раз православная церковь никогда не была сверхгосударственной надстройкой и не довела над светской властью. Немецкий философ справедливо обвиняет религию в консервировании мыслей человека, их ограничении. Но у Достоевского есть верный ответ на такое обвинение – христианство даёт свободу выбора человеку, но вот только с последующей ответственностью за это.

Можно дальше продолжать игру: вопрос Ницше – ответ Достоевского. Взгляды первого являются, с точки зрения автора, однобокой негативной реакцией на западное христианство. А второй посредством собственного осмысления христианского учения отстаивал общечеловеческие ценности. Влияние христианства на экономику

Для того, чтобы воспитание детей было успешным, надо, чтобы воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя.

Из истории можно привести ряд примеров, как положительного, так и отрицательного характера - о влиянии религии на экономику какой-то страны, ее роли, а также путях взаимодействия с государственными и общественными структурами.

Вначале хотим сказать пару слов о современной экономике и о том, что именно она, из себя представляет, о ее терминах и понятиях...

Сам термин "Экономика" говорит о том, что в основе лежит экономия. Иными словами: Экономика должна заниматься тем, что способствует максимально эффективному развитию человека при минимальных затратах. На деле все выглядит несколько, правильнее будет сказать - совсем иначе. Мы имеем развитие с точностью до наоборот и, в итоге, развитие как таковое сводится к увеличению потребления ресурсов.

Взять, к примеру, производство кастрюль. Оно заинтересовано в том, чтобы произвести как можно больше товаров и реализовать их. Но у производства кастрюль есть смежники, поставщики сырья, материалов, которые в свою очередь, так же тяготеют к увеличению производства.

Взвешивая все это, суммируя в одно целое, получаем некий продукт - кастрюлю. Следующий вопрос: Сколько кастрюль нужно на душу населения? Согласитесь, вполне может случиться так, что спустя короткое время кастрюли уже будут не нужны.

В итоге нам придется перестраивать производство. Это связано с колоссальными затратами. Но есть иной выход - сократить срок службы кастрюли. Кстати, это позволит значительно снизить себестоимость нашей кастрюли за счет использования менее качественных материалов и сырья.

И все бы ладненько, но на деле ведь совсем иначе: снижая качество продукции мы увеличиваем ресурсного потребление: больше кастрюль - больше ресурсов выкачиваем из планеты. А еще и отходы...

Это касательно производства. Теперь посмотрим на социальные институты, которые общество ревностно охраняет. Взять, к примеру, институт здравоохранения.

С точки зрения самой экономики, современному здравоохранению очень выгодно, а стремиться оно именно к выгоде, чтобы вы всю свою жизнь болели. Не важно, чем, а важно, чтобы постоянно.

Ведь так вы будете тратить свои кровные на лекарства, врачей, больницы и т.д. Здоровый человек - вы совершенно бесполезный. Мертвый то же. Медленно умирающий, как раз в самый раз.

Вы только вдумайтесь - за что получает заработную плату врач? За то, что он лечит пациентов. Вполне логично представить, - чем больше пациентов, тем больше заработок.

И наоборот: чем здоровее народ, тем меньше заработок врача. А еще и целая когорта народу во главе с министром здравоохранения, директорами фармацевтических фирм, аптек, складов и прочее.

Можно рассмотреть иной институт, скажем, образование. Здесь экономика так же играет не свойственную ей роль. Спрашивается, - зачем тратиться на образование массы людей, когда выгоднее обучить единицы?

Так можно пройтись по всему спектру жизнедеятельности человека. А взять дорожное строительство, а энергетику? Выгоднее качать нефть, а не устанавливать ветряки; нам не нужна солнечная энергия, нам нужен природный газ!

Вернемся к самой экономике

Современная экономика представляет собой не что иное как религию со всеми вытекающими последствиями: здесь и соответствующая атрибутика, и догматы, и предписания, и правила, и писанные законы и т.д. и т.п..

Она существует исключительно ради самой себя, принуждая людей, общество гнуть спины ради ее процветания. И это вместо того, чтобы всячески помогать человеку в его развитии, обслуживая это развитие.

Спросите: А в чем же причина такого отклонения, если не сказать хуже - ухода с правильного пути? Фактически, экономика сегодня заняла несвойственное ей место господа человеческого общества.

Но по сути она ведь Богом не является, - это люди возвеличили ее придав соответствующий статус. И теперь они вынуждены любить ее, лелеять ее, растить ее, заботиться о ней, приносить ей жертвы.

Все дело в том, что люди перестали руководствоваться Господом Богом, Творцом всего и человека в том числе, они забыли о сущем Господе Боге, Творце променяв его, на выдуманного самими собой. Люди ведут себя словно дети, которые позабыли об отцовских наставлениях и вообще, забыли о существовании Родителя.

В отношении развития и экономики Божья наука дает полное представление - как правильно, что для этого нужно. Вопрос в другом: Кто ж знает Божью науку, кто руководствуется Законами Творца, благодаря которым все живет и развивается?

Транскрипт

1 УДК 2 (100) ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИИ НА ЭКОНОМИКУ СТРАН МИРА Е.В. Бедан, Н.А. Бударина Резюме. В работе рассматривается влияние основных религий мира на доход государств, придерживающихся этих религиозных догм. Для выявления взаимосвязи проведена аналитическая и математическая работа, изучены отчѐты ООН, МВФ, издания ЦРУ, Pew Forum on Religion & Public Life, World Christian Encyclopedia. На основании исследования было выявлено, что наиболее положительно влияющей религией мира является христианство, а именно такое его направление, как протестантство, а наихудшее влияние оказывают атеизм и индуизм. Ключевые слова: экономика, религия, доход. Вступление. Экономика и религия тесно связаны между собой. Религиозные законы, обычаи сейчас пытаются привнести во все области жизни человека, что даѐт право говорить о функциональной роли религии в экономическом развитии государства. Многие экономические показатели связаны с религиозностью государства это уровень свободы, уровень ВВП, индекс развития человека, грамотность, рождаемость, уровень доверия и коррупции . Два основных подхода к анализу места религиозных переменных в экономической жизни определены научным вкладом таких учѐных, как Карл Маркс и Макс Вебер. Кроме этих исследований, можно упомянуть работы P. Белла, С.Н. Булгакова, С. П. Хантингтона, П. Джонстоуна, Л. Харрисона. На данном этапе разработки этого вопроса необходимо проанализировать общемировую тенденцию ВВП государств и их религий, а также уровень дохода государств, являющихся приверженцами разных религиозных концессий. Основная цель работы выявление наиболее влиятельных религий мира на экономическое состояние государств. Основная часть. Прежде чем начать изучение влияния различных религий на доход населения, необходимо проанализировать мировую тенденцию влияния религии на ВВП. Рис. 1. Сравнительная характеристика уровня ВВП и вероисповедания в мире. . Анализируя рис. 1. можно сделать несколько выводов. Во-первых, чем сильнее вера, тем беднее люди (научно доказанный факт, что наиболее сильная вера в мире это ислам, однако, как видно из графика, исламские страны в большинстве (за исключением некоторых арабских государств) являются наименее благосостоятельными). Во-вторых, те страны, которые наименее ограничивают свободу вероисповедания (такие как, США, Германия, Великобритания и др.) являются наиболее развитыми, у которых уровень ВВП является наиболее высоким. Рассмотрим влияние различных религиозных течений на экономику (христианство рассматривается как три основных направления православие, католицизм и протестантство). 1. Православие. На рис. 2а. приведена зависимость отношения доходов в православных и неправославных странах от граничного значения процента православных христиан, которое делит все страны мира на православные и неправославные. На рис. 2б. приведен среднегодовой доход на человека в православных и неправославных странах при граничном значении процента христиан равном

2 Из данных рисунков видно, что отношение доходов в православных и неправославных странах почти во всем диапазоне граничного значения процента православных христиан меньше 1 и составляет 0,8. Это свидетельствует о том, что православные страны беднее неправославных в 1,2 раза. . Рис. 2а. Зависимость отношения доходов на человека в православных и неправославных странах от граничного значения процента православных христиан. Рис. 2б. Среднегодовой доход на человека в православных и неправославных странах при граничном значении процента христиан равном Католицизм На рис. 3а. приведена зависимость отношения доходов в католических (римские католики) и некатолических странах от граничного значения процента католиков, которое делит все страны мира на католические и некатолические. На рис. 3б. приведен среднегодовой доход на человека в католических и некатолических странах при граничном значении процента католиков равном 50. Из графика на рис. 3б. видно, что отношение доходов в католических и некатолических странах в приведенном диапазоне граничного значения католиков составляет 1,49. Это говорит о том, что католические страны богаче некатолических почти в полтора раза. . Рис. 3а. Зависимость отношения доходов на человека в католических и некатолических странах от граничного значения процента католиков. 50

3 Рис. 3б. Среднегодовой доход на человека в католических и некатолических странах при граничном значении процента католиков равном Протестантство. На рис. 4а. приведена зависимость отношения доходов в протестантских и непротестантских странах от граничного значения процента протестантов, которое делит все страны мира на протестантские и непротестантские. На рис. 4б. приведен среднегодовой доход на человека в протестантских и непротестантских странах при граничном значении процента протестантов 50. Рисунки 4а и 4б свидетельствуют о том, что протестантизм оказывает самое существенное влияние на экономику стран мира по сравнению с другими мировыми религиями и концессиями. . Рис. 4а. Зависимость отношения доходов на человека в протестантских и непротестантских странах от граничного значения процента протестантов. Рис. 4б. Среднегодовой доход на человека в протестантских и непротестантских странах при граничном значении процента протестантов равном 50. Отношение доходов в протестантских и непротестантских странах равно 7,95. Другими словами, при граничном значении процента христиан равном 50, протестантские страны богаче остальных стран мира почти 51

4 в восемь раз. По сравнению со всеми существующими религиями и идеологиями протестантизм оказывает самое положительное влияние на экономику стран мира. 4. Ислам На рис. 5а. изображена зависимость отношения доходов в мусульманских и немусульманских странах от граничного значения процента мусульман, которое делит все страны мира на мусульманские и немусульманские. На рис. 5б. приведен среднегодовой доход на человека в мусульманских и немусульманских странах при граничном значении процента мусульман равном 50. Исходя из этих данных видно, что отношение доходов в мусульманских и немусульманских странах существенно меньше единицы, и находится в диапазоне от 0,19 до 0,24. Это говорит о том, что мусульманские страны почти в четыре с половиной раза беднее немусульманских стран. . Рис. 5а. Зависимость отношения доходов на человека в мусульманских и немусульманских странах от граничного значения процента мусульман. Рис. 5б. Среднегодовой доход на человека в мусульманских и немусульманских странах при граничном значении процента мусульман равном Буддизм На рис. 6а. изображена зависимость отношения доходов в буддистских и небуддистских странах от граничного значения процента буддистов, которое делит все страны мира на буддистские и небуддистские. На рис. 6б. приведен среднегодовой доход на человека в буддистских и небуддистских странах при граничном значении процента буддистов равном 50. Таким образом, отношение доходов в буддистских и небуддистских странах существенно меньше единицы, и находится в диапазоне от 0,15 до 0,21. Это говорит о том, что буддистские страны беднее остальных, небуддистских стран более чем в пять раз. . Рис. 6а. Зависимость отношения доходов на человека в буддистских и небуддистских странах от граничного значения процента буддистов. 52

5 Рис. 6б. Среднегодовой доход на человека в буддистских и небуддистских странах при граничном значении процента буддистов равном Индуизм. Из рисунков 7а и 7б видно, что отношение доходов в индуистских и неиндуистских странах находится в диапазоне от 0,08 до 0,09. Это говорит о том, что индуистские страны беднее остальных, неиндуистских стран примерно в одиннадцать раз. Из всех мировых религий и идеологий (за исключением атеизма) индуизм оказывает, пожалуй, самое негативное влияние на экономику стран мира. . Рис. 7а. Зависимость отношения доходов на человека в индуистских и неиндуистских странах от граничного значения процента приверженцев индуизма. Рис. 7б. Среднегодовой доход на человека в индуистских и неиндуистских странах при граничном значении процента индуистов равном Атеизм Весьма любопытно влияние числа атеистов на экономическое благосостояние стран мира. На рис. 8а. представлена зависимость отношения доходов в атеистических и неатеистических странах от граничного значения процента атеистов, которое делит все страны мира на атеистические и неатеистические. На рис. 8б. приведен среднегодовой доход на человека в атеистических и неатеистических странах при граничном значении процента атеистов равном

6 Из данных рисунков отчетливо прослеживается закономерность: чем больше атеистов в странах мира, тем в среднем страны беднее, т.е. атеизм оказывает самое худшее влияние на экономику стран мира по сравнению со всеми существующими религиями и идеологиями. Отношение доходов в атеистических и неатеистических странах равно 0,084. Другими словами, при граничном значении процента атеистов равном 50, атеистические страны беднее остальных, неатеистических стран мира примерно в 12 раз. . Рис. 8а. Зависимость отношения доходов на человека в атеистических и неатеистических странах от граничного значения процента числа неверующих. Рис. 8б. Среднегодовой доход на человека в атеистических и неатеистических странах при граничном значении процента атеистов равном 50. Выводы. Таким образом, проанализировав всѐ выше сказанное, можно сделать вывод о том, что наибольшее положительное влияние на экономику оказывают христианские концессии, в особенности, протестантство. Протестантские страны более расположены к стремительному и высокому развитию экономики, нежели католические страны, прежде всего в западном полушарии. Ислам сильно отстает от западных религий практически во всех аспектах. Показатели мусульманского мира демонстрируют сильное противодействие развитию экономики. Индуизм показывает лучшие результаты после протестантского мира по развитию государств, скорее всего это плоды мощного влияния британских политических институтов, укрепившихся во времена колонизации. По буддизму весьма трудно обобщать данные из-за больших различий в странах, исповедующих эту религию. Но в целом можно сделать вывод, что буддизм не обладает значительной силой, подталкивающей к развитию экономики. К странам, половина населения которого исповедует буддизм, относятся Таиланд, Мьянма, Шри Ланка, Камбоджа, Лаос, Монголия и Бутан. Литература 1. Экспертный канал «Открытая экономика». Официальный сайт. [Электронный ресурс].режим доступа: 2. Литература для студентов. Религия и общество. Социология и религия. Электронный ресурс. Режим доступа Даниленко Е. Верный путь. Религиозная карта мира. // Фокус (229). с CIA World Factbook. Официальный сайт. [Электронный ресурс] // 54

7 5. International Monetary Fund (IMF). Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: 6. The Gallup Organization. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: 7. Pew Forum on Religion & Public Life. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: УДК 658 ОБНОВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФОНДОВ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Е.С. Безгина, Е.Н. Стрелина Резюме. В работе рассматривается проблема замены основных производственных фондов предприятия с целью повышения эффективности его функционирования. На примере промышленного предприятия ЧАО «Донецкий завод высоковольтных опор» рассмотрен процесс интенсивного обновления оборудования за годы. Проанализировано имущественное состояние предприятия на основе коэффициентов износа, обновления и выбытия основных средств. Установлена взаимосвязь между обновлением производственных фондов и приростом чистой прибыли предприятия. Ключевые слова: основные производственные фонды, обновление, имущественное состояние предприятия. Важнейшей отличительной чертой современного этапа развития мировой экономики является то, что оно приобрело ярко выраженный инновационный характер. На смену прежней экономической системе, невосприимчивой к новым технологиям, отличающейся ресурсоемкостью, должна прийти новая. Перспективы развития экономики в настоящее время принято связывать с освоением новых технологий, производственных, информационных, социальных и т.п. В промышленности основным субъектом реализации инновационных процессов является предприятие. Одним из важнейших результатов инновационной деятельности промышленных предприятий является повышение производительности их производственных фондов. Среди теоретических исследований, которые освещают разные аспекты теории и практики данной проблемы, следует отметить научные работы таких ученых как Гуткевич С., Дучинская Н., Кириченко А., Костюнина Г., Крущ П., Ливенцев Н., Черникова Е. Целью данного исследования является анализ влияния обновления производственных фондов на результаты деятельности предприятия. Основные производственные фонды это те средства производства, которые непосредственно функционируют в сфере производства и в течение многих производственных циклов, сохраняя натуральную форму, переносят свою стоимость на готовый продукт постепенно, по мере износа . Экономическая сущность и материально-вещественное содержание производственных фондов служат теми основными характеристиками, которые определяют их значение в осуществлении воспроизводственных процессов, функционировании и развитии любого производства. Вся совокупность наличных производственных фондов составляет наибольшую по удельному весу часть (около 60 %) национального богатства страны . Основные фонды определяют характер материально-технической базы производственной сферы на различных этапах ее развития, рост и совершенствование технической оснащенности и производительности труда производственного персонала. Необходимо различать две формы обновления основных фондов экстенсивную и интенсивную. Экстенсивное обновление характеризует темпы увеличения объема эксплуатируемых основных фондов. Интенсивное обновление предусматривает замену действующих основных фондов новыми, более эффективными. Достаточно существенные резервы повышения уровня интенсивного использования основных фондов можно реализовать с помощью ввода в действие новых технологических агрегатов, линий, оборудования . Рассмотрим процесс интенсивного обновления оборудования промышленного предприятия на примере ЧАО «Донецкий завод высоковольтных опор» за период с 2006 по 2010 годы. ЧАО «Донецкий завод высоковольтных опор» - высокоспециализированное предприятие по изготовлению болтовых, сварных металлических опор линий электропередач, ОРУ подстанций напряжением от 32 до 1500 тысяч вольт, башен 55


УДК 330.1:215 Н.В. НЕСПРАВА, доктор философии, соискатель Днепропетровского университета имени Альфреда Нобеля ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИИ НА СОСТОЯНИЕ И ТЕМПЫ РОСТА ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ Исследовано влияние степени религиозности

19 декабря 2016 1051 Ученые определили уровень образования среди представителей мировых религий Фото: shutterstock.com На глобальном уровне нерелигиозные люди демонстрируют более высокий уровень образования,

Аигина Е.В., научный сотрудник, Географический ф-т МГУ имени М.В.Ломоносова География религий мира (слайд 1) Вопрос, который нам нужно сегодня разобрать очень сложный, интересный и актуальный. Проблемы,

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В.ЛОМОНОСОВА Отчет по мероприятию: «Организация учебных выездных лекций и семинаров для школьников и абитуриентов в образовательных учреждениях общего среднего

Религия в современном мире Фрагменты документов для обсуждения: Документ 1: Ф.Вольтер: Религия есть следствие обмана и невежества людей, её исчезновение в результате просвещения людей. Документ 2: Г.Гегель:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И. И. МЕЧНИКОВА ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ Учебное пособие Под редакцией профессора ЛОБАЗОВА

Политическое участие в России: влияет ли религия? Анна Кулькова www.hse.ru Актуальность Период быстрого религиозного возрождения Демократизация, возможность принимать участие в политической жизни страны

Задания А23 по географии 1. В какой из перечисленных стран большинство верующих исповедуют буддизм? 1) Иран 2) Монголия 3) Эквадор 4) Сомали Монголия находится в Восточной Азии, где большинство верующих

Для ООП: В данном курсе религиозные процессы в странах Европы и США рассматриваются в системе политических и культурных реалий новейшего времени. В процессе преподавания будет показана роль мировых конфессий

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ дисциплины ГСЭ.В.2. «История религии» (с дополнениями и изменениями) Уровень высшего образования

1. Общая информация о дисциплине 1.1. Название дисциплины: Религия и церковь в России 1.2.1. Трудоёмкость дисциплины по учебному плану очной формы обучения: 144часа (4 ЗЕ) из них: лекций 18 час. лабораторных

2003 г. Г.Т. ТЕЛЕБАЕВ РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН ТЕЛЕБАЕВ Газиз Турысбекович - доктор философских наук, директор Департамента внутренней политики

Религиозность в странах мира и индексы общественного развития Старостенко Виктор Владимирович, Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова (г. Могилев, Беларусь) Рассматриваются некоторые

РАЗВИТИЕ АПК УДК 311.4:63 факторная Оценка эффективности использования основных ФОНДОВ сельского хозяйства А. М. Аблеева, кандидат экономических наук, заведующая кафедрой статистики и информационных систем

1. Общая информация о дисциплине 1.1. Название дисциплины: Государственно-церковные отношения в Современной России 1.2.1. Трудоёмкость дисциплины по учебному плану очной формы обучения: 14 4часа (4 ЗЕ)

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс Вариант 1, Октябрь 2011 ВАРИАНТ 1 А1. Экономика как социальная наука не связанна с наукой 1) политологией 2) социологией 3) историей 4) биологией А2. Элементом культурной подсистемы

А. Г. Данков, доцент ТГУ, г. Томск Современная Центральная Азия: социальные тренды и политика В XXI в. Центральная Азия переживет изменения, которые по своим масштабам будут уникальны. Даже трансформации,

Любимцева У.А., г. Екатеринбург РЕЛИГИОЗНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Современное российское общество находится на сложном и противоречивом этапе развития. Происходит трансформация не только политического,

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Западно-Казахстанский государственный университет им.м.утемисова РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА SOS REL Социология религии 050501 - Социология 2 кредит

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ АШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. АКМУЛЛЫ Материалы вступительного экзамена

УДК 338.45 Е.А. ТРЕТЬЯКОВА, доктор экономических наук, доцент Пермский государственный технический университет ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО В РОССИИ: ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ На основе

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦЕНТР КУЛЬТУР И РЕЛИГИЙ АГЕНТСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИЙ ГЛОБАЛЬНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ПАНОРАМА АСТАНА - 2013 Рекомендовано в печать Научно-методическим советом Международного центра

Планируемые результаты освоения предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» включают общие результаты по предметной области (учебному предмету) и результаты по каждому учебному модулю

УДК 311 (07) Н.Ю. Андреева, Дальрыбвтуз, Владивосток ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ МОРСКОГО ПОРТА Проводится оценка эффективности использования основных фондов портпункта СП ДМП-Порт

234 УДК 303.732.4:332.1 АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МЕЖДУ ИНДЕКСАМИ РАЗВИТИЯ СТРАН МИРА Селиванова Е.Н., Звягинцева А.В. Донецкий национальный технический университет кафедра компьютерных систем мониторинга E-mail:

Основы религиозных культур и светской этики Основное содержание предметной области Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно

Аннотация к рабочей программе по ОРКСЭ для 4Б класса Учитель: СеменоваТ.Н. Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа. Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. УМК: Программа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 19» Программа по ОРКСЭ (начальная школа) Утверждена на ШМО учителей начальных классов 18 мая 2015 года Пермь 2015

УДК 2-6(=161) РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ В ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОМ РЕГИОНЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Виктор Одиноченко Гомель, Беларусь На основе статистических данных анализируется религиозная ситуация в Беларуси, России

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ Микаэлян М.Ф., Москвитин А.А., Аджиенко В.Л. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ.

Русская Школа города Кивиыли Давид Царегородцев, Мартин Герстман РЕЛИГИОЗНАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА КИВИЫЛИ К РАЗНЫМ КОНФЕССИЯМ Исследовательская работа Преподаватель: Смолов Р. В. Кивиыли 2015

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 83 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории религий уровня среднего общего образования учителя Дягилева Анатолия Сергеевича

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА: СУЩНОСТЬ И МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ Копотилова В.С. Введение. Основные средства один из важнейших вопросов, связанных с финансовым состоянием предприятия, обеспеченности и эффективности

Лекция 6 Россия в глобальном мире Е.Г. Ясин 2013 Вопросы 1. Место России в мире вчера и сегодня. Население, ВВП, природные ресурсы. 2. Мировая экономика. Бедные и богатые. 3. Глобализация: торговля, рынок

Анкета на тему: «Религия и общество» Ваше участие в данном исследовании позволит прояснить ряд вопросов об отношении общества к религии. Анкета носит анонимный характер 1. Выберите из перечисленных ниже

Рассмотрено: Согласовано: Школьным методическим Заместителем директора Утверждаю: объединением учителей по учебной работе Директор школы: начальных классов МБОУ Нармонской СОШ /Солягина Р.И._/ Протокол

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Базинская основная общеобразовательная школа «Социокультурный центр» РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей- предметников Протокол от «28» августа 205

КУРС ЛЕКЦИЙ «Экономика» п/ п Код ком. 1 ОК-1, ПК- 2, Тематический план лекций Количество лекционных часов Наименование раздела дисциплины час Литер. очн. заоч Предприятие в сетевой экономике 2-1,2,3,6

Рабочая программа к учебникам А.Н.Сахарова, К.А.Кочегарова «Основы религиозных культур народов России», М.Т.Студеникина «Основы светской этики». Количество часов за неделю 1 ч, за год 34час Планирование

ГЕОГРАФИЯ 10 класс профильный уровень Население (продолжение). Модуль 4 Содержание Знать/понимать Уметь Религиозный состав населения мира Расселение населения. Миграции населения Городское и сельское население

Тема 1. Производственная структура предприятия Производственная структура предприятия. Понятие производственной структуры и определяющие ее факторы. Виды производственной структуры предприятия. Характеристика

Глава 14 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ Одна из главных целей политики, которую стремятся проводить правительства в странах с развитой рыночной системой, состоит в том, чтобы обеспечить наиболее высокий (насколько

Суслонов Павел Евгеньевич канд. филос. наук, доцент, консультант, полковник полиции в отставке Департамент внутренней политики Губернатора Свердловской области г. Екатеринбург, Свердловская область ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ

Экономический рост 1. Экономический рост и экономическое развитие. Показатели экономического роста. 2. Факторы экономического роста. 3. Типы экономического роста 4. Взаимосвязь совокупного продукта и факторов

Погонцева Д. В., Наседкина Ю. В. ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ, ИСПОВЕДУЮЩЕЙ ЯЗЫЧЕСТВО, К ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ РАЗЛИЧНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЕССИЙ В статье приводится теоретический анализ работ по психологии, в которых затрагивается

СОДЕРЖАНИЕ Предисловие (И Н. Яблоков) 3 Введение {И. Н. Яблоков) 5 Проблема происхождения религии. Ранние формы верований и культа (А.Н.Красников) 48 Автохтонные религии Африки, Америки, Океании, Австралии

УДК 629.1:001.895 СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИННОВАТИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ПАРКА Д.В. Розов, Т.В. Бурцева В настоящее время уровень развития государства определяется степенью использования высокотехнологичного

УДК: 316.353, 316.347 РЕЛИГИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ В МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ СЕМЬЯХ Ананьина Валентина Тимофеевна, ассистент кафедры теории и истории социологии, ИСПН, Уральский федеральный

Впервые эту идею выразил Иоанн XXIII, провозгласивший курс на «аджорнаменто» осовременивание, а еще точнее осегодневание Церкви. Согласно его мнению, Церковь должна приспосабливаться к современным реалиям.

Экономический анализ_2012-13 уч.год Тема 1. Анализ объема производства и продаж Незавершенное производство входит в состав показателя: валовой продукции чистой продукции проданной продукции Относительные

Computer Modelling & New Technologies, 2000, Volume 4, No.2, 115-119 Transport and Telecommunication Institute, Lomonosov Str.1, Riga, LV-1019, Latvia НЕКОТОРЫЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ БЕДНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

15 марта 2017 1122 Бывший капеллан королевы: Церковь Англии сделала выбор в пользу социализма и феминизма Фото: Gavin Ashenden (Facebook) Преподобный Гэвин Ашенден был вынужден уйти в отставку после того,

Востоковедение 10-11 класс Время выполнения заданий 70 минут 1 Самым большим по площади островом, относящимся к Азии, является: 1) о-в Хонсю, 2) о-в Новая Гвинея, 3) о-в Суматра, 4) о-в Борнео. 2. Наибольшими

Введение. Предмет и задачи курса Экономика предприятия Цель: - дать представление о структурной перестройке экономике; - рассмотреть основные принципы экономики; Задачи: характеристика предмета и метода

Иосиф Арчвадзе Доктор экономики, профессор Кутаисского уриверситета О некоторых аспектах этнического и конфессионального распределения населения Грузии Свобода совести и вероисповедания является одной

1. Цель, задачи и требования к усвоению дисциплины Изучение дисциплины «Социальная статистика» предполагает приобретение студентами опыта построения прогностических моделей, принятия решений о спецификации

Частное общеобразовательное учреждение школа «ЭВРИКА» Утверждаю Приказ 65а от 25.08.2015 г. Директор Садовникова Т.Е. М.П. Согласовано «24»августа 2015 г. Зам. директора по УВР Моисеева Е.В. Программа

Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению подготовки «Религиоведение» по дисциплине «Религиоведение» Общая характеристика требований к абитуриенту Вступительный экзамен в магистратуру

ТЕМА 4. Методика и методы 1 экономического анализа (2 часа) 4.1. ПОНЯТИЕ МЕТОДИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Примерная схема взаимосвязи метода, методики, приемов и способов экономического анализа на рис.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский информационно-технологический техникум» Перечень

Мировая экономика 323 Статистическое исследование развития рынка страхования в России и зарубежных странах 29 Т.А. Дуброва доктор экономических наук, профессор 29 С.М. Мосин Московский государственный

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А.М. Горького» Факультет международных отношений

ВЕРОИСПОВЕДНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ ОРИЕНТАЦИЯХ В мае-июне 2004 г. Центр "Религия в современном обществе" Института комплексных социальных исследований РАН провел социологическое исследование "Роль религии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Минобрнауки России) ПРИКАЗ 31 января 2012 г. N 69 Москва О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального

Теория трансакционных издержек;

Основоположник – Роналд Коуз.

Трансакционные издержки - все издержки, связанные с обменом и защитой правомочий.

3 теории, объясняющие, что такое трансакционные издержки:

1) Теория общественного выбора

Теория общественного выбора связывает возникновение трансакционных издержек с проблемами, которые сопровождают любое согласование позиций индивидов по вопросу общественных благ. Речь идет о невозможности достижения соглашения ввиду стратегического поведения заинтересованных в общественном благе индивидов и их стремления переложить издержки получения желаемого результата на окружающих

2) Теория соглашений

Представители этого направления соглашаются с тем тезисом, что на неоклассическом рынке трансакционные издержки отсутствуют.

Они возникают из-за того, что неоклассический рынок - рыночное соглашение - никогда не существует в вакууме, а соприкасается с другими соглашениями: индустриальным, гражданским, традиционным, общественного мнения, творческой деятельности и экологическим.

Факт соприкосновения различных норм объясняется тем, что значительная часть повседневной деятельности экономических агентов находится на «стыке» соглашений 24 и, следовательно, не может регулироваться нормами, относящимися исключительно к тому или иному соглашению.

С этой точки зрения трансакционные издержки являются не чем иным, как издержкам согласования требований прямо противоположных норм , они неизбежно возникают по мере усложнения деятельности в смысле появления в ней элементов различных соглашений.

3) Теория трансакционных издержек . +,-

Подход теории трансакционных издержек связан с изменением постулата неоклассики, согласно которому издержки на получение информации отсутствуют и индивиды обладают всем объемом информации о сделке. Ключевым моментом является допущение существования издержек на идентификацию продавцов и цен - информационных издержек. Количество продавцов и покупателей на рынке, степень однородности товара, длительность их присутствия на рынке, географическая протяженность рынка будут основными факторами, определяющими величину информационных издержек. Следующий шаг в анализе трансакционных издержек заключается в предположении, что все трансакционные издержки могут быть выведены из информационных. «Трансакционные издержки так или иначе связаны с издержками получения информации об обмене».

18) Влияние религиозного фактора на формирование экономики: протестантская модель

Особенности протестантизма

Протестантизм частично или полностью отрицает церковную иерархию (священноначалие), таинства (сакраментологию), авторитет Cвященного Предания, на котором строится не только толкование Священного Писания, но и богослужебная практикааскетический опыт христианских подвижников, почитание святых и институт монашества.



Влияние на экономику

Протестанты (в основном кальвинисты и лютеране) заложили основы того, что позже стало называться протестантским мировоззрением. Пуританский духовный тип –– рациональная основа, давшая мощный толчок развитию капитализма. Борясь за производительность частно-хозяйственного богатства, аскеза выступалапротив стремления к богатству как самоцели. В богатстве как результате профессиональной деятельности она видела Божье благословение. Повсюду, где утверждалось пуританское мироощущение, оно способствовало установлению буржуазного, рационального с экономической точки зрения образа жизни. Пуританизм встал у колыбели современного «экономического человека». В обладании милостью Божьей и Божьим благословением буржуазный предприниматель мог и даже обязан был соблюдать свои деловые интересы. Более того, религиозная аскеза предоставляла в его распоряжение трезвых, добросовестных, чрезвычайно трудолюбивых рабочих, рассматривавших свою деятельность как угодную Богу цель жизни.

Аскеза создавала и спокойную уверенность в том, что неравное распределение земных благ, так же как и предназначение к спасению лишь немногих – дело божественного провидения

Устремленность к тому, чтобы обрести спасение в загробной жизни посредством выполнения своих профессиональных обязанностей в качестве своего призвания, способствовала увеличению производительности труда. Так, идея призвания, составляющая основу пуританской этики, служила в качестве субъективной предпосылки развития индивидуалистического и предпринимательского характера. Идея призвания содействовала формированию таких буржуазных черт, как индивидуализм, бережливость, упорный труд и т.д. Постепенно формировался идеал экономического человека, который открыто провозглашал принцип, согласно которому, «жить в обществе – значит участвовать в рыночных отношениях и добиваться материальной выгоды».

Идея моральной автономии экономической жизни четко проявилась в аргументах в защиту свободной торговли как самого эффективного средства служения общественному благу, отождествляемого с экономическим ростом. Центральным институтом экономической системы становится рынок, а её главными принципами – индивидуализм, свободная конкуренция и свободное предпринимательство.

19. Влияние религиозного фактора на формирование экономики: православная модель

На рисунке 4.9 а) приведен график зависимости отношения доходов в православных и неправославных странах от граничного значения процента православных христиан, которое делит все страны мира на православные и неправославные. На рисунке 4.9 б) приведен средний годовой доход на человека в православных и неправославных странах при граничном значении %-та христиан равном 50.

Из графика на рисунке 4.9. а) видно, что отношение доходов в православных и неправославных странах почти во всем диапазоне граничного значения %-та православных христиан меньше 1. Это свидетельствует о том, что православные страны являются несколько беднее, чем остальные, неправославные страны мира .

Рис. 4.9 а). График зависимости отношения доходов на человека в православных и неправославных странах от граничного значения %-та православных христиан.

Рис. 4.9 б). Средний годовой доход на человека в православных и неправославных странах при граничном значении %-та христиан равном 50. Отношение доходов в православных и неправославных странах равно 0,8. Это свидетельствует о том, что православные страны беднее неправославных в 1,2 раза.

Внимание! Если приведенный выше материал является сложным для понимания, посмотрите рисунок 4.9 б) и прочитайте следующий абзац. Этого достаточно для понимания общей идеи.

На рисунке 4.9 б) приведен средний годовой доход на человека в православных и неправославных странах. Во всем мире православные страны несколько беднее (в 1,24 раза) остальных, неправославных стран.

20. Влияние религиозного фактора на формирование экономики: мусульманская модель

Поделиться