Виды и формы бюджетных расходов. Формирование расходов бюджетов реестры расходных обязательств Расходные обязательства субъекта РФ

Расходные обязательства используются при составлении и рассмотрении проекта закона (решения) о бюджете. Перечень таких обязательств формируется на основе реестров расходных обязательств.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств.

Под реестром расходных обязательств понимается используемый при составлении проекта бюджета свод (перечень) законов, иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств с указанием соответствующих положений (статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств.

Реестр расходных обязательств РФ ведется в порядке, установленном Правительством РФ.

Реестр расходных обязательств субъекта РФ (муниципального образования) ведется в порядке, установленном соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и местной администрацией муниципального образования. Реестр расходных обязательств субъекта РФ, а также свод реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, представляются в Минфин России. Реестр расходных обязательств муниципального образования представляется финансовым органом муниципального образования в финансовый орган субъекта РФ в установленном порядке.

Ведение реестра расходных обязательств отнесено к бюджетным полномочиям главного распорядителя бюджетных средств. При этом реестры расходных обязательств, направляемые главными распорядителями в финансовый орган, организующий составление проекта соответствующего бюджета, используются при подготовке бюджетов всех уровней и позволяют четко определить состав и объемы действующих обязательств.

Принятые расходные обязательства становятся обязательными к исполнению в соответствующем временном периоде. Законодательной основой реализации расходных обязательств является закон (решение) о бюджете.

Расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году, становятся бюджетными обязательствами . Так же как и расходные обязательства, они обязательны к исполнению. В процессе исполнения соответствующего бюджета бюджетные обязательства приобретают форму денежных обязательств.

Денежные обязательства – обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

Таким образом, понятия "бюджетные обязательства" и "денежные обязательства" характеризуют расходные обязательства на разных этапах их исполнения.

В результате внедрения Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004–2006 годах в отдельную категорию расходных обязательств были выделены публичные обязательства.

Публичные обязательства – обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).

Такие расходные обязательства возникают непосредственно у конкретного публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта РФ и муниципального образования). К таким расходным обязательствам можно отнести субвенции из Федерального фонда компенсаций, выделяемые органам власти субъекта РФ для осуществления делегированных полномочий.

В состав публичных обязательств входят публичные нормативные обязательства.

Публичные нормативные обязательства – публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации, за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, работников казенных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся (воспитанников) в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях.

К публичным нормативным обязательствам относятся расходы на социальное обеспечение граждан: выплаты пенсий, пособий и компенсаций пенсионерам, ветеранам, людям с ограниченными возможностями, детям, оставшимся без попечения родителей, семьям, потерявшим кормильца, и т.д.

Рис. 12.1.

Наряду с публичными обязательствами существует и другой вид расходных обязательств – гражданско-правовые, которые возникают в результате оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), а также заключения органами власти и бюджетными учреждениями договоров и соглашений.

В соответствии с видами расходных обязательств осуществляются бюджетные ассигнования.

Бюджетные ассигнования – предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

Согласно ст. 69 БК к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования:

  • – оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;
  • – социальное обеспечение населения;
  • – предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями;
  • – предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам;
  • – предоставление межбюджетных трансфертов;
  • – предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;
  • – обслуживание государственного (муниципального) долга;
  • – исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

К бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования:

  • – на обеспечение выполнения функций казенных учреждений, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ) физическим и (или) юридическим лицам;
  • – предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания;
  • – предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам;
  • – осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности;
  • – закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций казенного учреждения и бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности казенных учреждений), в том числе в целях:
    • 1) оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам;
    • 2) разработки, закупки и ремонта вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа;
    • 3) закупки товаров в государственный материальный резерв.

Планирование бюджетных ассигнований осуществляется в порядке и в соответствии с методикой, устанавливаемой соответствующим финансовым органом.

Таблица 12.1 . Перечень видов бюджетных ассигнований

Наименование вида бюджетного ассигнования

Оказание государственных услуг

  • 1.1. Обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений:
    • – оплата труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработная плата) федеральных государственных гражданских служащих, лиц, замещающих государственные должности РФ, военнослужащих, работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством РФ;
    • – оплата поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных нужд;
    • – уплата налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ;
    • – возмещение вреда, причиненного бюджетным учреждением при осуществлении его деятельности;
  • 1.2. Предоставление субсидий автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам;
  • 1.3. Предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными и автономными учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам;
  • 1.4. Закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций казенного учреждения), в том числе в целях:
    • – оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам;
    • – осуществления бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности (за исключением государственных унитарных предприятий);
    • – разработки, закупки и ремонта вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа;
    • – закупки товаров в государственный материальный резерв

Социальное обеспечение населения

  • 2.1. Публичные обязательства в виде бюджетных ассигнований на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения;
  • 2.2. Публичные нормативные обязательства в виде пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также осуществления мер социальной поддержки населения

Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями

  • 3.1. Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями, влекущих возникновение права государственной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством РФ;
  • 3.2. Предоставление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении у федеральных государственных унитарных предприятий, влекущих увеличение уставного фонда или увеличение стоимости основных средств указанных юридических лиц в установленном порядке

Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг

  • 4.1. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг;
  • 4.2. Субсидии некоммерческим организациям, не являющимся автономными и казенными учреждениями, в том числе в виде имущественного взноса в государственные корпорации

Предоставление

межбюджетных

трансфертов

  • 5.1. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ;
  • 5.2. Субсидии бюджетам субъектов РФ;
  • 5.3. Субвенции бюджетам субъектов РФ;
  • 5.4. Иные межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ;
  • 5.5. Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов

Предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права

6.1. Платежи, взносы, безвозмездные перечисления субъектам международного права, возникающим и исполняющимся в соответствии с положениями межгосударственных (международных) договоров и соглашений, предусматривающих взносы и иные платежи Российской Федерации субъектам международного права

Обслуживание государственного долга Российской Федерации

7.1. Платежи, возникающие и исполняющиеся в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ, Минфина России и ЦБ РФ, а также в соответствии с договорами (соглашениями), определяющими условия привлечения и обращения государственных долговых обязательств Российской Федерации

Исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов) либо должностных лиц этих органов

8.1. Судебные акты по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов) либо должностных лиц этих органов

Бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) предусматриваются на исполнение расходных обязательств, возникающих в результате заключения органами государственной власти (органами местного самоуправления) и бюджетными учреждениями договоров гражданско-правового характера (трудовых соглашений, государственных (муниципальных) контрактов) либо установления иных условий предоставления бюджетных средств на возмездной основе при осуществлении возложенных на них функций. Поскольку действующим законодательством (законами, положениями об органах исполнительной власти и т.д.) не определен объем расходов на выполнение этих функций, закон (решение) о бюджете устанавливает предельные объемы (лимиты) для принятия и исполнения соответствующих расходных обязательств.

Лимит бюджетных обязательств – объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

В свою очередь, бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг включают ассигнования на обеспечение деятельности бюджетных учреждений, предоставление субсидий автономным учреждениям, а также иным некоммерческим организациям, осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности и т.д. Все они характеризуются возмездностью предоставления бюджетных средств (т.е. выполнением юридическими или физическими лицами определенной, оплачиваемой бюджетом деятельности), должны планироваться исходя из выполнения государственных (муниципальных) заданий.

Государственные (муниципальные) услуги (работы) – услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами.

Планирование бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам осуществляется с учетом государственного (муниципального) задания (ст. 69.2 БК).

Государственное (муниципальное) задание – документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг.

Государственное (муниципальное) задание формируется в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).

Государственное (муниципальное) задание должно содержать:

  • – показатели, характеризующие качество и (или) объем (состав) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);
  • – порядок оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам;
  • – порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;
  • – требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.

Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать:

  • – определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;
  • – порядок оказания соответствующих услуг;
  • – предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством РФ.

Финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.

Таким образом, БК установлена правовая основа для формирования в качестве базовой единицы бюджетного процесса связки "расходное обязательство – бюджетное ассигнование – государственное (муниципальное) задание".

В отличие от бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг бюджетные ассигнования на социальное обеспечение населения не носят возмездного характера. При этом входящие в их состав бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств установлены непосредственно законом и подлежат исполнению в силу закона, без предварительного доведения до конкретных получателей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств на их принятие. На данном этапе развития бюджетного законодательства РФ осуществлено законодательное определение общей специфики только этой формы бюджетных ассигнований, имея в виду, что в дальнейшем, после практической апробации в течение нескольких бюджетных циклов, соответствующие нормы могут быть детализированы и, при необходимости, введены в отношении других форм расходных обязательств и соответствующих бюджетных ассигнований.

Формирование расходов осуществлятеся в соответствии с расходными обязательствами, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году и плановом периоде.

Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.

Расходы – урегулированные ФП отношения по поводу выделения из бюджета денежных средств, за исключением источников финансирования бюджета, получателям для напралвения на реализацию задач и функций публично-территориальных образований.

Расходные обязательства

Расходные обязательства - обусловленные законом, иным НПА, договором или соглашением обязанности публично-правового образования или действующего от его имени казенного учреждения предоставить ФЛ, ЮЛ, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Ст. 6 БК – общее определение, ст. 83-84 – применимо к государству и МО.

Смысл категории «расходных обязательств» (которой раньше не было в законодательстве, но потом из терминологии актов правительства перешло в законодательство) в том, чтобы… непонятно в чем, ученые спорят до сих пор. Особое значение принимает в связи с тем, что к публично-правовым образованиям применяется ответственность за невыполнение расходных обязательств.

Публично-правовое образование принимает на себя денежные обязательства, основания которых носят самый различный правовой характер (как ГП договоры, в которых у публично-правового образования возникает обязанность уплатить деньги, так и международные обязательства, контракты с военнослужащими (публичные обязательства) и т. д.). Это касается не только договоров, но и принятия НПА, то есть основание обязательств будет нормативным. Расходное обязательство – это любое обязательство предоставить деньги из бюджета.

Смысл расходного обязательства: Как публично-правовое образование должно исполнить денежное обязательство (то есть обязательство передать деньги кому-либо)? Оно должно выделить деньгииз бюджета . Но как трансформировать данноеденежное обязательство вбюджетное обязательство, то есть обязательство, отраженное в бюджете за конкретный период времени. Чтобы трансформировать денежное обязательство в бюджетное, и существует конструкция расходного обязательства.

Денежное обязательство – это расходное обязательство с точки зрения регламентации в бюджетном процессе (???). Не всегда за денежным обязательством следует расходное обязательство. Если обязательство возникает из закона, то расходное обязательство может возникнуть раньше денежного. Особенно это явно, если расходное обязательство из закона в отношении физических лиц (выплаты, компенсации). Имеет ли право лицо, перед которым возникло расходное обязательство из закона, отличного от закона о бюджете, истребовать его принудительно? Если расходное обязательство возникло, то лицо, перед которым оно возникло, имеет право потребовать исполнения расходного обязательства. Суд производит взыскание. Это говорит о том, что на самом деле расходное обязательство имеет еще и роль гарантии. Если расходное обязательство есть, можно требовать его исполнения.

Цель в том, чтобы принять для финансирования в конкретном году те денежные обязательства, которые надо, и определить размер конкретных бюджетных ассигнований для тех обязательств, которые являются действующими. Бюджетные обязательства – это расходные обязательства, подлежащие исполнению в конкретном финансовом году . Оно отражается в бюджете. Например, выборы – всегда расходные обязательства, но осуществлять расходы надо не каждый год.

В законодательном определении (выше) законодатель определяет, каковы основания возникновения расходного обязательства. Это законы, иные НПА (государство признает, что должно осуществить определенные выплаты), договоры или соглашения. Обязанности как перед ФЛ и ЮЛ, так и перед иными публично-территориальными образованиями, субъектами международного права.

На основе возникновения денежного обязательства публично-территориального образования определяется расходное обязательство, в конкретные периоды расходное обязательство становится бюджетным (когда указывается в бюджете). В бюджете – действующие расходные обязательства.

Сейчас категория расходных обязательств приобретает особое значение в связи с исследованием судами вопросов возникновения расходных обязательств. Вопрос об имущественных последствиях исследуется с точки зрения того, возникло РО или нет (???).

Расходные обязательства исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита. По ФЗ – расходные обязательства РФ исполняются за счет бюджетов ГВФ. По закону РФ и (или) субъекта расходные обязательства субъекта РФ исполняются за счет территориальных ГВФ.

Каждое публично-территориальное образование должно вести реестр расходных обязательств.

Расходные обязательства возникают в результате:

    принятия закона, иных НПА по соответствующим предметам ведения или в рамках полномочий по предметам совместного ведения.

    заключения договоров (соглашений) при осуществлении ОГВ полномочий, казенными учреждениями от имени публичного субъекта (четко нужно закреплять вопрос о предоставлении средств, чтобы возникло бюджетное обязательство)

    принятия НПА, предусматривающих предоставление межбюджетных трансфертов

    принятия законов, иных НПА органов ГВ субъектов РФ (ОМСУ МО) при осуществлении полномочий ОГВ РФ (субъектов РФ). (Когда передаются полномочия, передаются и деньги, то есть у вышестоящего субъекта возникают расходные обязательства в связи с финансированием исполнения полномочий нижестоящим. Однако тут не об этом. Тут о том, что нижестоящий субъект в соответствии с переданными полномочиями осуществляет деятельность, которая требует осуществления расходов, то есть возникают расходные обязательства, данные расходы восполняются трансфертами с более высокого уровня).

    Есть вопрос о том, возникает ли расходное обязательство из судебного решения. Суд определяет размер обязательства при деликте, однако само обязательство возникает из деликта. Значит, деликт влечет расходное обязательство публичного субъекта, и это отражается в бюджетных обязательствах – средства на исполнение судебных решений о выплате отражены в бюджете. Минфин в качестве оснований расходных обязательств предусматривает судебные акты, но это не правовая, а финансово-инструментальная позиция. По закону судебный акт – не основание для РО, он лишь определяет размер денежного обязательства.

В ГП есть теория созревания права (что право «созревает» к определенному времени), и её хотят применять к ФП. Права возникают как из ГПО, так и из иных отношений. Лица заявляют требования из данных отношений. Но публично-правовое образование должно определить, кто должен оплачивать данные обязательства. И на основании судебного акта публичное образование должно определить, какие обязательства оно должно исполнить, в своем бюджете. Бюджетное обязательство возникает до созревания денежного обязательства. И расходное обязательство служит гарантией для лица, которому провозглашено расходное обязательство. Если в законе о бюджете нет указания на возникновение определенных обязательств, но есть соответствующее расходное обязательство, оно признано, то даже если его нет в бюджете, оно должно быть исполнено. Публичный субъект не может уклониться от исполнения расходного обязательства (есть решения КС).

Если речь идет об инвестициях со стороны публично-правового образования, то нужно в соглашении четко оговаривать предоставление инвестиций, чтобы возникло расходное обязательства. Есть информация от Минфина о том, как оно понимает закрепление расходных обязательств (но он своеобразно понимает источники, например, письмо Правительства РФ).

Нужно разграничивать действие органов по предметам своего ведения. Не забывать закон 184-ФЗ (об органах субъектов). Сначала – нужно решить, чьи это полномочия, затем решить, чьи нужно выделить денежные средства, так как это вытекает из того,чьи полномочия.

Расходные обязательства могут сформироваться исключительно в порядке, предусмотренном законодательством, только в рамках полномочий соответствующих органов. ОГВ субъекта РФ не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, возникающие по компетенции РФ, кроме случаев, установленных ФЗ.

ОГВ субъекта РФ вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции РФ и МО.

ОМСУ не вправе устанавливать и исполнять РО, связанные с решением вопросов компетенции РФ и субъектов, в праве устанавливать и исполнять расходные обязательства, не отнесенные к компетенции РФ, субъектов, других МО, не исключенные из их компетенции законами Ф и субъектов, только при наличии собственных финансовых средств (кроме трансфертов).

РО, связанные с содержанием органов публичного образования – обязательные и постоянные обязательства, принимаемые к исполнению публичным образованием. Денежные обязательства могут возникнуть как до установления расходных обязательств, так и после их установления (например, если договор заключается под средства, уже выделенные в бюджете).

Если учреждение принимает на себя обязательства сверх выделенных лимитов бюджетных обязательств, то в превышающей части сделка недействительна - ???

Установление расходных обязательств – определение целей, направлений, объема, структуры, размеров бюджетных расходов, необходимых для выполнения функций и задач органов публичной власти, установление нормативов, определение мероаприятий, программ, проектов, категорий получатеелй средств.

Введение – определение функций, задач, подходов.

Судебная практика:

Постановление ФАС ДВО от 17.05.2011 № Ф03-1826/2011: по вопросам льгот педагогическим работникам суд сначала рассматривает, чьи это расходные обязательства, устанавливает, что РФ, так как это полномочие по закону РФ по предметам совместного ведения, затем устанавливает, что РФ платит. Ссылка на ст. 84 БК.

Постановление ФАС ВВО от 04.03.2011 № А28-7741-2010: примерно то же самое, только насчет льгот за проезд.

Сложнее, когда полномочия передаются, тогда может быть непонятно, с кого производить взыскание.

Сложнее всего разобраться с внебюджетными фондами, насчет их бюджетных обязательств. ГВФ – это публичные страховщики, вокруг которых масса субъектов страхования. Зачем нужна категория юридических лиц публичного права (ЦБ, госкорпорации и т. д.)? На примере ГВФ легко понять суть ЮЛ публичного права: когда они выступают как страховщики, они не являются публичным образованием, но при этом имеют бюджет, и, соответственно, имеют место расходные обязательства, не принадлежащие публично-правовому образованию, они возникают в рамках отношений по социальному страхованию. Но фонды исполняют свои функции не только как страховщики: пенсионеры, например, получают не только страховые средства, но и надбавки. Эти надбавки – средства, доплачиваемые сверх страховых выплат, они передаются федеральным бюджетом в бюджет ГВФ. ТО есть ГВФ превращается в орган управления финансами, и тогда он исполняет расходные обязательства РФ, по сути является распорядителем. Страховые обязательства исполняются ГВФ как публичным страховщиком, а РФ по страховым обязательствам выступает гарантом. Кроме того, ГВФ могут принимать обязательства для того,чтобы содержать себя. Если их бюджет предназначен для страхования, то средства на содержание самого ГВФ выделяются как для казенного учреждения, но выделяются из бюджета самого ГВФ.

То есть у ГВФ есть 3 разных по характеру категории обязательств, и обязательства публично-правового образования исполняются ГВФ только в случае финансирования его РФ.

В зависимости от эконо-мического содержания расходы всех уровней бюджетов подраз-деляются на текущие и капитальные, которые, в свою очередь, устанавливаются экономической классификацией расходов бюд-жетов.

Текущие расходы бюджетов предназначены для обеспечения текущих, ежегодно возобновляющихся расходов. 3а исключе-нием капитальных расходов, это все расходы бюджетов, кото-рые обеспечивают текущее функционирование органов государ-ственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений. Из этой группы расходов средства поступают на обеспечение межбюджетного механизма перераспределения ресурсов, в частности, осуществляется государственная поддер-жка в форме дотаций, субвенций другим бюджетам и отдель-ным отраслям экономики.

Согласно экономической классификации расходов бюд-жетов, к категории текущих расходов бюджетов относятся закупки товаров и услуг, оплата труда служащих, денежное довольствие военнослужащих, выходные пособия при уволь-нении и др. Это та группа расходов, с помощью которых государство распределяет средства на реализацию текущих функциональных задач, стоящих перед ним. Получателями текущих расходов в режиме финансирования становятся раз-личные органы исполнительной власти на всех уровнях вла-сти, бюджетные учреждения и другие получатели средств из бюджетов.

Капитальные расходы бюджетов предназначены для обес-печения расширенного воспроизводства инновационной и инвестиционной деятельности, включая инвестиции в виде бюджетных кредитов в деятельность юридических лиц в со-ответствии с инвестиционными программами. К данному виду расходов относятся расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта, расходы, пред-назначенные для увеличения государственного или муници-пального имущества. Возможны иные направления расхо-дов, включенные в категорию капитальных расходов в соответствии с экономической бюджетной классификацией.

3. Расходные обязательства: понятие и виды.

Понятие расходных обязательств является новым в бюджетном законодательстве. Под расходным обязательством понимается обусловленная зако-ном или иным нормативным актом, договором или соглашением обязанность органов власти различных уровней предоставить физическим или юридическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления и иным субъектам средства соответствующего бюджета.

В соответствии с Методическими рекомендациями Минфина России, нормативное правовое регулирование расходных обязательств состоит в установлении законодательными и иными нормативными правовыми актами целей, общих принципов, объема, порядка и условий осуществления деятельности органов власти, требующей определенных бюджетных расходов. Нормативное правовое регулирование осуществляется в двух формах.

1) Введение расходного обязательства - определение функций и задач органов власти, общих принципов финансового обеспечения и исполнения расходных обязательств. Соответствующие правовые акты определяют основания, указывают на необходимость того или иного действия и/или мероприятия.

2) Установление расходного обязательства - определение содержания расходного обязательства, порядка его исполнения, нормативов и объемов расходования бюджетных средств. Установление любых расходных обязательств может осуществляться исключительно путем принятия правовых актов и заключения в их развитие соответствующих договоров (со-глашений).

Таким образом, расходное обязательство бюджета возникает в том случае, когда:

Соответствующее направление расходов относится к предметам ведения соответствующего бюджета, расхо-дование средств бюджета на другие цели не допускается;

Органы государственной власти или местного самоуправления принимают нормативный акт, заклю-чают договор или соглашение, предусматривающее осуществление со-ответствующих расходов.

Действующие и принимаемые расходные обязательства

Расходные обязательства можно разде-лить на действующие и принимаемые. К действующим обязательствам относятся те, которые существуют в настоящее время и будут действовать в пла-новом периоде в соответствии с уже принятыми нормативными актами и за-ключенными договорами. Например, в число вопросов местного значения поселений, в соответствии с Законом 131-ФЗ, входит «создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организации культуры». В соответствии с данным вопросом местного значения, из бюдже-та поселения осуществляется финансирование сельского клуба. Расходные обязательства поселения возникают в связи с заключенными с работниками клуба трудовыми договорами, договорами на предоставление услуг по тепло-и водоснабжению, водоотведению, вывозу мусора и т.п. Данные обязатель-ства являются достаточно устойчивыми - прекращение их выполнения может быть вызвано только закрытием клуба и увольнением его работников. Еще более «неотвратимыми» оказываются обязательства по уже выполненным договорам - например, местный бюджет ни при каких обстоятельствах не мо-жет не рассчитаться с подрядчиком за уже выполненные своевременно и с соблюдением установленных технологий работы, например за ремонт того же клуба.

Совсем другой характер носят обязательства, которые не действуют на настоящий момент и собираются вводиться в действие лишь в плановом периоде, т.е. принимаемые обязательства. Принимая решение о расходных обязательствах на плановый период, необходимо исходить из следующих подходов:

Первоочередному финансированию подлежать действующие обязательства: нельзя, не расплатившись за ремонт клуба, начинать финансирование студии народных танцев ;

Новые обязательства принимаются в объеме разницы между бюджетом действующих обязательств и реалистично прогнозируемым объемом доходов: нельзя принимать на следующий год обязательство по ремонту библиотеки в целом, если финансовых средств хватает только на ремонт крыши ;

В части принимаемых обязательств в первую очередь необходимо профинансировать обязательства, общие для всех бюджетных учреждений и органов власти - повышение тарифов на коммунальные услуги, рост оплаты труда, а затем уже принимать решение о финансировании капитальных расходов и различных программ;

Если обязательство носит долгосрочный характер, на следующий год оно из принимаемого превращается в действующее: например, если в этом году принята трехлетняя программа благоустройства и озеленения территории, на следующий год она из принимаемого обязательства становится действующим ;

Если принимаются новые обязательства капитального характера

(строительство либо реконструкция какого-либо объекта), в дальнейшем потребуются средства на текущую эксплуатацию данного объекта, что должно быть предусмотрено в финансовых планах: так, принимая обязательство по строительству новой дороги, необходимо оценивать не только расходы на само строительство, но и прогнозировать, будут ли средства на содержание и ремонт этой дороги.

Реестр расходных обязательств

Расходные обязательства отражаются в реестре расходных обязательств. Под реестром расходных обязательств, в со-ответствии с Бюджетным кодексом, понимается свод (перечень) норматив-ных правовых актов и заключенных органами государственной власти и местного самоуправления до-говоров и соглашений, предусматривающих возникновение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.

Особая роль данного документа состоит в том, что финансированию из бюджета подлежат только те расходы, обязательства по которым включены в реестр расходных обязательств. Соответственно, данный доку-мент должен носить исчерпывающий характер и регулярно обновляться.

На региональном уровне составляется сводный реестр по всем муниципальным образованиям субъекта Федерации. На федеральном – сводный реестр РФ.

Тема 2.4 Бюджетный процесс.

1. Понятие и принципы бюджетного процесса.

2. Участники бюджетного процесса и их основные права и обязанности.

1. Понятие и принципы бюджетного процесса.

В соответствии с Бюджетным Кодексом бюджетный процесс - это регламентированная законодательством деятельность органов государственной власти и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Основные начала бюджетного процесса определены Консти-туцией РФ, детальная регламентация дана Бюджетным кодек-сом. При этом порядок бюджетного процесса, определяемый Бюджетным кодексом, применяется для всех уровней бюджет-ной системы. Субъекты РФ и органы местного самоуправления вправе конкретизировать порядок бюджетного процесса в пре-делах, определенных Бюджетным кодексом.

Бюджетный процесс это последовательное прохождение бюджета через его стадии:

1. Составление проекта бюджета;

2. Рассмотрение проекта и утверждение бюджета;

3. Исполнение бюджета;

4. Принятие отчета об исполнении бюджета.

Все стадии бюджетного процесса жестко регламенти-рованы процессуальными нормами бюджетного права, призван-ными обеспечить четкое бюджетное планирование и соблюде-ние бюджетной дисциплины.

Бюджетный процесс строится на определенных принципах , соблюдение которых позволяет наиболее эффективно использо-вать средства государства. Помимо общих принципов построе-ния бюджетной системы РФ, можно назвать такие принципы бюджетного процесса, как ежегодность бюджета и специализа-ция бюджетных показателей.

Ежегодность бюджета означает, что бюджет принимается сроком на один год - с 1 января по 31 декабря. Ежегодность дает возможность более точно выявить тенденции рыночного развития, позволяет учесть происходящие изменения в темпах роста производства, изменение курса рубля и т.д. Очень важ-но обеспечить принятие бюджета до наступления очередного финансового года - это позволяет своевременно сконцентрировать бюджетные средства, а также обеспечить все указанные в бюд-жете направления расходования средств.

Принцип специализации бюджетных показателей означает, что бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федера-ции составляются по единой бюджетной классификации.

2. Участники бюджетного процесса и их основные права и обязанности.

Бюджетный кодекс называет две категории субъектов, кото-рые от имени государства или муниципальных образований осу-ществляют бюджетный процесс. Это органы, обладающие бюд-жетными полномочиями, объединенные в систему, и участники бюджетного процесса. Перечень участников бюджетного процесса шире, чем перечень органов, обладающих бюджетными полно-мочиями.

Основными участниками бюджетного процесса являются:

    Президент РФ;

    органы законодательной (представительной) власти (на федеральном уровне - обе палаты Федерального Собрания РФ - Государственная Дума и Совет Федерации; на региональном и местном уровнях - областной и городской Совет депутатов соответственно): рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы ;

    органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов и другие): осуществляют составление проекта бюджета, внесение его на утверждение соответствующего законодательного органа (федерального, регионального или местного), исполнение бюджетов, управление государственным, муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджетов, представляют отчет об исполнении бюджета соответствующего уровня бюджетной системы на утверждение законодательных органов власти ;

    органы денежно-кредитного регулирования, основной из которых Банк России: совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов, осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ ;

    органы государственного и муниципального финансового контроля: осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов, проводят экспертизы проектов бюджетов и целевых программ ;

  1. Государственные и муниципальные финансы (5)

    Учебное пособие >> Финансовые науки

    I. Основы государственных и муниципальных финансов 1 Роль и место государственных и муниципальных финансов в финансовой системе РФ. 4 2 2 8 2 Содержание и функции государственных и муниципальных финансов , их состав. Государственная финансовая...

  2. Проблемы стабилизации государственных и муниципальных финансов

    Дипломная работа >> Финансы

    И развития государственных и муниципальных финансов 2.1 Бюджетная система России как основа государственных и муниципальных финансов Важную роль в составе государственных финансов играют бюджетные...

  3. Государственные и муниципальные финансы (2)

    Шпаргалка >> Финансовые науки

    ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ по дисциплине “Государственные и муниципальные финансы ” 1. Сущность финансов как экономической категории. История... . 5. Размещение на возвратной и платной основе

Введение

Региональные бюджеты - центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации. Исходя из этого, через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику, осуществляя выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. Для преодоления отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.

Наиболее ярко последствия экономических и социальных процессов отражаются на расходной части региональных бюджетов. Определяющее направление деятельности региональных органов власти - это разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории. Возрастание расходов связано с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.

Цель данной работы - дать характеристику расходов субъекта РФ

Задачи данной работы:

1. Дать понятие расходов бюджета и расходных обязательств.

2. Выяснить, в каких случаях устанавливаются расходные обязательства субъекта РФ

3. Привести классификацию расходов субъекта РФ.

Расходы бюджета, расходные обязательства субъекта РФ

Расходы бюджета, согласно Бюджетному Кодексу РФ - это выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета

Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.

Расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета

Расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате:

1. принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации;

2. принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения,

3. заключения от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) казенными учреждениями субъекта Российской Федерации;

4. принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации;

5. принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации.

Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в пунктах 1-4, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

В случаях, установленных федеральными законами, регулирующими деятельность территориальных государственных внебюджетных фондов, и (или) принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, расходные обязательства субъекта Российской Федерации могут исполняться за счет средств соответствующих бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов.

Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в 5 пункте, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации, а также за счет и в пределах субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, предоставляемых бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования

В случае, если в субъекте Российской Федерации превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств субъекта Российской Федерации, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

региональный расходный бюджетный обязательство

Бюджет служит источником денежных средств для обеспечения оплаты расходных обязательств соответствующего публично-правового образования.

То есть расходное обязательство – это обязанность выплатить деньги из бюджета на определенные цели или за определенные услуги.

Основные виды расходных обязательств:

Публичные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации)

Публичные нормативные обязательства - публичные обязательства перед физическим лицом , подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации , за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, работников казенных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся (воспитанников) в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях (статья 6 «Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе»).

Гражданско-правовые обязательства – это расходные обязательства перед физическим, юридическим лицом, другим публично-правовым образованием, субъектом международного права, размер или порядок расчета которых указан в договоре (например, трудовом), государственном (муниципальном) контракте. Эти обязательства закреплены законами и положениями в виде полномочий и функций органов власти (казенных учреждений), однако объем обязательств этими законами и положениями не определен. Объем устанавливается через заключение государственных (муниципальных) контрактов и трудовых соглашений. Требования к объему, качеству, условиям, порядку и результату оказания услуг формулируются в государственном (муниципальном) задании. Для этого вида обязательств предварительно нужно определить возможности (лимиты) их принятия и исполнения, т.е. они могут и должны быть лимитированы бюджетной сметой.



К гражданско-правовым обязательствам относятся также все затраты, которые производятся для того, чтобы обеспечить предоставление государственных услуг. Например, ремонт, зарплата учителя. Ее, размер указан в трудовом договоре, а не в НПА.

Государственные (муниципальные) услуги (работы) – услуги (работы), оказываемые (выполняемые) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), казенными учреждениями, иными юридическими лицами (статья 6 «Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе»).

Государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (статья 6 «Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе»).

ЭТАПЫ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА ПО РАСХОДАМ (В ЧАСТИ ВЫПЛАТ)

Любое расходное обязательство имеет несколько «жизненных» этапов. Эти этапы, согласно Бюджетному кодексу, считаются этапами исполнения бюджета по расходам.

Этапы исполнения бюджета по расходам (в части выплат) (статья 219 БК РФ «Исполнение бюджетов по расходам) :

o Принятие бюджетных обязательств;

o Подтверждение денежных обязательств;

o Санкционирование оплаты денежных обязательств;

o Подтверждение исполнения денежных обязательств.

Бюджетные обязательства – расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году (статья 6 «Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе»). Выплаты по расходным обязательствам запланированы в законе (решении) о бюджете. Расходное обязательство становится бюджетным с первого января, когда вступает в силу закон о бюджете.

1. Принятие бюджетных обязательств:

  • Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (за исключением публичных нормативных обязательств) в пределах доведенных до него в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) лимитов бюджетных обязательств –гражданско-правовые обязательства ;
  • Получатель принимает бюджетные обязательства по исполнению публичных нормативных обязательств после предусмотрения в законе (решении) о бюджете, ином правовом акте, соглашении бюджетных ассигнований на исполнение бюджетных обязательств в пределах доведенных до получателя бюджетных средств в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

Т.е. расходное обязательство превращается в принятое бюджетное обязательство после того, как в законе (решении) о бюджете, сводной бюджетной росписи предусматриваются средства для его исполнения, а также при заключении получателем бюджетных средств государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в пределах лимитов бюджетных обязательств в соответствии с бюджетной сметой. «Момент превращения» зависит от вида расходного обязательства.

Денежные обязательства - обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения (статья 6 «Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе»).

2. Подтверждение денежных обязательств - составление платежных и иных документов (документы исполнения: счет-фактура и пр.), необходимых для санкционирования их оплаты, а в случаях, связанных с выполнением оперативно-розыскных мероприятий, составление платежных документов.

Т.е. бюджетное обязательство переходит в денежное после того, как получатель бюджетных средств подтвердит свою обязанность уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства, в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки (подпишет документы исполнения) или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения. Например, составит платежное поручение на оплату услуг.

3. Санкционирование оплаты денежных обязательств. Составленные п/п должны быть проверены на соответствие плановым показателям, на наличие денег на счетах, на правомерность сделки. После всех этих проверок платежки могут быть санкционированы к оплате, то есть одобрены финансовым органом или Федеральным казначейством (в зависимости от того, кто выполняет полномочия по санкционированию). Санкционирование – это просто разрешительная подпись, которая разрешает дальнейшее движение документа.

  • Оплата денежных обязательств (за исключением денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам) осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств;
  • Оплата денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам может осуществляться в пределах доведенных до получателя бюджетных средств бюджетных ассигнований (т.е. без предварительного доведения до конкретных получателей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств на их принятие, т.к. бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств установлены непосредственно законом и подлежат исполнению в силу закона).

Санкционированные к оплате платежные документы отправляются в банк. На основании этих документов банк списывает деньги с единого счета бюджета на расчетный счет получателя.

4. Подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субъектов международного права, а также проверки иных документов, подтверждающих проведение неденежных операций по исполнению денежных обязательств получателей бюджетных средств.

Рис.3.1. Процедура исполнения бюджета по расходам в разрезе основных видов расходных обязательств

Выплаты из бюджета совершаются не только в рамках расходов бюджетов, но и в рамках выплат по кредитам и другим привлеченным источникам.

Исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета (в части выплат из бюджета) осуществляется главными администраторами, администраторами источников финансирования дефицита бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью в порядке, установленном финансовым органом в соответствии с положениями Бюджетного Кодекса. Санкционирование оплаты денежных обязательств подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита бюджета осуществляется в порядке, установленном финансовым органом (Статья 219.2. Исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета) .

Поделиться